1. Как купить билеты
Несколько лет назад в Большом театре введена новая система продажи билетов, которая защищает любителей театра от необходимость пользоваться услугами театральной мафии. И эти изменения оказались удачными. Конечно, не всё так однозначно хорошо, но спасибо и за это. Ведь теперь каждый из нас может купить билеты на любой спектакль Большого театра без переплаты.
Билеты продаются через специально созданную для этого информационную систему (ТАИС). Предварительная продажа начинается за 3 месяца до даты спектакля - как через кассу театра, так и он-лайн. Подробно о покупке билетов можно почитать на сайте Большого театра.
При покупке в кассе билет распечатывается билетным кассиром, при покупке электронного билета он-лайн – покупателем самостоятельно на листе бумаги формата А4 (распечатать надо обязательно).
Билеты именные: при входе у зрителя проверяют документы, удостоверяющие личность.
Конечно, лучший выбор билетов вам будет предоставлен в кассах, если приехать рано утром (чем раньше, тем лучше) и постоять в очереди. Электронные билеты (то, что остаётся) появляются на сайте Большого театра в тот же день, но позже. И это, конечно, удобнее и быстрее. Я поступаю именно так.
Причём, по моим наблюдениям, раскупаются в первую очередь самые дешёвые билеты, а не самые лучшие (то есть самые дорогие), поэтому даже если в продаже остаётся всего несколько билетов - это билеты на вполне приличные места.
Зарегистрировавшись, можно выбрать себе билеты на любой спектакль. Существенный минус предварительной покупки билетов: неизвестно, какой будет состав исполнителей. В балетах бывает 3 состава, бывают замены. Это риск, увы! Но купить билеты можно на любой спектакль. Даже на балет "Щелкунчик" в декабре-январе. Конечно, они быстро закончились: таяли буквально на глазах, но кто хотел - тот купил. У нас в семье это многолетняя традиция - балет "Щелкунчик" в Большом театре в декабре - но этот год стал исключением: в декабре у нас ещё не было QR-кодов.
Да, посещение театра без QR-кодов до недавнего времени было невозможно.
Сначала на входе, ещё на улице, вы предъявляли QR-код + паспорт, а уже внутри - билет + паспорт. И вуаля - вы в фойе Большого театра.
К счастью, буквально на днях QR-коды отменили, и 6 марта мы проходили в театр (на спектакль "Анна Каренина"), предъявляя только билет (даже паспорт не потребовался).
2. Цены
Цена билета - от 500 до 15 000 рублей. Она зависит от того, как с этого места видно сцену. На Исторической сцене Большого театра очень много мест, на которых видимость сцены - не более 50%, поэтому к выбору мест надо подойти со всей ответственностью и на билетах лучше не экономить.
Посещение Большого театра - незабываемое событие, и не стоит портить себе праздник.
3. Как выбрать места в зрительном зале
Если вы будете покупать билеты он-лайн, то выбирать места вам будет предложено по схеме зрительного зала: глядя на схему, вы приблизительно поймёте, как оттуда видно сцену, а нажав на квадратик, вы увидите стоимость билета.
Партер
Считается, что лучшие места зрительного зала - в партере, там хорошо видно сцену везде, даже если сидеть не в центре, а сбоку. Цены на все места в партере одинаковы, кроме последнего ряда - там обзор похуже, поэтому и билеты немного дешевле. Если вы сидите ближе, то лучше сможете рассмотреть артистов. Если дальше, то лучше видно сцену в целом - кому что больше нравится.
Лучшими местами в партере считается 7-8 ряд, самый центр. Эти ряды не зря называют "режиссёрскими": вы смотрите на сцену, как на живую картину, заключенную в рамку (эта рамка называется порталом сцены).
Мне особенно нравятся боковые места у прохода: это и самая середина, и не надо бояться, что впереди сядет кто-то высокий.
Вот так видно с 1 ряда партера: сцена на уровне глаз и хорошо видно оркестровую яму, можно наблюдать за игрой музыкантов:
Но я не люблю 1 ряд. Здесь вам может быть не видно стоп артистов, если они подходят к краю сцены. Если танцуют в глубине сцены, то все видно хорошо. Кроме того, это только издалека кажется, что артисты порхают по сцене как мотыльки: в первом ряду вы будете слышать и их топот, и другие посторонние шумы. А если ваш рост невысок, то смотреть придётся, задрав голову, и при этом вы будете видеть перед собой затылок дирижера.
В общем, на мой взгляд, в партере не самый лучший обзор сцены. Есть в зрительном зале Большого театра места и получше...
Амфитеатр!
Это мои любимые места. Три ряда амфитеатра располагаются за партером, прямо под Императорской ложей. Причём второй и третий ряды амфитеатра - ничуть не хуже первого, подъём там хороший. Естественно, чем ближе к середине, тем лучше. (Но должна сказать, что это моё личное, субъективное мнение, я читала отзывы людей, которые не любят сидеть в амфитеатре).
