В 2021 году исполнилось 180 лет со дня гибели Михаила Лермонтова и 170 лет со дня смерти его возлюбленной Варвары Лопухиной. Жизнь их разлучила, а вот кончина сделала этот союз бессмертным.
Много лет неразгаданным оставалось имя той, кому посвящены поэма "Демон" и десятки проникновенных стихов, чей образ стал прототипом героини повести "Княжна Мери" и незавершённого романа "Княгиня Лиговская".
“… все её движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты…”
Эти строки восемнадцатилетний Лермонтов адресовал юной Вареньке Лопухиной в начале 1832 года. Дом Лопухиных на Молчановке находился недалеко от дома бабушки поэта. Осенью 1831 года Вареньку привезли из богатого вяземского имения в Москву на первый в её жизни великосветский сезон, и с тех пор Михаил пламенно полюбил скромную и очаровательную девушку. Многим современникам запомнился ласковый взгляд и светлая улыбка юной Лопухиной.
Продолжение трогательной московской истории первой половины XIX нашло не менее волнующий отклик уже в наше время в Подмосковье. Дело в том, что родственники легендарной Вареньки – потомки Лопухиных более семи десятилетий проживают в подмосковном Орехово-Зуеве.
Одна из потомков – Валерия Евгеньевна Пушкарёва. Педагог, писательница, коллекционер, мастер авторской игрушки… Родилась она в победном 1945-м в семье фронтовика, инвалида Великой Отечественной войны Евгения Михайловича Французова.
Евгений Михайлович воевал с фашистами с первых дней войны в составе взвода топографической разведки 59 артполка 30 стрелковой дивизии Западного фронта. 30 июля 1941 года на базе Днепропетровских артиллерийских курсов усовершенствования начальствующего состава РККА сформировали Днепропетровское артиллерийское училище по подготовке специалистов дивизионной артиллерии на конной тяге. Тридцатилетнего Французова командование направило в качестве курсанта артучилища в Нижнеднепровск – посёлок в восточной части левого берега Днепропетровска.
Тяжёлое ранение Евгений Французов получил в кровопролитных уличных боях за Нижнеднепровск 24 августа 41-го. Из трехтысячного отряда артучилища – после тяжких боёв в августе-сентябре 1941 г. – осталась небольшая горстка курсантов в 150 человек: все остальные или пали смертью храбрых, сражаясь до последнего патрона, до последней капли крови, или были ранены. "Это было суровое испытание стойкости и мужества курсантов и офицеров училища, - писал позже в своих мемуарах бывший командующий 6-й армией маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, - и они с честью и достоинством прошли его".
За проявленное мужество Е.М. Французов представлялся к ордену Славы третьей степени, награждён медалью "За отвагу", орденом Отечественной войны первой степени.
После войны сначала работал на Орехово-Зуевской ТЭЦ № 6 начальником электроцеха. После выхода на пенсию его второй профессией стало преподавание, причём надолго. С конца 1960-х гг. двадцать лет он работал преподавателем в индустриально-педагогическом техникуме (позже – профессионально-педагогическом колледже), где с 1973 г. – более тридцати лет – преподавала и его дочь Валерия Евгеньевна Пушкарёва. В конце 90-х, начале 2000-х она стала директором этого образовательного учреждения.
А Французов, "отличник энергетики", стоял у истоков нового отделения техникума "Электрификация сельского хозяйства", он организовал на отделении всю учебную и воспитательную работу, стал наставником для многих молодых преподавателей. Эта специальность не затмила для него другие стороны его таланта. С детства он увлекался животными, графологией, рисованием рыбок, черепашек, кошек на камушках, рисовал маслом. Образованнейший, интеллигентный человек, в людях он всегда ценил искренность, прямоту, презирал фальшь, притворство. Он был человеком ответственным, это чувство он привил своим детям – сыну и дочери, и внукам. Почти до самой кончины не терял связи с родным колледжем, посещал его мероприятия, встречался с коллегами, выступал перед студентами.
Многое от него унаследовала и дочь. После окончания Орехово-Зуевского индустриального техникума и Всесоюзного заочного политехнического института Валерия стала инженером-технологом, преподавала основы теплотехники и гидравлики, технологию металлов (материаловедение), организацию и методику воспитательной работы, мировую художественную культуру.
Чтобы полнее представить таланты Валерии Пушкарёвой – потомка Вареньки Лопухиной – назову круг её интересов и занятий: фотодело, коллекционирование марок, вязание, машинопись, скоропись, литературное творчество (поэзия и проза), музейное дело, организация туристических поездок, изготовление мягкой игрушки… В колледже она руководила фотокружком, создала музей истории Великой Отечественной войны. При такой загруженности воспитала достойных сыновей, Петра и Александра, заботилась о старых немощных родителях. В.Е. Пушкарёва отмечена правительственными медалями, Почётным знаком "Отличник системы профтехобразования СССР".
