Критики консерватизма часто пытались изобразить его как более или менее обскурантистскую попытку "имущих" отстоять свои сложившиеся привилегированные позиции в ущерб "неимущим". Более того, иногда высказывается точка зрения, что консерватизм неким образом связан с нацизмом и национализмом. В анализе, даваемом ниже, отстаивается совершенно иное мнение: консерватизм - это философия человеческого существования, которая не только заслуживает серьезного рассмотрения, но также диаметрально противоположна экстремистским движениям любого рода. Суть этой философии - в убеждении,что свойственная условиям жизни людей напряженность может быть смягчена (но не устранена полностью) политическими действиями.
Значимость отстаиваемой консервативной философией идеи неустранимой напряженности существования особенно четко прорисовывается при ее сопоставлении с противостоящей радикальной доктриной, согласно которой главная причина зла и страданий коренится не в природе человеческого существования, а порождена структурой общества. Поэтому можно надеяться на освобождение человека, устранив эту причину путем коренных изменений соответствующих элементов социального порядка. В современном мире самый яркий пример такой радикальной доктрины - марксизм, в соответствии с которым все основные источники человеческих несчастий могут быть устранены революционным свержением капитализма. С точки же зрения консерватизма, зло и несчастья неотделимы от самого человеческого существования, и мудрость состоит не в утопических планах их полного устранениям в скромных предложениях по их сдерживанию и уменьшению. Таким образом, политика по своей сути не может быть всесильной.
Итак, поскольку идея неустранимой напряженности человеческого существования оказывается соединенной с концепцией невсемогущества политики, то консерватизм в этом случае может быть определен как искусство политического компромисса, баланса и посредничества.
Еще отец современного консерватизма Э.Бьюрк (Burke) указывал, что революционные методы ведут к разрушению условий, необходимых для расширения и совершенствования политики в ее естественно ограниченных рамках. Первое и самое важное из этих условий - правление закона; второе - независимый суд; третье - система представительного правления; четвертое - частная собственность; пятое - внешняя политика, направленная на сохранение независимости на основе соблюдения баланса сил, который, по мнению консерваторов, является единственным устойчивым и реалистическим принципом, позволяющим установить международный мир.
Именно такая форма консерватизма - как идея невсемогущества политики, ее ограниченности - наиболее убедительна. Однако может быть выдвинуто возражение, что такой же взгляд на политику свойственен и либеральной традиции, и поэтому не всегда можно провести разграничение между консерватизмом, понимаемым таким образом, и либерализмом. В ответ можно сказать,что хотя такая общность между консерватизмом и либерализмом, безусловно, существует, консерватизм, тем не менее, защищает свои принципы совершенно по-иному и более квалифицированно. Например, консерватизм отвергает абстрактные концепции личности, прав человека, социального договора; он также отвергает утилитаристскую веру в прогресс, которая последовательно проводилась как либеральный принцип в 19-ом веке.
После рассмотрения основного преимущества консерватизма - идеи невсемогущества политики - можно перейти к характеристике трех основных традиций внутри консервативной мысли. Хотя ни одна из них не является "исключительной собственностью" конкретной нации, все же имеется ощутимая разница в уровне внимания к ним в консервативной мысли соответственно Франции, Германии и Великобритании. Разница трех традиций может быть лучше всего выявлена на основе анализа, подхода к идее напряженности человеческого существования.
Самый старый подход - теологический, христианско-пессимистический, вытекающий из мифа о первородном грехе. Этот подход сыграл наибольшую роль в консервативной мысли Франции, где он послужил (в пересмотренной, светской форме) основой реакционной традиции, представителем которой в 19-м веке был Ж. де Местр, а в 20-м - Ш. Морра (Ch. Maurras ) и "Аксьон Франсез". Хотя христианская идеология всегда играла важную роль в воззрениях таких людей как Бьюрк, реакционная консервативная философия характеризуется стремлением к консервативной утопии, по которой основные источники напряженности устраняются возвратом в прошлое. Сторонники реакционного консерватизма тоже начинают с поддержки идеи невсемогущества политики, но приверженность утопии в конце концов разрушает эту идею.
Напротив, в консервативной мысли Германии теологическая интерпретация условий человеческого существования была вытеснена светской философией истории, согласно которой естественное состояние является лучшим средством человеческой эмансипации. Однако в германской традиции органический идеал скорее подрывал, чем укреплял идею невсемогущества политики, поскольку он оказался в тесной связи с националистической доктриной, в соответствии с которой все должно быть подчинено требованию культурного единства или расовой чистоты.
Наконец, в Великобритании отличительной чертой консервативной мысли были скептицизм и гибкость, отразившиеся, прежде всего, в идеале "смешанного устройства". Однако после второй мировой войны приверженность этому идеалу начала постепенно уменьшаться, поскольку среди консерваторов вспыхнула дискуссия между сторонникам "среднего пути" и государственного вмешательства, с одной стороны, и защитниками нерегулируемого капиталистического порядка, с другой стороны.
ALAN CAWSON CONSERVATISM