- Очень модно, чтобы ребенок занимался творчеством. Но что делать, если результат плачевный? Объяснить ребенку, что это не его, или нет? И как объяснить?
- А дети мечтают о славе и ломают себе жизнь. Поэтому просто необходимо, чтобы кто-то взял на себя нелегкий и неблагодарный труд объяснить им, что писать стихи дано немногим, и есть масса других интересных занятий, стоит только оглянуться. Что нужен талант, дар, призвание. Что это – адский труд и миссия. Как это сказать? Осторожно, деликатно, но твердо и убедительно. И прочитать образцы подлинной поэзии – от Шекспира до Пушкина, от Бодлера до Бродского. Для верности. По поводу прозы, драмы, музыки, изо, театра, кино и проч. все точно так же. И это не трагедия. Эйнштейн считал, что у каждого есть талант, нужно лишь понять, в чем он.
Очень модно, чтобы ребенок занимался творчеством. Но что делать, если результат плачевный? Объяснить ребенку, что это не его, или нет? И как объяснить?
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Марина. Поговорим по душам?
У всех учились или учатся дети. В учебных заведениях постоянно требуются стихи, рисунки, танцы и пр. творчество. Без этого директора накажут, учителю не начислят стимулирующих, ну вы знаете. Предъявляют на бесчисленные конкурсы иногда халтуру редкую. Но «онижедети», и «5 минут позора, зато не будут ругать».
Но бывают такие дети, которым кажется, что они – поэты, художники и т.д. Они приносят немыслимую галиматью, про которую задумчиво говорят: «Мои стихи… мои рассказы». Что это не стихи и не рассказы, видно даже слепому. То есть ни малейшего сомнения, что это, например, концептуализм, постмодерн, заумь или хотя бы что-то подобное. Если сомнения есть, конечно, не надо соваться. Но ведь зачастую нет даже тени сомнений.
Однажды мне позвонила подруга и попросила посмотреть сайт ее университета. Там был размещен вот такой стишок первокурсницы (орфография сохранена).
Война, ужасные пять букв,
Она - смертям забава.
Лишь от нее прикосновение чужих рук,
И смерть – ужасная отрава…
Война как страшный сон,
Чужой кошмар в неволе.
Закрался в сердце он,
И отогнать ведь не изволит…
Война – чужое забытье,
Чужая жизнь, чужая радость.
Война – такое небытие
И власти мира чужая жадность.
Война во власти смерти,
Прогнать ее бы до конца.
И в смерти нет ни капли лести,
Никто не знал ее лица…
Подруга поссорилась с коллегой, доказывая, что это – не стихи, а позорище. А коллега отвечала, что очень даже стихи, и не с сайта взяли, так что соответствующий пункт отчета она закрыла и баллы заработала. Ребенок, считающий себя поэтом, рад одобрению учителя и начинает публиковать свои творения в интернете. Долгие годы уходят на бесплодные попытки пробить это «творчество» в печать. Человек не хочет получать нетворческую профессию, ведет полуголодную жизнь, сидя на шее у родителей и озлобляясь на весь мир.
Вот такие «стихи» публиковала в соц. сетях одна взрослая девушка. (орфография сохранена).
Горе горело во мраке
Горе горело на твердь
И в разукрашенном фраке
Я выходила на паперть
Этот притвор таким далеким
Казался в суете времен
И небо проливало проседь
И закатом день был обделен
Тускло мерцала лампада
Монашка грешила ТАК...
Мне ничего не надо
Жизнь показалась - пустяк.
В обоих шедеврах полное отсутствие как внятной мысли, так и всех прочих признаков поэзии: музыкальности, метафоричности. И полная неспособность к версификации – это вообще не стихи.
А если бы встретился ребенку хороший взрослый, который смог бы деликатно объяснить, что подобрать рифму «зайка – таратайка» – вовсе не значит быть поэтом и писать стихи, глядишь, человечек перерос бы это детское развлечение и нашел себе дело по душе.
Конечно, бывают более сложные случаи, когда тексты по внешним признакам напоминают стихи, но в них нет индивидуальности, своего голоса, чувства времени. На Стихи. ру таких – почти все. Зрелая дама пишет о любви в стиле позапрошлого века. И мысль есть, хоть не ахти какая глубокая, и с ямба на хорей не перескакивает, но скучно, вторично, несовременно. Так всю жизнь и будет у нее 5 читателей, таких же, как она, бедолаг. Но она, по крайней мере, имеет работу и давно бросила надежды печататься. Пишет для знакомых, для общения, для развлечения.
А дети мечтают о славе и ломают себе жизнь. Поэтому просто необходимо, чтобы кто-то взял на себя нелегкий и неблагодарный труд объяснить им, что писать стихи дано немногим, и есть масса других интересных занятий, стоит только оглянуться. Что нужен талант, дар, призвание. Что это – адский труд и миссия. Как это сказать? Осторожно, деликатно, но твердо и убедительно. И прочитать образцы подлинной поэзии – от Шекспира до Пушкина, от Бодлера до Бродского. Для верности. По поводу прозы, драмы, музыки, изо, театра, кино и проч. все точно так же. И это не трагедия. Эйнштейн считал, что у каждого есть талант, нужно лишь понять, в чем он.
А что вы думаете об этом друзья? Читали ли вы непрофессиональные произведения?
©Автор: Марина Исаева (Rimina)
Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.
До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач!
#дети #школа #творчество #поэзия #талант #воспитание #стихи