Каждый из нас, без исключения, не раз оказывался в сложных жизненных обстоятельствах. О чём нужно помнить в ситуации, близкой к отчаянию, рассказал иерей и богослов Константин Корепанов.
Константин Корепанов, иерей:
В осажденной ассирийцами Самарии был страшный голод. И один из вельмож, сокрушаясь, предложил открыть ворота. А пророк Елисей сказал: «Не надо, всё будет нормально. Завтра всё будет по-другому. Хлеба будет столько, что он будет раздаваться даром».
И на следующий день именно так и получилось. Ассирийские войска, осаждавшие город, услышав непонятный шум, подумали, что на помощь Самарии идёт какое-то иудейское войско, и в ужасе убежали. Все припасы остались. И, действительно, хлеба было вдоволь, и всем хватило.
Чем для нас полезна эта история? Как бы ни было плохо, Библия говорит: ты не теряй веры, в одночасье может всё перемениться. Кажется, нет никакой возможности изменить что-то, и вдруг всё мгновенно меняется. Как по мановению волшебной палочки. Я сам видел лично это в судьбах своих близких людей.
Детям не надо читать Библию так, как она написана. Тем более не надо читать детскую Библию. Ребёнок сам её прочитает, если захочет.
Вы лучше расскажите ребёнку про подобные истории. Когда он сам будет изнемогать от отчаяния и думать, что никакой поддержки ему не видать, пусть он вспомнит подобные чудеса из истории, из жизни людей, из вашей жизни. Чтобы он знал, что всё может перемениться. Если только верить. Именно вера меняла всё. Именно вера.
Мы с семинаристами недавно вспоминали 1988 год. В этот год мы отмечали тысячелетие Крещения Руси. Это было что-то невообразимое. То, что в 1987-м году было категорически запрещено, в 88-м году стало меняться не по дням, а по часам. Храмы открывали, возвращали… Никто ничего не просил. Власть сама отдала храмы, иконы, мощи… Это произошло, казалось, на пустом месте. Чудо какое-то. Просто пришло время.
Человек должен научиться ждать и верить вопреки всему. Помощь придёт. Обязательно придёт. Надо только не терять веры.
Если вы будете своим детям рассказывать, как Бог спасал людей, города, народы, то так вы и воспитаете человека в вере.
Мы как-то странно устроены. Мы ничего ребёнку не рассказываем из таких событий, а норовим маленькому человеку рассказать какие-то полуфилософские, полубогословские повествования, во что надо верить.
Почему я говорю «полуфилософские»? Потому что мы по-богословски объяснить не можем, поэтому прибегаем к языку философии. А ребёнок не способен к такому мышлению. Мы зачитываем ему, что такое Троица из того, что написал Василий Великий. Но Василий Великий не для ребёнка писал. Разум ребёнка в силу его психофизиологических особенностей ещё не способен вместить такие абстрактные понятия.
И Библия нас учит, что детям надо рассказывать истории о том, как Бог спасает людей. Это свидетельства о том, что Бог, действительно, это делал в древние времена. И память об этом сохранилась.
Именно это и только это может утвердить ребёнка, когда он будет переживать свою историю в жизни. И это даст ему силы ждать, верить, терпеть и не терять надежды.
Мы перестали учить детей вере. Мы всё чаще их учим учению. В данном случае, православному учению. А надо учить человека вере, учить молиться, учить надеяться.
Мы изучаем Бога, как будто это книжный Бог. А не живой, который живёт здесь, с нами. Который пришёл нас спасать, жалеть, беречь, ограждать, питать, одевать...
Он пришёл к нам. А мы Его по книгам изучаем. Книги очень нужны. Но для того, чтобы человек сел за книгу святых отцов или за богословскую литературу, он должен с детства научиться верить. Доверять Богу. Жить с мыслью, что Бог всё видит, всё знает и обязательно поможет.
Ещё одна история о том, как Бог любит нас. Царь Иудеи Езекея заболел. К нему пришёл величайший пророк Исайя, знающий тайны божественной премудрости, и сказал ему: «Напиши завещание. Ты умрёшь». Царь повернулся к стене и стал плакать. Он плакал, поскуливая. Он очень хотел жить. Пророк из дворца не успел выйти, как к нему явился Бог и сказал: «Иди и скажи, он проживёт ещё пятнадцать лет».
Почему? По какой причине? Просто человек смиренно попросил. А Бог не может отказать, когда Его смиренно просят. Смерть Езекия необходима для израильского народа. Бог ничего не делает просто так. В этом был смысл, чтобы Езекия умер именно сейчас. Так задумал Бог. Так было благом для людей. И всего лишь одна смиренная просьба о милости — и Бог перечеркнул собственное решение.
Поэтому очень трепетно и острожное надо относиться к словам «на всё воля Божья». Мы иногда произносим эти слова для того, чтобы только оправдать собственное неверие. Чтобы оправдать своё нежелание помолиться. Мы не хотим умолить Бога.
Как говорит апостол Павел, открывайте перед Богом ваши сердца. Потому что Он — Бог. Потому что помогать нам — это и есть Его свойство. Это и есть Его природа.
Ещё статья: Уныние — это несогласие с тем, что тебе даёт Господь. Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение