Найти тему
Домодедово online

Невыносимый мусор

Как уменьшить количество производимых отходов, кому это нужно, и что делать с колоссальным объёмом пластика в нашей жизни?

Когда начинаешь обдумывать всё это - миллиарды тонн мусора, накопившегося в мире, проценты, кубометры, - мыслительный процесс в какой-то момент стопорится. Становится не просто страшно, охватывает настоящий экзистенциальный ужас, который мог бы описать разве что Жан-Поль Сартр. Хочется засунуть голову в песок, перестать задумываться и сложить, как котик, лапки на пузике. «Всё равно одному человеку ничего не изменить» - мантра неудачника набирает звучание… В такие моменты особенно важна поддержка, в том числе со стороны наших читателей.

По случаю Дня печати «Призыв» поделился в соцсетях результатами наших «зелёных» проектов за прошлый год. Комментарий от одного из наших подписчиков, на мой взгляд, - лучшее воплощение такой поддержки.

«В первую очередь надо думать о том, как не превращать всё в мусор, - написал нам пользователь с ником Саша Золотов. – А то сама уборка мусора - это перекладывание его из одного места в другое. И это перекладывание никогда не поспевает за тем, как появляются новые отходы. Особенно если речь идёт о пластике».

Основная миссия газеты – информирование и просвещение. Вдохновлённые такой поддержкой единомышленника, о пластике мы сегодня поговорим подробно.

«…и вокруг пластмассовая жизнь»

Вечером после работы заходишь в магазин. Берёшь батон хлеба (в пластиковом пакете), килограмм яблок (в пластиковом пакете), пачку макарон (в пластиковом пакете), бутылку кефира (из пластика же!)… Подходишь на кассу – и снова: «Вам пакетик нужен?»

В этот момент самое время выйти на сцену группе «Сплин» и печально спеть: «Всё на свете из пластмассы, и вокруг пластмассовая жизнь».

Пластмасса, пластик, полимерные соединения – называть можно, как угодно. За последние десятилетия человечество произвело более восьми миллиардов тонн пластика. Ещё в 2017 году журнал Science Advances опубликовал результаты исследования американских учёных, которые подсчитали количество произведённого пластика. Исследователи подчеркнули, что основной объём производства пришёлся на последние 13 лет.

С момента исследования прошло пять лет. Более свежих научно подтверждённых данных мне найти не удалось, однако, учитывая темпы роста производства, думаю, что реальная цифра на сегодняшний день – более девяти миллиардов.

Население Земли, по последним данным, составляет 7 миллиардов 836 миллионов 525 тысяч человек. Средний вес homosapiens в 2012 году составлял 62 килограмма. В итоге общая масса всех жителей планеты должна быть около 500 миллионов тонн. А пластика – девять миллиардов тонн… Получается, что вес произведённого человечеством пластика в 18 раз больше, чем вес самого человечества!

При этом ни один предмет, произведённый из пластика, не разложился естественным путём. Эти девять миллиардов тонн полимерных соединений всё еще с нами, вокруг нас – и даже в нас самих. В разных источниках указаны разные предполагаемые сроки распада пластика – от 100–150 лет до 400–500. Точно никто не знает, хотя с момента создания первого полностью синтетического полимера прошло уже 115 лет.

В 1907 году бельгийский и американский химик Лео Бакеланд изобрёл бакелит – первую недорогую, негорючую и полностью синтетическую пластмассу универсального применения. Америка электрифицировалась, ей требовался материал для изоляторов, который мог заменить эбонит или шеллак. Но оказалось, что бакелит подходит для механизированного массового производства очень многих вещей. После создания бакелита многие фирмы оценили его потенциал и стали проводить исследования с целью создания новых пластиков.

В 1950-х началось массовое производство, за последние полвека пластик буквально захватил планету и поработил человечество.

«Одноразовая жизнь в мире номер раз…»

Песню с таким названием – «Одноразовая жизнь» - записала группа ДДТ ещё в 1998 году. А 100 лет назад в США появилась первая одноразовая посуда. Изначально её придумали с благой целью – сократить количество заболеваний среди школьников и исправить положение дел с санитарией и гигиеной на предприятиях общепита.

С тех пор изменилось многое. Появились посудомоечные машины, новые чистящие средства, однако идея «использовать и выбросить» оказалась слишком приятной и прочно вошла в нашу жизнь. Выросли уже поколения людей, которые не представляют, например, что на пикник или в поход можно взять простую металлическую кружку. Да что там пикник! Путь от дома до работы для кого-то невозможен без кофе навынос – в одноразовом неперерабатываемом стакане. Который на 100–400 лет переживёт своего владельца. Мы неоднократно уже обращали внимание читателей: одноразовые стаканчики для кофе навынос – не бумажные! Они содержат слой пластиковой ламинации, который не даст целлюлозе нормально разложиться. Эта же прослойка делает невозможной их массовую переработку. Единственный выход для тех, кто не хочет обрести бессмертие в тысячах стаканов, – своя многоразовая кружка.

К такой же одноразовости стремятся и производители всего остального – одежды, техники, мебели. Ведь чем больше мы выбрасываем, тем больше покупаем, а чем больше мы приобретаем, тем выше чья-то прибыль! Однако это тема для отдельного разговора. Вернёмся к нашим тарелкам – и их содержимому.