Будучи автором замечательных стихов и рассказов, став директором колледжа, Валерия Евгеньевна всячески поддерживала в студентах творческие способности, помогала их развивать. В годы её директорства была организована и несколько лет процветала литературная гостиная. Здесь постоянно собирались наряду с начинающими авторами, члены Союза писателей, барды, музыканты, художники, краеведы. Общение проходило в неформальной домашней обстановке, с чаепитием. Ведущим на литературных встречах была близкая соратница Пушкарёвой – ветеран-преподаватель колледжа, краевед, член Союза писателей России, заслуженный учитель РФ Наталья Васильевна Ильина.
Литературные произведения Пушкарёвой опубликованы в различных отечественных изданиях. Увлечение изящной словесностью у писательницы соперничает с мастерством авторских игрушек самых разных стилей на темы русских народных и зарубежных сказок, классических произведений, панно в японском стиле. Авторские выставки Валерии Евгеньевны проходили в колледжах, библиотеках, музеях…
Помимо многочисленных личных достижений, Валерия Евгеньевна Пушкарёва написала трогательную историю родительской любви под названием "Фотография любимой". Родители Валерии Пушкарёвой – Галина Борисовна и Евгений Михайлович – прожили в любви и согласии более 60 лет.
Отец Валерии Евгеньевны даже посвятил своей супруге замечательные стихи под названием "Талисман":
“Фотография подруги
Талисманом может стать
И надёжнее кольчуги
Жизнь солдата охранять.
Он, с надёжным талисманом,
Был для пуль неуязвим.
Фотография любимой
Воевала вместе с ним.
И судьба его хранила:
Отгремел последний бой!
Жизнь солдату сохранила
Вера в счастье и любовь”.
В этих строках – удивительная судьба и многолетняя всепобеждающая любовь Галины Лопухиной и Евгения Французова.
Это особая история потомков Лопухиных. Приведу один из фактов их жизни. Узнав о тяжёлом ранении мужа в августе 41-го, Галина упросила начальство и устроилась санитаркой в санитарный поезд, в котором находился супруг-фронтовик. Молодая женщина выполняла там даже мужскую работу электрика, лишь бы быть рядом с супругом, помочь ему выжить… И он выжил!
А на закате жизни, ослепшая престарелая Галина Борисовна трогательно ухаживала за больным мужем, который уже не мог самостоятельно вставать с постели… А он, несмотря на болезнь, старался отвечать ей взаимностью и продолжал посвящать стихи своей единственной. Их любовь была проверена на прочность и войной и миром.
В другом рассказе В.Е. Пушкарёвой "Портрет с незабудками" передана история, семейное предание о любви Вареньки Лопухиной и Михаила Лермонтова. До 1941-го мама Валерии Евгеньевны Галина Борисовна, урождённая Лопухина, жила с родителями в Ростове-на-Дону на улице Энгельса. Она помнила, что всегда в их квартире висели картины. В основном, это были пейзажи, написанные маслом, и лишь одна работа неизвестного автора отличалась и стилем, и форматом. Это был небольшой акварельный портрет.
Согласно семейному преданию, его привёз из Москвы в Новочеркасск мамин прадед Фёдор Федотович Лопухин, и это была, вероятно, его покойная племянница Варвара. Сохранить портрет в первоначальном виде не удалось: во время гражданской войны картину повредили осколком снаряда, вырезали, заключили в овальную раму. И уже в таком виде портрет путешествовал вместе с хозяевами.
Возможно, старшее поколение и знало, кто изображён на портрете, но афишировать свою дворянскую ветвь в тридцатые годы было небезопасно, тем более, что родители Галины Борисовны попали под молох репрессий, в страшный период "ежовщины".
Скромный бухгалтер, пятидесятилетний Борис Михайлович Лопухин выездной сессией Военной Коллегии Верховного суда СССР от 14 декабря 1937 года был приговорён сразу по нескольким "антисоветским" статьям 58-1 "а", 58-8, 58-9, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего принадлежащего ему имущества.
И только через двадцать лет определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 4 июля 1957 года приговор в отношении деда Валерии Евгеньевны отменили по вновь открывшимся обстоятельствам, уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления. Но человека-то уже не вернёшь! Как оказалось, казнили невиновного!
Как и многое другое ценное, портрет Вареньки Лопухиной остался в ростовской квартире по адресу: ул. Энгельса, д.144, кв. 25.
После войны родители Валерии Евгеньевны обосновались в Орехово-Зуеве. О потерянных вещах не сожалели, ведь шла война, хорошо, что сами остались живы.
