Чуть более года назад мы познакомились с одним из самых интригующих элементов планера Су-57 — так называемым радар-блокером, детали конструкции которого на реальной машине случайно "засветила" телепередача "Часовой" Первого Канала. Данная конструкция, размещенная в трактах воздухозаборников Су-57 — является одним из ключевых элементов снижения радиолокационной заметности нашего тяжелого истребителя пятого поколения.
Теперь пришел черед другого очень интересного устройства, функционал и схема работы которого давно занимали умы околоавиационной и околовоенной общественности.
Речь пойдет о станции оптико-электронного подавления инфракрасных головок самонаведения ракет "воздух-воздух" 101 КС-О ("О" означает "Оборона"), комплекса обороны истребителя Су-57.
Данное устройство, с его характерной полусферической формой оптического окна и расположением за кабиной пилота — получило "в народе" прозвище R2D2, в честь известного любителям фантастики маленького дроида из Вселенной "Звездные войны".
Во многих сценах космических баталий этой саги, данный дроид размещался в закабинной нише истребителя X-Wing главного героя, Люка Скайуокера, и выполнял роль второго пилота/бортмеханика.
Теперь смотрим видео ниже.
Абсолютно коротенькая сцена, с началом движения Су-57 со стоянки на взлет, впервые демонстрирует нам расположенную за кабиной пилота станцию 101 КС-О, в ее штатном режиме работы.
На Су-57 таких станций две.
Интересно тут то, что до появления этих видеокадров общепринятой считалась схема работы данных станций, при которой они в дежурном режиме остаются неподвижными или стабилизированными в одном направлении.
А в движение приходят лишь при получении начального целеуказания от одной из шести станций ультрафиолетового диапазона волн КС 101-У ("У" означает "Ультрафиолет"), служащих для обнаружения факта пуска ракет по излучению факела их ракетного двигателя.
Получив целеуказание от одной из станций 101 КС-У, оптический блок станции 101 КС-О, словно эдакая "турель", ориентируется на атакующую самолет ракету и ослепляет ее головку самонаведения входящим в ее состав лазером инфракрасного диапазона волн.
Однако теперь очевидно, что в дежурном режиме станции КС 101-О находится не в фиксированном или некоем стабилизированном положении, а постоянно вращается, причем с довольно большой скоростью. Да еще и постепенно изменяя положение зеркала оптической системы по углу места, относительно горизонтальной плоскости фюзеляжа самолета.
Из этого факта можно сделать вывод, что данная станция выполняет не только функцию оптико-электронного подавления ИКГСН атакующих самолет ракет, но и сама осуществляет постоянное сканирование окружающего пространства в инфракрасном диапазоне волн — на предмет обнаружения ракетных угроз и быть может иных объектов, например самолетов или иных летательных аппаратов противника.
И хоть такая схема работы 101 КС-О представляется логичной — она, тем не менее, не была очевидной, до последнего времени.
Как уже было отмечено выше, станции 101 КС-У работают в ультрафиолетовом диапазоне волн. И хоть эти станции обозревают окружающее самолет пространство на 360° во всех направлениях, они способны фиксировать и "вести" атакующие самолет ракеты только на начальном этапе их полета, от их запуска и до момента когда заканчивают работу их ракетные двигатели.
Дело в том что в ультрафиолетовом диапазоне волн излучают лишь очень, очень горячие объекты. В природе известен лишь один постоянный и мощный источник УФ-излучения — Солнце. Остальным же объектам сколь-нибудь заметное излучение в УФ диапазоне не присуще, в отличие от излучения инфракрасного.
Таким образом станции КС 101-У могут обнаружить факт пуска ракеты, но не могут сопровождать ракету на большей части траектории ее полета, ибо большинство зенитных ракет, и ракет "воздух-воздух", оснащены твердотопливными ракетными двигателями, которые работают лишь считанные секунды, после чего ракета летит по инерции и уже не обладает сколь-нибудь значимым излучением в УФ-диапазоне волн.
А значит после того как станция 101 КС-У обнаружила пуск, она должна передать задачу ее сопровождения инфракрасной станции, каковой и является станция 101 КС-О.
Помимо этого станция 101 КС-О тоже может самостоятельно фиксировать пуск ракеты, но сделать ей это сложнее, потому что "инфракрасная картина" окружающего мира намного сложней и многообразней картины мира в ультрафиолетовом диапазоне волн, особенно если идет речь о наблюдении за земной поверхностью.
Просто в силу того что в ИК-диапазоне, больше или меньше, но довольно заметно — излучают все объекты во Вселенной, а вот в УФ-диапазоне заметно излучают лишь очень редкие и горячие объекты, будь то Солнце или работающий ракетный двигатель.
Ниже представлена простенькая сравнительная анимация того, как выглядит подстилающая земная поверхность в ИК и УФ диапазоне волн, с присутствующими на ней объектами, пожарами, дымами, и стартующей, среди прочего, зенитной ракетой.
Конечно, дымный шлейф и факел ракеты будут довольно хорошо заметны и в ИК диапазоне. Но не стоит забывать что чем сложней картина, которую обозревает сенсор в его рабочем диапазоне волн — тем более изощренные алгоритмы и большие вычислительные мощности нужны, чтобы правильно эту картину интерпретировать и выделить из нее интересующие нас объекты, а в данном случае — угрозы.
И тем больше шанс не обнаружить действительно опасный объект или событие, как то стартующая ракета. Или наоборот, обнаружить и сигнализировать о ложной угрозе, приняв, например, огонь и/или столб дыма, за старт ракеты.
Кстати говоря, разработчики инфракрасной системы кругового обзора AN/AAQ-37 EO DAS истребителя пятого поколения F-35 хлебнули довольно много сложностей именно в части разработки ее программного кода и алгоритмов селекции целей и угроз. И не факт, что избавились от проблемы ложных срабатываний или пропусков угроз, учитывая уже упомянутую сложность картины нашего мира, какой она представляется в инфракрасном диапазоне волн.
Таким образом, станции КС 101-У и КС 101-О дополняют и страхуют друг друга, образуя симбиоз сенсоров двух диапазонов волн системы обнаружения угроз бортового комплекса обороны истребителя Су-57.
#оружие #армия #авиация #су-57 #технологии