Найти тему

УМНЫЕ СЕРВИСЫ: ЛИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ И ЕГО АЛЬТЕРНАТИВЫ

Оглавление

Автомобилисты, думаю, в курсе, что произошло с ценами на металлические повозки в последнее время. Кризис полупроводников здорово сократил количество автомобилей в продаже и как следствие вызвал безумный рост цен, который не останавливается. Когда это конкретно закончится, сейчас можно только гадать, а пока имеем то, что имеем. Но что делать тем, кто захотел купить себе металлического друга в это смутное время? Так уж вышло, что некоторое время назад я попал в число тех, кто задумался о приобретении своей первой личной колесницы, и начал разбираться в данном вопросе. И сейчас, собрав и проанализировав определенный пул информации, попробую представить его в каком-то удобоваримом виде.

Меня зовут Сергей и я рад приветствовать тебя в очередном выпуске "Умных сервисов". Присаживайся поудобнее или приляг, материал длинный и в нем я расскажу:

  • о сервисах для приобретения личного автомобиля;
  • о сервисах, которые помогут обойтись без него вовсе.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА АВТОМОБИЛЯ

Начну немного издалека, но с точки зрения повествования это поможет при определении подходящего способа приобретения авто.

Для тех, кто хочет заиметь себе первый автомобиль в жизни, ситуация складывается не лучшим образом ввиду отсутствия четкого понимания того, как, где и в каких условиях он будет эксплуатировать автомобиль. Я это говорю исходя из своего личного опыта.

Ситуация у меня была следующая: изначально, я рассчитывал, что автомобиль мне нужен в основном для нерегулярных дальних поездок (между городами раза два в месяц и в отпуск раз в год, туризм в общем) ну и пару раз в месяц в магазин сгонять или по другим делам. В остальное время автомобиль мне не нужен. Условия, соответственно, приближенные к идеальным: в основном трассовая эксплуатация. Отсюда легко сделать вывод, что автомобиль должен иметь небольшой расход на трассе, быть надежным, безопасным, динамичным ну и желательно, вместительным по багажнику. Естественно никаких особых потребностей в повышенной проходимости при данном раскладе нет. Идеальный вариант: какой-нибудь седан/лифтбек/универсал с хорошими аэродинамическими характеристиками и с каким-нибудь турбомотором.

Однако данную парадигму разрушила одна единственная поездка на стареньком бабушкином Chevrolet Lanos в Национальный парк "Сенгилеевские горы" (Ульяновская область). Впечатления от поездки получились весьма смешанные. С одной стороны: великолепная природа, золотая осень, безумной красоты виды.

А вот с другой как раз таки автомобиль и дороги, точнее их отсутствие после съезда с трассы. В этой поездке я осознал, почему в нашей стране так популярны кроссоверы - потому что на низком седане с передним приводом просто страшно сворачивать в какие-либо деревушки, села и даже маленькие города, не говоря уже о выезде на природу. А туристические поездки на машине в любом случае предполагают подобные маневры: иначе зачем вообще ехать? Текущая зима (2021 - 2022 года) добавила поводов отказаться от идеи классических седанов/хетчбеков/лифтбеков/универсалов в пользу чего-то повыше и проходимее, т.к. в моем дворе практически каждый день наблюдалась картина с персонажами на подобных авто, застрявших в снегу (а двор между прочим чистят).

Это мой пример и у меня именно такие потребности, у тебя они с большой вероятностью будут отличаться. Но как понять, что именно тебе нужно от автомобиля, когда его еще нет? Ни у бабушки, ни у родителей, ни у знакомых, которые могли бы его дать на денек-другой? Или более распространенный вопрос: как понять, какой конкретно автомобиль тебе подойдет/понравится больше из похожих вариантов? Т.к. в данном примере, я смог оценить лишь основные характеристики, которыми должен обладать автомобиль, а конкретную марку и модель даже не начинал выбирать. Да и вообще, может, личный автомобиль не нужен в принципе? На эти вопросы помогут найти ответы сервисы по аренде автомобилей, которые сейчас стали гораздо интересней.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИЧНОМУ АВТО

Во-первых, какие основные разновидности сейчас бывают: классические сервисы аренды, сервисы краткосрочной аренды (каршеринг), подписки, лизинг.

Классические сервисы аренды и лизинг рассматривать подробно не буду. Первый вариант вызывают тошнотный рефлекс, т.к. назвать такие сервисы "умными" язык не повернется. Но, к сожалению, они то и преобладают в регионах ввиду отсутствия вменяемой конкуренции со стороны более современных разновидностей аренды (искренне надеюсь, что скоро жизнь подобного рода "сервисов" закончится). Ну сам посуди: машин свободных никогда нет, периодически нет даже сайта, а даже если он есть, то даже заявку на автомобиль подать нельзя, и чтобы оформить документы, нужно в офис ехать. В большинстве случаев автопарк древний и его техническое состояние вызывает определенные сомнения, а после начала аренды с автомобилем ты вероятнее всего остаешься один на один. Прошлый век, короче. Лизинг же больше относится к сфере коммерческого транспорта и частным клиентам не особо интересен, я во всяком случае не нашел ничего подходящего.

