Можно по-разному относиться к самому факту существования в нашей стране системы званий для артистов, но факт остаётся фактом, причём традиция-то пошла ещё с царских времён, с Императорских театров. Пролетарская власть, нисколько не смущаясь, взяла себе на вооружение институт чинов для артистов и других деятелей культуры. При ней же он расцвёл уже буйным цветом, так как центр монополию утратил, и каждая Советская республика обзавелась своими заслуженными и народными. Перекочевала традиция и в новые времена, постсоветские, оказавшись на редкость живучей.
Так что жить нам всем с этой данностью, Кабриолев же, частенько философствуя на эту тему, считает про себя лично, что он-то с ней смирился, да полагает концептуально верным существование званий. Однако, как часто случается, хорошая идея хороша лишь в хороших руках. Никто не ставит под сомнение необходимость отмечать выдающихся артистов, но слишком многие хотят быть печатью признания отмеченными, что порождает спрос. Который, так или иначе, удовлетворяется и тут ничего не поделаешь – а судьи-то кто? И, со временем, звания эти, государством присваиваемые, девальвировались, ибо слишком много стало даже артистов «Народных», не говоря уже про «Заслуженных».
Вольдемар Альбертович, к глубокому для себя сожалению, был свидетелем этой деградации, да даже, с его слов, бороться пробовал. Но всё без толку – против танка не попрёшь, а бюрократический аппарат, в чьём ведении вопрос, сам танки на завтрак ест. А в этом и есть, вроде как, корень сей беды – чиновники решают кому звание и какое дать, а кому никакого и не давать. Впрочем, продолжает философствовать Кабриолев, а кто если не они?
Потому как, если отдать вопрос на откуп артистической братии, то там, скорее всего, и ещё более предвзятое решение выйдет! Хотя вряд ли вообще выйдет, ибо в этом клубке целующихся змей договориться им нипочём не получится. Хорошо на эту тему в своё время Мариус Иванович выразился: «Le ballet, c`est un genre de la bagarre de souris apres la scene. Балет это что-то вроде крысиного боя за сценой». Мало чего поменялось с тех времён, а по такому значительному поводу может и кровопролитная война разыграться. Так что это точно не артисты решать должны, кто из них народнее остальных, а кто заслуженнее.
Конечно, подмывает обратиться к общественности, привлечь широкие массы зрителей к номинированию. Но Кабриолев весьма скептически оценивает такой вариант в своих рассуждениях, и всегда на этом их моменте качает головой в стороны. Да и технически такое сложно провернуть – всенародное голосование что ли проводить? А уж кого народ-то выберет, падкий до дешёвого популизма? Во-во, страшно подумать…
Всякие идеи типа создания а-ля «Экспертного совета» для раздачи артистам званий, Вольдемар Альбертович отметает с подхода, даже всерьёз такой механизм не рассматривая. Ввиду того, что сам не раз и даже в президиумах похожих сборищ сиживал и прекрасно знает, как они работают, – обычно решения уже заранее написаны. А часто и не участниками этих формальных посиделок, а теми, кто повыше… А кто у нас там? Они самые, руководящие работники… Круг замкнулся…
Так что, как Кабриолев считает, пусть уж и идёт всё так, по старинке. Разбирающиеся же люди и без этих подсказок знают кто какого звания заслуживает. А знающие – кто как своё получил…
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет