Где жизнь, там и поэзия…
У Пу. XV век
Для начала – чуть-чуть истории.
Почти двадцать лет назад ленинградский поэт и прозаик Лев Куклин, объединив под одной обложкой («Кибернетический Пегас», 1989) стихи русских и советских поэтов о науке и фантастике, убедительно показал, что фантастическая тема с неизменным постоянством вдохновляла практически всех отечественных стихотворцев – от Михаила Ломоносова до Александра Сумарокова, от Фёдора Тютчева до Валерия Брюсова, от Велимира Хлебникова до Андрея Вознесенского. Фантастическая составляющая русской поэзии, не всегда сразу заметная в общем её многозвучии, прозвучала в «Кибернетическом Пегасе» красиво и мощно.
В 2001 году большой любитель фантастики Александр Олексенко совместно с петербургским фантастом Андреем Балабухой реализовал (опять же на невских берегах) задуманный ещё в середине девяностых любопытный проект под названием «Альтернативный Пегас». Вышли в свет шесть поэтических сборников писателей-фантастов – Андрея Балабухи, Льва Вершинина, Евгения Лукина, Владимира Михайлова, Вячеслава Рыбакова, Сергея Снегова. Позднее, в 2013 году, к ним добавился седьмой – подборка тоников писателя Николая Романецкого (похвастаюсь, в книжечке Романецкого один из тоников посвящен мне))).
Конечно, поэтические книги известных фантастов в последние десятилетия в разных издательствах спорадически появлялись: «Кое-какие стихи» (2000) Кира Булычёва; «Страна, которую украли» (1994) Льва Вершинина; «Неземля» (2005) Марии Галиной; «Дым Отечества» (1999), «Фарфоровая речь» (2002), «Чёртова сова» (2004) Евгения Лукина; «Посвящения» (1992), «Спор с дьяволом» (1996), «Дева-Обида» (1998), «Большие снега» (2008) Геннадия Прашкевича... Все это отдельные и, что вполне естественно, абсолютно самостоятельные авторские книги. А в «Альтернативном Пегасе» произведения фантастов-поэтов концептуально объединила серия, сборники серии тоже были авторскими, но вышли в едином оформлении и купно. Так же купно (благо книжечки были небольшими) они приобретались читателями. Таким образом, давно всеми замеченное загадочное стремление фантастов держаться вместе и на этот раз было удовлетворено.
В 2008 году случился третий выход писателей на поле экзистенциального пересечения поэзии и фантастики. Это стало возможным благодаря инициативе питерского энтузиаста (снова Санкт-Петербург!) Сергея Неграша, материально и организационно поддержанного другим энтузиастом и подвижником – издателем Эриком Брегисом. «Мифическая механика» – одна из трёх коллективных поэтических антологий («Магическая механика», 2008; «Мистическая механика», 2008) писателей-фантастов и людей близкого к фантастике круга, выходящих в серии «Сирин» издательства «Снежный Ком».
Сосоставителем сборника «Мифическая механика» выступил известный писатель, большой знаток и ценитель поэзии, талантливый поэт Геннадий Прашкевич. Не удивительно, что стихи антологии, прежде всего, отвечают классическому понятию поэзии, хотя в неё включены и авторы, не чуждые зову туманных территорий современного модернизма (Евгений В. Харитоновъ, Александр Етоев, Алекс Бамбино), и «последний футурист» Аркадий Штыпель, и любимец литераторов-киллеров Юрий Семецкий. «Мифическая механика» исследует отношения человека (так и хочется сказать, фантаста) с миром, открывает другую, скрытую обычно сторону Вселенной, – скрытую не потому, что так люди хотят, а потому, что Господь или Вселенная вложили в души людей такое ощущение изначально. Говорят, поэзию следует искать не в сочетаниях слов, а в атмосфере, которую создают эти сочетания. Наверное, так. Но если бы стихи Сергея Снегова, прошедшего сталинский ГУЛАГ, Кира Булычёва, искавшего радость там, где другие её не замечают, Владислава Крапивина, научившего мечтать миллионы ребят, Геннадия Прашкевича, обошедшего полмира в поисках собственной души, Владимира Михайлова, начинавшего свой долгий и нелёгкий литературный маршрут именно с поэзии, наконец, политалантливого Дмитрия Быкова и великолепной Марии Галиной, смело сочетающих эстетику классики с бытовой интонацией, составляла только «атмосфера», если бы они держались лишь на выразительности, грош была бы им цена. Нет, истинная поэзия всегда наполнена сложной и вечной информацией, как Вселенная наполнена реликтовым излучением, только считывается эта информация иным способом – через невидимые сенсоры души. Выстроенные прихотью или сознательным умыслом составителей в неожиданную линейку, стихотворения разных и непохожих авторов, собранные в «Мифической механике», получают дополнительные смыслы, приобретают новые эмоциональные оттенки.
Можно спорить, следовало ли представлять в этом сборнике стихи тех фантастов, кто никогда не опирался на них, как на нечто существенное, но кто возьмется судить, чем были навеяны замыслы их книг – случайными бытовыми деталями или звездным небом, бесконечным накатом океанской волны, увиденной внезапно и в неурочный час?
Поэзия – вся тайна.
Разгадывают ее в одиночестве.
Но если разгадка близка, те же стихи выталкивают счастливчика к людям.
© Владимир Ларионов (из послесловия к сборнику "Мифическая механика")
#отзывы вл #фантастическая поэзия #отечественная фантастика