А вот на двух других остановлюсь подробнее.

Каршеринг (или сервисы краткосрочной аренды)

-3

Явление только для городов миллионников и Сочей, но искренне надеюсь, на дальнейшее расширение. Щепотка социализма в капиталистическом укладе жизни. И я не шучу: где это видано, что бы ты подошел к любой машине на улице, сел и поехал? Да, надо за это заплатить, конечно, но сама концепция то прям социалистической собственностью попахивает.

Основные моменты: есть разные тарифы (поминутные, фиксированные, на определенный срок и т.д. в зависимости от оператора). В поминутных пробег не учитывается, учитывается только время в поездке. Фиксированные тарифы: оплата за поездку по маршруту из пункта А в пункт Б (как в такси). На определенный срок машина арендуется на срок от нескольких часов до нескольких дней, в стоимость может входить определенный пробег, либо же пробег считается отдельно. Сами машины напичканы целой кучей дополнительной электроники: открытие/закрытие автомобиля со смартфона, можно остудить летом, подогреть зимой также со смартфона, но основные фишки связаны с анализом манеры вождения, нарушения правил, измерением эксплуатационных нагрузок и много чем еще, и за примерное поведение потом сервис выдает плюшки в виде скидок на поездки. Это вполне оправдано, т.к. чем более "нежная" эксплуатация у автомобиля, тем дольше он будет служить и тем меньше расходов будет требовать на топливо и на техническое обслуживание.

Основные преимущества в сравнении с личным автомобилем:

  • платишь только за время использования автомобиля;
  • сервис полностью отвечает за автомобиль (тебе не нужно заботиться об автомобиле от слова совсем, если что-то случится на дороге, связанное с техническим состоянием и не только, сервис сам решит все проблемы);
  • все автомобили парка застрахованы, а также есть тарифы которые позволяют не переживать за незначительные ДТП и повреждения автомобиля во время аренды даже если их виновник - арендатор;
  • можно взять любой автомобиль из парка (даже премиальные марки, там есть, конечно, некоторые условия по рейтингу, но там просто достаточно быть адекватным водителем) - к преимуществам я это отнес т.к. одно дело возможность купить в личное пользование любой автомобиль, и совсем другое возможность взять в аренду на несколько часов, например.

Недостатки:

  • сервис практически не представлен в регионах;
  • ограниченная зона использования автомобиля (у разных операторов зоны разные);
  • автомобиль не является собственностью арендатора (хотя недостаток или нет это - вопрос)

Представители: Делимобиль, СитиДрайв, Яндекс.Драйв, Белка и т.д.

Подписка на авто

По сути обычная аренда, но с плюшками от каршеринга и рядом особенностей. Основной момент относится к автопарку: в отличии от обычной аренды, где автомобили закупаются именно под эту задачу и живут в ней до полного исчерпания ресурса, по подписке автомобили предоставляются либо абсолютно новые, либо немного б/у (не будет такого, что придется ездить на 7 - 10 летнем автомобиле с пробегами в сотни тысяч км со всеми вытекающими). Срок аренды может варьироваться от суток до нескольких лет (зависит от оператора). Но главное, что у некоторых операторов автомобили можно эксплуатировать в регионах, включая прохождение ТО, замену резины и т.д. Правда, есть вероятность, что забрать и вернуть автомобиль все равно придется в Москву, Санкт-Петербург или другие крупные города.

Основные преимущества в сравнении с личным автомобилем:

  • сервис полностью отвечает за оформление, страхование, обслуживание и ремонт автомобиля (в случае соблюдения арендатором условий эксплуатации) - это все входит в стоимость подписки (единственное, на станцию ТО автомобиль скорее всего придется везти самостоятельно, хотя некоторые операторы могут делать даже это... скорее всего за доплату, но могут);
  • очень широкая страховка (КАСКО, ОСАГО, встречается даже ДСАГО);
  • гибкость сроков аренды авто (можно взять авто на выходные, а можно и на несколько лет);
  • можно подписаться на любой автомобиль из парка (особых ограничений даже на премиальные марки не замечено, ну кроме цены, однако опять же одно дело - купить себе такой автомобиль и совсем другое - взять на небольшой срок);

Недостатки:

  • с большой вероятностью автомобиль придется забирать в другом городе (касается жителей регионов), у некоторых операторов обслуживать авто придется там же;
  • автомобиль не является собственностью арендатора и выкупить его по истечению срока аренды не представляется возможным

Представители: Сбер.Автоподписка, Яндекс.Драйв и подписки от автомобильных брендов: Hyundai Mobility, Kia Flex, Škoda Smart Drive и т.д.

Резюме по сервисам аренды

Преимущества такого способа владения автомобилем можно выделить следующие:

Минимизация геморроя, а именно обслуживание, уход и т.п. берет на себя сервис. В каршеринге практически полностью, в подписке, конечно, кое-что придется делать самому (например, возить автомобиль в станцию тех. обслуживания, мыть, заправлять), но по большей части аналогично предыдущему.

