Надо ли прогревать автодвигатель перед началом движения? Ответом на этот вопрос служат абсолютно полярные мнения. Автовладельцы и механики, отрицающие такую необходимость, обычно ссылаются на инструкции, на то, что в системах охлаждения современных двигателей заливается антифриз. Находят и другие аргументы. Но, надо заметить, что автопроизводители, которые пишут в инструкции, что перед началом движения двигатель прогревать не надо, лукавят.
При прогреве двигателя прогреваются катализаторы
В автомобилях последних моделей, с целью улучшения экологии, устанавливаются каталитические нейтрализаторы, преобразующие вредные пары и газы в близкие к составу воздуха.
· В бензиновых движках устанавливается 2-4 катализатора, в зависимости от конфигурации двигателя и количества цилиндров.
· В дизельных ТС катализаторы работают вместе с сажевыми фильтрами.
Катализаторы начинают работать, только будучи прогретыми. В холодных устройствах химическая реакция не происходит, и в атмосферу выбрасываются первичные ядовитые газы и пары бензина.
Как прогрев влияет на поршневую группу?
В современных двигателях поршень укороченный. Зазор между поршнем и стенками цилиндра составляет 0,02 мм в холодном состоянии. Такой зазор допускается потому, что при нагреве поршень расширяется и тогда плотно прилегает к стенкам цилиндра.
Если поршень начинает работать в холодном двигателе, то в относительно свободной емкости цилиндра он «гуляет» и разбивает цилиндр. Тот приобретает бочкообразную форму. Поэтому начинать движение с холодным двигателем нежелательно.
Масло
Моторное масло – это еще один компонент, который нуждается в прогреве. Дело в том, что масло при холодной температуре густеет и неспособно выполнять свою функцию. Текучесть повышается по мере повышения его температуры. Минимальной температурой для нормальной текучести масла является t 40о С. Когда водитель глушит двигатель, теплое масло стекает в поддон. В холодную погоду оно успевает загустеть.
И если начать движение автомобиля без прогрева, загустевшее масло не успеет подняться по своим каналам и двигатель будет работать всухую. Надо ли говорить, насколько это опасно для поршневой группы?
В процессе щадящей работы двигателя масло прогревается до рабочей температуры, поднимается в двигатель и начинает смазывать детали. Поэтому первые 15-20 секунд крайне нежелательно нажимать на педаль газа.
Как правильно прогревать двигатель?
Автовладельцы, особенно, старшее поколение, привыкли к тому, что двигатель прогревается на холостом ходу. На старых, лишенных электроники, машинах все это, может быть и работало, но если вхолостую будет работать современный движок, то произойдет следующее:
При длительной работе на холостых оборотах двигатель работает вхолостую на повышенных- оборотах. Несгоревший бензин попадает в катализатор, фактически заливая его. Это приводит к разрушению керамического слоя, крошки которого забивают сетку. В результате ухудшается проходимость катализатора. Далее. Убежденный в том, что двигатель прогрет нормально, водитель заводит его в обычном режиме и начинает движение. В результате бензин, попавший в катализатор, воспламеняется, что приводит к оплавлению его элементов. В результате, катализатор выходит из строя.
Так что же делать? Не прогревать, как это пишут в инструкции?
Нет, прогревать двигатель надо, но не на повышенных холостых оборотах, а в движении. На холостых оборотах двигатель может работать не более 1 минуты. Этого времени достаточно, чтобы, открыть гараж, а если машина стоит на улице, убрать с нее снег и очистить окна для хорошей видимости. Прогревать в движении – это значит ехать на оборотах, не превышающих 2000. И на скорости не более 30-40 км. в час. Не привычно? Не следует забывать и о том, что выезжать приходится со двора, где:
· играют дети, а по утрам они торопятся в школу;
· гуляют домашние животные,
· люди спешат по своим делам.
В этих условиях движение на малых оборотах и малой скорости – это еще и вопрос безопасности окружающих. Проехав с километр в таком режиме, можно переходить на обычный. И двигатель, и катализаторы за такой прогрев отблагодарят долгой безупречной службой.