Вот как видно сцену с третьего ряда амфитеатра, не с середины, а с самого крайнего левого места (мы смотрели там "Легенду о любви"), по-моему, прекрасно - сцена, как на ладони:
Но, конечно, чем ближе ваши места к середине, тем лучше.
Итак, обзор сцены в амфитеатре - прекрасный. На мой взгляд, он даже лучше, чем в партере. Билеты - немного дешевле. И там очень уютно. А посмотрите на эти удобные мягкие кресла:
У них, правда, один подлокотник между двумя соседними местами, но в целом они гораздо лучше, чем в партере. В партере - стулья неудобные, с жёсткими деревянными спинками и подлокотниками:
Понятно, что при реставрации старались возродить исторические интерьеры и в выборе кресел руководствовались именно этим. Но деревянная спинка - это неудобно, тем более что спектакли в Большом театре обычно длинные.
Ложи бенуара
Справа и слева от амфитеатра, на том же уровне, располагаются ложи бенуара - всего их 16, по 8 с каждой стороны. Кресла в 2 ряда. Я никогда там не сидела. И никогда не видела в продаже билеты в ложи бенуара. Однако могу предположить, что там видно неплохо. И чем ближе к центру ваша ложа, тем лучше вам видно сцену, ну а лучшая ложа - 8-я (самая дальняя от сцены). Садиться тоже лучше в первый ряд.
8-я ложа с правой стороны - педагогическая - для педагогов и артистов.
Не продаются билеты в самые крайние ложи бенуара, которые нависают над оркестровой ямой справа и слева от сцены. Левая ложа - правительственная. В ней сидела когда-то Е.А. Фурцева, потом Демичев - в советские времена. После смерти Бориса Ельцины в этой ложе часто сидела Наина Ельцина. Правая ложа - директорская. Иногда там сидят и педагоги, особенно заслуженные.
Некоторые ложи бенуара выкупаются организациями и поэтому могут иногда пустовать. Билеты в них не продаются. Помню, несколько лет назад был большой шум в прессе по поводу того, что одна из государственных организаций приобрела в Большом театре абонемент на пользование 6-местной ложей бенуара на весь сезон, с сентября по июль - это стоило тогда 13 миллионов рублей. Сейчас цены ещё выше. Кроме бенуара абонируются также некоторые ложи бельэтажа (12-я и 14-я).
Абонирование лож - давняя театральная традиция. Тут нечему удивляться. Временные хозяева ложи могли поклеить в ней обои по своему вкусу и обставить своей мебелью. В Большом театре такие порядки сохранялись до 1917 года. В партере сидела публика попроще, в ложах - познатнее.
Да, далеко не все ложи удобны, из них не всегда хорошо видна сцена и не везде удачная акустика. Дело в том, что не все они были спроектированы для удобства зрителей, но зато все они позволяют видеть их самих. Да, в 19 веке в ложу садились не столько для того, чтобы спектакль посмотреть, сколько для того, чтобы себя показать.
Ложи бельэтажа
Следующий уровень - бельэтаж, по 15 лож с каждой стороны. В каждой 3 ряда кресел. Перед каждой ложей маленькая комнатка с диванчиком - аванложа, для посетителей.
Ближе всех к сцене, справа и слева от неё, на этом уровне располагаются Директорская и Правительственная ложи. Думаю, там видно очень хорошо, но билеты туда не продаются.
Ложи с 1 по 8: если и покупать туда билеты, то только в 1 ряду, но и там видно не везде. Вторые и третьи ряды совсем "слепые": скорее всего вы будете стоять. Во втором ряду вы и встать не сможете, ведь за вами сидят люди. Часть сцены не видно даже стоя. И ещё очень многое зависит от того, кто именно сядет перед вами в 1 ряду, как они расставят свои стулья. Возможно, вам и повезёт, но зачем испытывать судьбу?
На 8-й ложе бельэтажа начинается поворот к центру, и открывается больше сцены, чем из бокового ряда лож. И из девятой ложи видно уже довольно прилично, но только в 1 ряду. Во 2 ряду, опять же, всё зависит от того, кто сидит перед вами в первом ряду, все вторые ряды в ложах очень плохие по видимости.
Хорошие ложи с 11 по 13, там видно и с первого ряда, и со второго. Самые лучшие - ложи 14 и 15, так как они ближе всех к Царской ложе.
Балконы и ложи ярусов 1 - 4
В Большом театре четыре яруса.
На любом ярусе хорошо видно сцену только в середине. Сбоку сидеть приходится, повернувшись в пол-оборота, облокотившись на барьер, а на верхних ярусах - даже свесившись с него. Чем дальше от середины, тем под бóльшим углом к сцене вы сидите, и тем, соответственно, меньше видите.
На ярусах билеты надо брать только в 1 ряд, особенно в ложи. Во втором ряду практически в любой ложе вам придется стоять.