Гибкость выбора автомобиля (можно реализовать любой сценарий, который тебе нужен):

  • в отпуске, например, тебе хочется ездить на рыбалку - на этот срок можно взять кроссовер или внедорожник;
  • в обычное время нужно просто возить себя между домом, работой, школой (детей забрать) и магазином - тут будет достаточно какого-нибудь маленького хэтчбека;
  • понадобилось переехать на новую квартиру - возьму фургон.

Для того что бы реализовать такой подход с личным автомобилем, тебе их понадобится три, а то и больше.

Плюс, я уже говорил о том, что сервисы аренды могут помочь с выбором личного автомобиля для покупки. Тест-драйв от силы даст полчаса на то, чтобы проехать круг почета и вернуться в салон. За это время что-то понять об автомобиле практически невозможно. А арендовав автомобиль на неделю или на месяц, о нем можно будет узнать гораздо больше, плюс первый вау-эффект пройдет и на передний план выйдут объективные ощущения от владения автомобилем. В теории можно таким образом перепробовать вообще все автомобили в парках сервисов. В этом случае у тебя уже будет совершенно другой автомобильный опыт, нежели тебе даст один единственный автомобиль на период 3 - 7 лет.

Платишь не за сам автомобиль, а за время владения им. Это может быть как преимуществом, так и недостатком, тут уже будет зависеть от твоих потребностей. Для этого надо смотреть цифры.

Недостатки:

Автомобиль не принадлежит арендатору, его нельзя продать, повторно сдать в аренду, использовать в любой коммерческой деятельности (таксовать например) и т.д.

Ну и проблема актуальная на текущее время: в регионах таких сервисов пока что практически нет. Подписки разве что, если живешь относительно недалеко от крупных городов миллионников.

СЕРВИСЫ ДЛЯ ПОКУПКИ АВТО

Тут наверное никакой Америки не открою, основными "новшествами" можно назвать только покупку онлайн (и то это доступно далеко не для всех брендов, да и у кого есть больше нюансов, чем удобства или выгоды) ну и привлечение специалистов для подбора новых и б/у автомобилей. Но раз уж взялся, то рассказать надо.

Онлайн покупка авто

Это был бы действительно удобный сервис, а главное решал бы проблему с наценками дилеров, если бы хоть один из производителей довел его до состояния "умного". Наиболее близки к более менее логичной реализации корейцы из Hyundai, но, мониторя их интернет-магазин уже несколько месяцев и будучи подписанным на все возможные их рассылки и уведомления, я... не видел в онлайн-продаже еще ни одного автомобиля. Ходят по интернету легенды, что кто-то приобрел себе таким макаром тачки у них без наценок и допов, но видимо для этого нужен скилл удачи 10 из 10.

Упс...
Упс...

У Skoda зато есть в наличии на сайте машины, которые можно оплатить онлайн... Но только уже с наценками и допами. Ладно хоть честно пишут на сколько автомобиль дороже, чем мог бы быть. Правда, увидев эту плюс 386 тысяч на Rapid, издаёшь нервный смешок и идешь себе по миру дальше... пешком.

Смайлик в шоке... но данный автомобиль тут только ради красного словца)) Вполне реально найти варианты со скромной наценкой в 100 - 150 тыс. рублей
Смайлик в шоке... но данный автомобиль тут только ради красного словца)) Вполне реально найти варианты со скромной наценкой в 100 - 150 тыс. рублей

Такие сервисы нам не нужны! Идем дальше.

Сервисы подбора автомобилей

В отличии от предыдущих, данные сервисы уже можно смело назвать "умными". Смысл заключается в найме специалистов, которые за тебя автомобиль подберут, продиагностируют, поторгуются, тебе останется только заплатить и пару подписей поставить. Особенно это актуально на рынке б/у автомобилей, но в текущей ситуации имеет смысл и при приобретении нового. Главное найти действительно хороших и надежных специалистов.

Преимущества подобного подхода к покупке авто:

  • позволяет снизить риски при покупке с точки зрения технического и юридического состояния автомобиля (касается б/у автомобилей);
  • экономит время на поиске подходящего варианта;
  • повышается вероятность получить наиболее выгодное по цене предложение

Недостатки:

  • в регионах как обычно проблемы
Зачем я тут вообще живу?

Тут никого в пример приводить не буду, т.к. на YouTube можно набрать "подбор автомобилей с пробегом" и вывалится целая плеяда этих самых подборщиков, они лучше меня по этой теме тебе все расскажут и покажут.

По этому блоку даже резюмировать ничего отдельно не буду. И так все понятно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотел я воткнуть сюда еще и сравнение по ценам, но статья и так растянулась. А это значит будет новый выпуск в формате "Взрослая математика" так что подписывайся на канал чтобы не пропустить. Раскину, что и при каких условиях выгоднее в цифрах: сервисы аренды или свой личный автомобиль. Ну, а дальше все стандартно: если понравилась статья поднимай большой палец, если не понравился - опускай.

До встречи в новых материалах!

#автомобиль #первый автомобиль #аренда авто #покупка авто #каршеринг #подписка на автомобиль #автоподбор #умные сервисы #сервисы #технологии