Однажды в конце 1960-х почтальон принёс Лопухиным по их орехово-зуевскому адресу письмо от… знаменитого писателя и мастера художественного слова Ираклия Луарсабовича Андроникова. В письме содержалась просьба рассказать об утерянной семейной реликвии, прояснить кое-что в родословной Лопухиных.
Валерия Евгеньевна хорошо помнит ту знаменательную встречу (она и сейчас живёт в этом доме). А её мама Галина Борисовна обладала уникальной зрительной памятью. Даже по прошествии четверти века она смогла подробно описать потерянный портрет. Девушка изображена на нём в полупрофиль, в платье жемчужно-кремового цвета, на плечах голубая газовая косынка, в руках небольшой букетик незабудок. Обращало на себя внимание сочетание внешней лёгкости и воздушности образа с безысходной грустью и обречённостью. Такое мог передать только истинный художник, сумевший почувствовать и понять состояние близкого человека.
Вот как описывает встречу с Андрониковым сама Валерия Евгеньевна:
“- Ираклий Луарсабович, как будто, ждал ещё чего-то. Наконец он задал вопрос: "Не было ли на лице девушки какой-нибудь точки?"
Мне сразу вспомнилась родинка на правой щеке Веры, о которой упоминает Печорин.
– Кажется, нет, - неуверенно ответила мама. Хотя… Какое-то тёмное пятнышко, может, случайное. Над бровью, ближе к переносице.
Надо было видеть реакцию Ираклия Луарсабовича! Всё правильно! Это у "литературной" Веры родинка была на правой щеке, а вот у её прототипа Вареньки – над левой бровью, и Лермонтов обязательно изображал её на всех портретах. Значит, это акварель Лермонтова! Выходит, на портрете – та самая Варвара Александровна Лопухина, к тому времени уже Бахметева, которой поэт посвятил столько стихов и описал под именем Веры в "Герое нашего времени".
До последней минуты ни у нас, ни у самого Андроникова, не было в этом твёрдой уверенности. Решающей оказалась незначительная, на первый взгляд, деталь. Именно этот портрет искал Ираклий Луарсабович, но, к великому сожалению, нашёл только его подробное описание”.
Позднее мама Валерии узнала от бывших соседей, что во время Великой Отечественной войны в ростовской квартире располагался немецкий штаб, перед отступлением фашисты забрали что-то из вещей, картины. Возможно, вывезли в Германию и портрет Лопухиной…
После встречи с Андрониковым Валерия Пушкарёва, по её признанию, перечитала всего Лермонтова. Открыла для себя и драму "Два брата", в которой Михаил Юрьевич описал историю своей любви и первую встречу с Варенькой в Москве после её замужества.
К образу Вареньки Лопухиной Лермонтов не раз возвращался в своём творчестве. В жизни их встречи были редкими, иногда с перерывами в несколько лет. Время от времени, он присылал ей стихи, карандашные наброски или законченные портреты. Однажды прислал рукопись последней редакции "Демона" с посвящением, исправив букву "Б" (Бахметевой) на "Л" (Лопухиной) – он так и не смирился с её новой фамилией, считая её замужество изменой. Ему даже в голову не приходило, что в этом есть и его вина: три года он не писал ей, зато в свете ходили слухи о его любовных похождениях. Последней каплей стала скандальная история с Сушковой, после чего Варенька уже ни на что не надеялась и безропотно приняла предложение Николая Бахметева. Именно к такому выводу пришла потомок Лопухиных Валерия Евгеньевна Пушкарёва, анализируя литературные и исторические источники.
К яркой и драматической истории семьи Лопухиных для полной картины я бы добавил ещё несколько замечательных штрихов.
Мама В.Е. Пушкарёвой Галина Борисовна Французова (Лопухина) являлась к тому же и праправнучкой помощника и близкого друга легендарного атамана Матвея Платова донского казака Федота Лопухина.
В 1967 г. Орехово-Зуевскому краеведческому музею был подарен необычный экспонат – табакерка, принадлежавшая легендарному донскому атаману, герою Отечественной войны 1812 г. Матвею Ивановичу Платову. Вручила её Галина Борисовна, проживавшая в то время на улице Кирова, в доме № 1, куда приезжал Ираклий Андроников.
Федот Лопухин служил в канцелярии атамана Платова. В знак дружбы казаки однажды обменялись табакерками для нюхательного табака. Табакерка М.И. Платова передавалась в семье Лопухиных из поколения в поколение.
Сама Галина Борисовна родилась в Новочеркасске, историческом и современном центре донского казачества, до 1919 года жила в старинном двухэтажном особняке вблизи атаманского дворца. Ещё бабушка рассказывала юной Гале, что когда атаман Платов приезжал в гости, по прихожей и широкой лестнице расстилали нарядную ковровую дорожку…
#Михаил лермонтов #Варвара лопухина #Орехово-Зуево #галина лопухина #Валерия Пушкарёва #Матвей платов