По стране прокатилась новая волна цифровых мошенничеств. На этот раз связанных с порталом Госуслуги. Не удивляйтесь! Пока власти невнятно «мычат» вместо того, чтобы пресечь преступность, рассказываю, как защитить себя от этого госужаса.
Как действуют мошенники?
Злоумышленники, в общем-то, нового ничего не изобретали и действуют по уже отработанной ранее схеме. Только на сей раз представляются сотрудниками сайта Госуслуг. Поводом для звонка используют так полюбившиеся чиновниками QR-коды. Происходит это так. Позвонивший, сообщает, что он якобы с Госуслуг и предлагает «привязать» QR-код к странице пользователя. Заручившись согласием доверчивой жертвы, мошенники просят продиктовать код из смс уведомления и доступы к «личному кабинету» на Госуслугах открыты.
Там все ваши персональные данные и документы: паспорта, права, СНИЛС, данные банковских карт и вообще все. Информации достаточно чтобы на имя жертвы хоть кредит взять, хоть займ в МФО, хоть купить что-либо. Причем тут же быстро в онлайн.
Сейчас ведь дистанционно все оформляется на раз-два. Доказать после в суде, что вас под мошенников подставило родное государство в лице Минцифры (управляет сайтом Госуслуги) маловероятно. Такое вот попадалово!
Почему государство и в чем его вина?
Объясняю. Во-первых, все эти манипуляции и массовые обманы с QR-кодами стали возможны по причине нелепых, неумелых и непрофессиональных действий чиновников. Чтобы взять под контроль людей они всеми немыслимыми способами принуждали получать на сайте Госуслуг эти коды. А какие при этом возникали проблемы и сбои уже рассказано неоднократно. Вплоть до маразма. По 6 месяцев привитые граждане не могли получить причитающийся им QR-код. Поэтому звонок от имени представителя сайта Госуслуг с предложением помощи в решение проблем логичен. Именно этим воспользовались злоумышленники.
Во-вторых, Минцифры аккумулируя такой массив персональных данных граждан просто обязано было позаботиться об их максимальной безопасности. Во всяком случае, в нормальном государстве, которое умеет брать на себя ответственность о безопасности граждан.
И, в-третьих, этот беспредел с цифровым мошенничеством длиться уже годами. Вот официальная статистика сколько по сведениям ЦБ кибермошенники украли у населения:
- В 2019г – 6,4 млрд. руб.
- В 2020г. – 9,8 млрд. руб.
- В 2021г – порядка 13 млрд. руб. (это уже по данным прокуратуры)
Впечатляет, не правда ли? Похоже, государству просто нет дела до того, что ежедневно происходят массовые кражи денег у граждан. Беспомощность? Возможно. Но как же тогда, недавний прецедент с тем, как ФСБ изловило сразу аж 14 хакеров группировки REvil? А? Преступники крали у американцев сотнями миллионов долларов и их отловили по запросу США. А то, что наше население обкрадывают силовым ведомствам дела похоже никакого нет…
Как себя защитить?
Поэтому заботиться о себе и своей безопасности, необходимо самим. Сразу скажу, что взять и удалить свой аккаунт на Госуслугах не выйдет. Государство ни за что не откажется от наброшенных на нас цифровых поводков. И вот, что рекомендую для защиты своей конфиденциальности:
- Подключите и используйте двухфакторную аутентификацию. Там же на сайте Госуслуг - это несложно и есть инструкция. Если не спасет, то точно затруднит доступ мошенников к вашему личному кабинету
- Не отвечайте на неожиданные звонки людям или ботам от имени сайта Госуслуги. Просто не вступайте с ними в разговор – это будет намного более действенной защитой, чем любые иные способы
- И, конечно, не передавайте доступы к своему личному кабинету кому бы то ни было. Особенно онлайн. Через смс, мессенджеры и пр.
Статья была полезной? Ставим лайк и подписываемся на канал, чтобы не пропускать полезные материалы и советы
#госуслуги #госуслугионлайн #общество и политика #власть #чиновники #мошенники в интернете #мошенники по телефону #цифровизация #кибермошенничество