Найти тему
Leo Ungan

Почему online-образование потеснит offline?

Сейчас мало кто знает, но в средневековой Европе университеты создавались при соборных школах в монастырях. До сих пор в университетах сохраняют «церковные» термины — декан, кафедра.

Один из старейших университетов Европы - Sapienza. Автор: Carlo Dani - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46465393

Это была эпоха крайне ограниченного доступа к информации — отсутствие книгопечатания делало книги баснословно дорогими — каждый экземпляр книги был рукописным, переписывали книги монахи и, фактически, только монастыри могли позволить себе собирать библиотеки. Монастырские библиотеки и были основным источником знаний.

Изобретение Иоганна Гутенберга сделало носитель информации значительно дешевле и университеты стали распространяться за пределы монастырей. Время шло, книгопечатание дешевело. Я уверен, что тогда уже были люди, которые считали, что печатная книга - «неживая», в ней нет духовности и что нормальная книга - только написанная от руки.

Переход к электронным носителям максимально удешевил процесс хранения, обработки и передачи информации. Сколько стоит переписать книгу вручную? Сколько стоит набрать книгу на станке и распечатать ее? А сколько стоит переслать книгу по сети или записать на флешку?

Но снижение стоимости распространения информации привело и к тому, что очень много людей имеют возможность получать эту информацию. Образование «бумажно-книжной» эпохи базировалось на том, что человек, прочитавший много книг, передает их краткое содержание тем, кто эти книги не читал. Если у слушателя появился интерес, он может пойти в библиотеку, взять заинтересовавшую его книгу и изучить ее уже без посредника. Но книги может в библиотеке и не быть. И в магазине тоже.

В информационном мире все не так. Мы можем получить доступ почти ко всему интеллектуальному потенциалу, накопленному человечеством. Мы можем искать книги по темам, отзывам, а не только по каталогам с кодами. Нам не нужен посредник, который может расскажет нам про книгу. Мы можем сами узнать, что сотни и тысячи людей думают о той или иной книге.

Это в корне меняет то, что мы называем "образование". В русском языке это означает, что человек формируется, преобразуется к какому-либо образу, образу, который формирует его учитель. Но в online-образовании даже по одному предмету может быть масса учителей и ученик может выбирать.

Неудивительно, что современные дети не всегда воспринимают учителей, как авторитетов. Авторитет для ребенка - это не должность, не регалии и не возраст, а человек, который знает, умеет, делает больше того, что может ребенок. В современном мире ребенок может сам узнать по определенным темам больше, чем даст ему учитель. Особенно вздыхающий, что «электронная книга неживая, в ней нет духовности». Это не разрыв поколений. Это разрыв галактик. Это сильнее, чем переход от рукописных книг к книгопечатанию. Учитель, не умеющий искать информацию в Интернете, не менее смешон и нелеп, чем ученик, не знающий, когда началась Великая Отечественная война (помните этот вирусный ролик?). Это новая реальность. Мы смеемся и ужасаемся, когда видим ролики с такими альтернативно одаренными подростками. А дети видят не только ролики, они в живую видят аналогичные сюжеты с их учителями. И что, "вы не понимаете, это другое"? Это не другое, это то же самое. В воображении людей 50-60х годов, это может и разное, а для современных подростков это одно и то же.

Но, не касаясь учительского корпуса, необходимо отметить, что "дистант" резко обозначил границу между теми детьми, которые хотят и могут учиться, и теми, для кого школа нужна как "передержка" на время взросления. Конечно, говорить о самостоятельном обучении в начальной школе смешно, но начиная с 6-7 класса можно почти безошибочно провести эту линию. Да, для дистанта нужны условия и во многих семьях эти условия обеспечить почти невозможно (наличие компьютера, нормального подключения к Интернет, индивидуального рабочего места). Но самое главное - на дистанте нормально учатся те, кто хочет учиться. Те, кто не может учиться сам, без постоянных "подталкивание" со стороны учителя, кто не умеет искать и обрабатывать собственной головой информацию - стали аутсайдерами.

Так что проблемы дистанционного обучения - это не проблемы технологии, это проблемы материального уровня (спасибо партии родной!) и проблемы осознания того, что образование может уже не быть массовым. Когда учебная информация поступает не от одного источника (учителя), а от множества (Интернет), некоторые (многие?) теряются и не могут эту информацию усваивать. Если ребенок не может учиться, то может и не надо его учить? Да, уже распространяется мнение, что online —«для плебса», а элита будет учиться только offline.

Не будем себя обманывать. Мир глобален и информационное пространство едино. И кто-то впишется в этот новый информационный мир, а кто-то нет. Это новый виток отбора и это только начало. Если образование рассматривать как социальную функцию, обеспечивающую некую занятость детей и подростков, то дистант плох. Если задача образования — еще и давать профессиональные знания по математике, физике, другим наукам, то дистант гораздо лучше того, что могут дать некоторые учителя. Но это тема для другой статьи.