Одни из лучших мест в любом театре - это середина первого ряда первого яруса, вот как видна сцена с этих мест в Большом театре (на спектакле "Анна Каренина"):
Чем выше ярус, тем - сцена дальше, и, на мой взгляд, на 3 и 4 ярусах без бинокля уже не обойтись, даже если зрение у вас нормальное. Если видите плохо, лучше не брать туда билеты.
Во втором и третьем рядах балконов - вот такие высокие "барные" стулья, чтобы впереди сидящие люди не мешают видеть сцену позади сидящим, правда это не всегда помогает:
Обзор будет во многом зависеть от угла поворота по отношению к сцене и от того, кто сидит перед вами.
Чем выше мы поднимаемся, тем дальше от сцены. На втором ярусе уже высоковато, вы сидите на уровне прожекторов.
Вот так - увы - было видно сцену в самой левой, 1-й, ложе 2 яруса (1-й ряд)- и это наклонясь вперёд и облокотясь на барьер - на балете "Драгоценности":
А вот как видно сцену с середины 1-го ряда второго яруса - далековато, но для тех, у кого хорошее зрение, мне кажется, видно нормально, сцена полностью видна:
Дальше чем выше - тем хуже видно.
Билеты на 3 и 4 ярусы если и стоит покупать (цены всё-таки значительно ниже, чем в партере и амфитеатре), то только середину и только первый ряд, сидя сбоку или во втором ряду, вы мало что увидите.
Так видно сену с 1 ряда третьего яруса:
На балконе четвертого яруса на первом ряду - если сидеть - не видно совсем ничего, не говоря уже о втором и третьем ряде:
Вот я встала - и теперь видно (развлекаюсь в антракте))). Но посмотрите, как далеко внизу сцена:
Сейчас я бы отсюда ничего не увидела.
Но помню, как очень давно мы с моей маленькой дочкой отсюда, с 4-го яруса, смотрели балет "Чиполино". Мы сидели, навалившись на барьер (фактически лежали на нём), у нас на головах и на ушах висели те, кто сидел за нами и кому мешали наши головы, но нам это совершенно не мешало, нам всё было прекрасно видно, и мы были в полном восторге. И все вокруг тоже были в полном восторге. Жаль, что сейчас этого прекрасного детского балета на музыку Хачатуряна нет в репертуаре театра.
В восприятии спектакля важно очень многое: с кем ты пришёл на спектакль, какое у тебя настроение, как себя чувствуешь и т.д.
А ещё на 4 ярусе есть стоячие места. Они самые дешёвые (говорят, что их продают по студенческим билетам). Находятся они с самого края ближе к сцене. Стоя хотя бы что-то видно:
И, наконец, отсюда очень хорошо видна великолепная люстра. Всегда в антракте поднимаюсь на 4 ярус, чтобы полюбоваться на неё вблизи:
Это произведение искусства высотой 8,5 м и весом почти три тонны. В ней 336 лампочек. Её установили в 1863. Но тогда она была оборудована газовыми рожками - в её конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили:
Случалось, что стеклянные плафоны лопались от нагрева, и осколки летели на головы зрителей. Через тридцать лет люстру модернизировали: газовые лампы заменили электрическими, а провода проложили по трубкам, через которые раньше шёл газ.
Конечно, самое главное в люстре – это 25 тысяч хрустальных подвесок, которые преломляют и умножают свет ламп. Они изготовлены чешскими мастерами. Их постоянно обновляют, ведь хрупкий хрусталь бьётся.
В общем, вывод такой:
- самые лучшие места в театре - это все места партера и амфитеатра, а также 1 ряд балкона первого яруса (самая середина);
- на любой ярус сто́ит покупать билеты только на первый ряд: на втором ряду слишком велика вероятность того, что вам будут мешать сидящие перед вами на первом ряду высокие люди;
- на любой ярус покупать билеты только в середину: чем ближе к краю, тем хуже видно, а с самого края видно всего полсцены, и то только если наклониться;
- на 3 - 4 ярусы покупать билеты только если у вас хорошее зрение.
_____________________
Благодарю канал "Записки балерины" за комментарии с дополнениями и уточнениями.
Спасибо, что дочитали эту длинную статью! Надеюсь, она была для вас полезной.
Буду благодарна за комментарии о том, как видна сцена с разных мест в зрительном зале Большого театра.
Ещё о Большом театре:
Великолепие Большого: Главный театр страны изнутри - видео
Балет "Драгоценности" на сцене Большого театра - видео
Балет "Драгоценности": Рубины, изумруды и бриллианты на сцене Большого театра
Большая легенда: лучший спектакль Ю. Григоровича на сцене главного театра страны
Балет "Легенда о любви" на сцене Большого театра - видео
Большой театр об Анне Карениной, которая не бросилась под поезд - видео
"Коппелия": восхитительный комический балет - видео
"Коппелия": комический балет на Новой сцене Большого театра
Театральный беспредел: что происходит с театром сегодня?
Навигация по каналу:
Все публикации канала "Возраст счастью не помеха" по рубрикам
О моих книгах: