Найти тему

Тесный клубок

Продолжаем серию заметок о жизни наших соседей на Серой планете.

***

Иногда, шестипалые люди с Серой планеты начинают задаваться интересными вопросами о вечном, смысле жизни и всём связанном контексте. Этому может предшествовать несколько вариантов развития событий. Наиболее распространённые из них - это поиск идейных или духовных ориентиров, сбой в сопоставлении себя и общества, поиск и реализация себя как личности. За ответами на эти вопросы шестипалые ребята ходят кто куда: к мулле, попу или раввину, к родителям или старшим товарищам, а кто-то по пивным и терапевтам. Ответы же аналогично варьируются, в зависимости от опыта и кругозора собеседника или идейных ориентиров конкретного сообщества. Но все они в основном нацеливают на достижение позитивных изменений в жизни, целью которых, зачастую является здоровье и благополучие своё и близких. Все потому что наши шестипалые друзья, ребята социальные, и жить стараются группами - минимум семьёй и друзьями, максимум государствами и даже альянсами. У некоторых из них сильно развита эмпатия или чувство социальной справедливости. Таким ребятам достичь гармонии, скорее всего, будет сложно, по крайней мере, пока не будет достигнут должный уровень комфорта всех членов общества, в рамках которого шестипалый товарищ себя осознаёт. Если братишка будет видеть голодающих и нищих на улице своего города он будет этому не рад и начнет подавать ему, делиться чем-то, душевно сострадать.

Дядя Гырга из к/ф "Черная кошка, белый кот" Э. Кустурица, 1998г.
Дядя Гырга из к/ф "Черная кошка, белый кот" Э. Кустурица, 1998г.

Есть и другой взгляд на ситуацию. Для тех кто нравственно здоров и имеет иммунитет перед моральными недугами вроде эмпатии, сострадания и стремления к общей социальной справедливости, чужие неудачи кажутся предостережениями и анти-примерами, как «Вредные советы» Григория Осетра. Это мотивирует двигаться вперёд, наращивать подушки безопасности и в целом поощряет некоторые необходимые эволюционные механизмы, отнюдь не исключая при этом благотворительности. Но на секунду отвлечемся от частного восприятия условного бедняка и обратим внимание на общую картину.

Как мы упоминали выше, шестипалый парень - социальный тип животных. Причём эта «социальность» на порядки выше чем у любого другого живого существа - они создали такую производственно-потребительскую цепочку взаимодействия, в которой принимает участие большая часть населения планеты. Вещь, сделанная в одной части планеты, через двадцать рук и десятки тысяч километров, попадает в пользование на противоположную часть планеты. Они смотрят фильмы друг про друга, слушают музыку и примерно понимают как где кто живет, общаются между собой, находясь в разных странах. В то же время, между ними систематически проскакивает манипуляция мнением и ценностями, стимулируется потребление того или иного контента или товара, формируется и пропагандируется какая-либо жизненная позиция или общественное мнение. Теснейший клубок взаимодействия общества планетарного масштаба. Колоссальное достижение в рамках одного биологического вида и балансирование над пропастью играя с общественным мнением одновременно.

В арсенале возможностей самоорганизоваться у общества на Серой планете есть больше тысячи религий, сотни вариаций "местных" администраций и десятки глобальных политических систем. По состоянию на сегодняшний день, выбрать какой-то один путь или комбинацию из нескольких возможных и сказать что она (они) однозначно самые эффективные - нельзя. Сейчас, на первый взгляд, создаётся впечатление, что на Серой планете поиски оптимального способа самоорганизации общества прекращены. И решение задачи, по построению общества в котором человек осознаёт себя, чувствует гармонию с миром и радость за благополучие близких, перекладывается с больных голов наших с вами современников на здоровые головы их потомков, в угоду текущему комфорту здесь и сейчас. Но проблема в том, что текущий комфорт испытывает только 20-30% населения Серой планеты, и они же и демонстрируют практически весь контент в соц. сетях. Но большинство населения Серой планеты не обременено комфортом и удовольствиями 21 века, и они формируют ничтожно малый контент, потому что не принято в экономически ориентированном сообществе демонстрировать неуспех. Отсюда и формируется ошибочное мнение что жители Серой планеты живут в отличном обществе в отличные времена. Отчасти так и есть, только совсем не для всех.

Виктор Васнецов Витязь на распутье. 1882г.
Виктор Васнецов Витязь на распутье. 1882г.

А если вернуться к вариантам взаимодействия с миром и частным реакциям на условного бедняка, то большинство общественно-социальных конструктов, как правило, предлагают разными путями и средствами достичь плюс минус одни и те же вышеупомянутые ценностные ориентиры. И тут некоторые особо чувствительные личности могут почувствовать дисбаланс от вида условного бедняка и сопоставления с условным контентом в соц. сетях. Своего рода столкновение диджитал-мира и запаха человека. Разрыв шаблонов гарантирован, если ещё вдруг выясняется что условный нищий оказался на улице не потому что он маргинал и паразит, а потому что по образованию он физик-ядерщик, его НИИ сократили, вписаться в рынок не сумел, а по специальности за рубеж, помогать условным арабам или корейцам по специальности, не выпускают. Чувствующие и наблюдающие члены их общества реагируют на любую условную несправедливость. И пусть далеко не каждый думает как сформировать комфортное общество, но большая людей понимает что категорически не правильно когда из четырех взаимозависимых человек, по настоящему комфортно одному. Важно задавать себе вопросы, формулировать условия, учитывать интересы и т.д. Но самое главное, это вступить в диалог. Сначала внутренний диалог, потом диалог на уровне участников общества. Только диалог может запустить тесное взаимодействие внутри социума, и способствовать развитию цивилизации шестипалых, от отдельного субъекта и базовой ячейки общества до осознанного и устойчивого развития сообщества планетарного масштаба.