Найти в Дзене

Что такое успех для ребёнка?

Оглавление

Когда-то я написала небольшой текст об успехе как новой религии нашего времени. Главным тезисом было то, что успех – это успеть вовремя. Тогда речь шла о взрослых, а сегодня я хочу поговорить об успешности детей. Речь не о единичных гениях, не о десятках талантов, а о сотнях нормальных детей, ставших невольными жертвами модных теорий.

Современные мамы и папы наизусть выучили анекдот про велосипед и Бентли, поняли его по-своему. И пытаются впихнуть в ребёнка все доступные ценности сообразно модным психологическим теориям.

pixabay.com
pixabay.com

Создать ребёнку ситуацию успешности

- новая мантра детских психологов. И вот, начинается гонка. Родители, недобравшие собственного успеха в прошлом и имеющие тьму свободного времени в настоящем, активно участвуют в ярмарках тщеславия дошкольных и школьных конкурсов. Пластилиновые панорамы на тему пешеходных переходов и осенние букеты из голландских сухоцветов, иллюстрации к сказкам Пушкина и птичьи кормушки с наплавленной крышей.

Ариэлла, 4 годика, новогодняя поделка "Сказочный городок"... //pixabay.com
Ариэлла, 4 годика, новогодняя поделка "Сказочный городок"... //pixabay.com

Родители упорно ваяют нетленку под видом детского рукотворчества, гордо собирают «портфолио» из грамот, купленных в ближайшем книжном магазине.

Тут же и самодеятельность. Фортепиано и бальные танцы для девочек. Гитара и модный рэп для мальчиков. Качество исполнения никого не интересует. Объективные способности детей – это не толерантно. Цель одна: ребёнок на сцене и все хлопают!

pixabay.com
pixabay.com

Хорошо, если врождённое упрямство ребёнка позволит ему отразить натиск родительской жажды успеха. Плохо, если послушный и удобный ребёнок начнет сваливаться в болезнь при приближении очередного акта успеха.

Несчастная скрипачка

Моей личной головной болью на протяжении четырёх лет учёбы младшей дочки в «началке» была одноклассница-скрипачка. Девочка начала заниматься музыкой на восьмом году жизни. В середине первого класса её пристроили «на скрипку». Инструмент забирал всё свободное время, в классных тусовках она не участвовала по причине «музыки». Почти четыре года девочка честно водила смычком по струнам, но безрезультатно, скрипка в её руках не запела.

На обязательных отчётных концертах зрители-родители вжимались в кресла актового зала, закрыть уши было неприлично. Но по окончании выступления все с облегчением бурно хлопали.

На осторожные вопросы «почему выбрали такой сложный инструмент» мама девочки честно отвечала:

По совету психолога. У нас ещё с садика проблемы низкой самооценки, и нам нужно создать дочке ситуацию успеха. На пианино все играют, а на скрипке она одна, пусть гордится собой.
pixabay.com
pixabay.com

Ситуация успеха закончилась печально. Очередные скрипичные страдания услышала педагог старой школы, не знавшая о высокой психологической цели происходящего. Со словами

Это невыносимо. Зачем мучать инструмент? У нее даже слуха нет!

Пожилая дама вышла из актового зала в середине выступления. Слёзы и скандал привели к переводу одноклассницы в другую школу, где никто не знал о её музыкальном прошлом.

Депрессия из-за высокого искусства

Вторым случаем «ситуации успеха» была девочка-балерина. Почему её родителей не устраивали бальные танцы, было понятно. Для своего возраста девочка была крупновата, найти партнёра не удалось. Почему не подошли современные танцы, где в кружок брали всех желающих, и даже самые неуклюжие мальчики начинали двигаться ритмично – непонятно. Но думаю, что тоже из благих побуждений. В группе же всё равно детей сравнивают, кто-то солирует, кто-то в первой линии, кто-то – фоном. Где ж тут ситуация успеха? Поэтому, балет.

Индивидуальные занятия и сольный номер – «Умирающий лебедь». Девочка была крупной, здоровой, румяной – «кровь с молоком». Её лебедь печатал шаг как заправский гвардеец на плацу, а финальный аккорд Сен-Санса сопровождался торжествующей улыбкой во весь рот. Зрелище было своеобразно. Особенно к четвертому классу, когда лебединая грудь перестала помещаться в белоснежное трико, и редкие папы смущённо отводили взгляд, но в конце тоже дисциплинированно хлопали.

pixabay.com
pixabay.com

Её успешная творческая судьба оборвалась резко. В год, когда она заканчивала начальную школу, в городе объявили конкурс на учёбу в специализированной танцевальной школе-интернате. Набирали 5-ый класс. Наша царевна-лебедь, окрылённая ежегодными выступлениями, была страшно удивлена и расстроена, когда у неё даже не приняли документы на конкурс. «Отсутствие необходимых физических данных» – прозвучало приговором. И девочка в 12 лет свалилась в классическую депрессию.

Обошлось, вылечили. Правда, школу закончила на год позже. Учится на ветеринара. Всё-таки умирающий лебедь оставил след в её душе.

Успех из жалости, искусственно организованный успех, аплодисменты «чтобы не огорчать детку», купленный успех – счастья не принесут. Рано или поздно, ребёнок узнает правду о себе. Лучше бы поздно, но чаще – рано, когда риск сломаться велик.

Главная ситуация успеха для ребёнка – это семья, в которой его принимают независимо от таланта и достижений

Принимают всегда, а не только в момент выступления на какой-нибудь сцене.