«Бутылка кефира, полбатона…»

Даже столь скромный рацион, воспетый группой «Чайф», будет, увы, умножать количество производимых нами отходов. Многострадальные полбатона – обязательно в полипропиленовом пакете, закрытом куском проволоки, и бутылка кефира – хорошо, если из честного стекла, которое можно перерабатывать бесконечное количество раз. Но скорее всего – из ПЭТ, окрашенного оксидом титана. Этот химический элемент придаёт бутылкам от молока и кефира столь приятный глазу белый цвет.

Теоретически всё, кроме кусочка проволоки, можно переработать. На практике есть масса возражений.

Несмотря на все усилия потребителей, многие пластиковые предметы, предназначенные для вторичной переработки, в конечном итоге всё равно направляются на свалку. Чаще всего это связано с загрязнением пластика пищевыми отходами, недостаточным спросом на продукцию из вторсырья и качеством вторичного пластика.

В прошлом году эксперты российского отделения «Гринпис» объехали мусоросортировочные комплексы по всей стране. Они перебрали отходы и выяснили, что чаще всего отправляется на полигоны. Больше половины (54%) отходов – это одноразовая упаковка: мягкая упаковка от продуктов, пакеты, пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики и другие подобные предметы.

«Скоро рассвет, выхода нет…»

И снова слово главным пессимистам отечественной рок-сцены. Однако в данном случае соглашаться с группой «Сплин» не хочется. Тем более что выход есть.

Мы – потребители, а это значит, что только мы голосуем рублём за те или иные товары и за их упаковку. Мы можем влиять на производителей, имеем право писать обращения, требовать заменить неперерабатываемую упаковку на перерабатываемую.

Мы можем ходить в магазин со своей удобной сумкой или рюкзаком, как бы ни уверяли нас известные торговые сети, что «покупая пакеты – вы помогаете детям». Может быть, какой-то рубль с продажи пакета и идёт на помощь нуждающимся, однако какое будущее этих детей потом ждёт? Пластмассовая жизнь? Не слишком привлекательно.

Можем не покупать кофе навынос, а наслаждаться им в кофейне и пить из керамических красивых кружек. Можем брать с собой – в своей многоразовой кружке. Моя, например, сделана из бамбука. Лёгкая, красивая, удобная, служит уже больше года.

Мы можем сортировать образующиеся отходы и сдавать их на переработку, благо синие баки установлены в каждом дворе. Как бы неэстетично они сейчас, зимой, ни выглядели, их содержимое действительно отправляется на комплекс по переработке отходов.

«Что дальше будет – неизвестно, хотя не трудно предсказать…»

«Почему я должен сортировать, я же плачу деньги за вывоз мусора, пусть они там сами сортируют!» Да, с таким мнением тоже часто приходится сталкиваться. И именно этот вопрос я чаще всего жду, когда начинаю разговор о переработке. Его задают настолько часто, что только «Замкнутый круг» «Арии» и хочется процитировать.

Все образуемые нами отходы – из серых и синих баков – отправляются на сортировочные комплексы. Если всё едет в одно место – действительно, в чём смысл разделять? А теперь вернёмся на пару абзацев выше и вспомним про загрязнение пищевыми остатками, мешающее переработчикам заниматься с сырьём. Каждая бутылка от кефира, которую сполоснули прежде, чем выбросить в синий бак, имеет шанс быть переработанной. Чего не скажешь о пакете, к которому прилипли тухлая селёдка, картофельные очистки и прочая органика.

Мы, «Призыв», сортируем не только свои отходы, но и мусор в местах наших «стихийных уборок». Минимум 50% от всего, что мы собираем, отправляется на переработку, а не перекладывается с места на место. Со всей ответственностью заявляю: такая сортировка – занятие не для слабонервных и высокочувствительных. Вместе с тем дома, на кухне что может быть проще, чем сполоснуть бутылку и закинуть её в отдельный пакет? Двухпоточная система («два бака») удобна, эффективна и проста.

Давайте пользоваться этой простой, удобной системой. Ради нас самих, ради многострадальных ёжиков, которых травят батарейками, ради аистов, запутывающихся в пакетах. Ради будущих поколений, которым ещё предстоит что-то придумать с девятью миллиардами тонн пластика.

Если ничего не изменится, к 2050 году на Земле будет уже 12 миллиардов тонн пластиковых отходов.

Страшные факты

- Одноразовый пакет из супермаркета служит в среднем 12 минут. Сколько он будет разлагаться, всё ещё точно никто не знает.

- Лишь 9% пластикового мусора перерабатывается, 12% - уничтожается, а остальные 79% накапливаются на свалках или в окружающей среде.

- В 2015-м команда исследователей выяснила, сколько пластиковых отходов попадает в Мировой океан. Так, только в 2010 году в нем оказалось 8 миллионов тонн пластика.

- Более двух третей пластика, попавшего в океаны, оказывается на морском дне, создавая постоянно растущую свалку под водой.

- Даже в развитых странах перерабатывают меньше 50% пластика, собранного домашними хозяйствами. Причем лишь малая часть этого объема становится тарой и упаковкой. Большая часть «перерабатываемых» упаковочных отходов превращается в менее ценные или не подлежащие последующей переработке продукты, а это означает, что процесс только задерживает неизбежное путешествие пластика на свалку.