Всегда думала, что сказка "Двенадцать месяцев" - это про добрую девочку-сиротку, которая обрела счастье, познакомившись с 12 месяцами. Однако, перечитывая сказку дочке, начала глядеть на неё иными глазами. А именно, меня заинтересовали другие персонажи и сюжетные линии.
Помимо пьесы Маршака существует русская народная сказка "12 месяцев". В ней нет никакой королевы и всё заканчивается весьма плачевно. Злая мачеха выгоняет нелюбимую падчерицу в лес за подснежниками, надеясь, что та там и помрёт. А она, пройдя испытания, проявив добро и терпение, возвращается с дарами. Сестре завидно, и она тоже отправляется в лес за подарками. Всё, как в "Морозке", "Госпоже Метелице" и подобных традиционных сказках. Правда, здесь, показав себя недостойной девушкой, сестрица замерзает, и мать забирает из леса её косточки.
У Маршака всё не так страшно, но сюжет испытания и возмездия за зло также присутствует. Но, как мне сейчас кажется, он здесь не главный. Что же добавляет советский автор?
А добавляет он щепотку соцреализма.
Немного теории: главным жанром детской литературы эпохи соцреализма является роман-воспитание. Главный герой идёт от неосознанного плохого поведения к хорошему, осознанному и доброму началу, преодолевая чреду испытаний.
Так чьё же сознание здесь эволюционирует?
Падчерица как была хорошей, доброй, весёлой, скромной, так таковой и осталась. Может, только чуть-чуть самомнение и уверенность в себе появились, когда она почувствовала защиту месяцев. В частности, она игнорирует приказ королевы пустить в свои сани, пока та не сказала это вежливо.
Дочка и Мачеха тоже, на мой взгляд, духовно не эволюционируют. Они как собачились в образе людей, были злыми, ленивыми и завистливыми, так и продолжают собачиться в теле собак, даже не замечая, что что-то изменилось. Угроза, что они останутся собаками на 3 года, конечно, влияет на них, но похоже они быстро про неё забывают.
Солдат: Да ведь собачий-то век недолог... Эх, тётки! Не носить вам, видно, больше платочков, не ходить на двух ногах!
Собаки бросаются на Солдата с лаем.
Сами видите! (Отгоняет собак палкой).
Но вот с кем, на самом деле, происходят кардинальные изменения, так это, конечно же, с Королевой. Точнее с маленькой девочкой, которую никто не воспитывал, которая осталась одна без папы и мамы, которая не видела ни мира, ни людей, с которой люди ведут себя не так, как с обычными людьми, которая при этом должна лишиться детства и управлять государством, вместо игр в куклы сидеть на светских балах и подписывать какие-то указы, которые ей никто не объясняет. Честно говоря, в её поведении в начале можно даже почувствовать какой-то протест.
"Подпишите вот этот указ: казнить или миловать" - и всё! А кто разъяснит ей словами, понятными ребёнку, кто что сделал, какой был суд, какие доказательства вины? Да и вообще, что такое смерть. Её родители умерли и ничего, она живёт. Почему же она должна переживать, что кто-то там ещё умрёт?
А чему учит её профессор? Каким-то академическим вещам, которые нужно просто зазубривать, потому что так по науке. Никакой игры, интерактива, вовлечения в процесс.
Профессор. Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?
Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?
Профессор. Разумеется, интересовало, ваше величество!
Королева. Вот удивительно!..
А вы, мои дорогие читатели, когда-нибудь интересовались, сколько будет 7*8?
Из этого можно сделать неверный вывод, что Королева глупая и нелюбознательная. Но нет! Ведь дальше она как раз начинает спрашивать, только о другом. Она интересуется жизнью. А как бы вы поступили с обычной школьницей, не королевой, если бы она отказалась отвечать? А как вы будете мне отвечать, зная, что я могу вас казнить? А расскажите что-нибудь интересное, новогоднее.
Она, как ребёнок 2-3-х лет, проверяет границы этого мира, чтобы он стал очерченным, понятным и нестрашным.
Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?<...>
Королева. Скажите, пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?
Её пытливому уму очень скучно сидеть взаперти и выполнять роль куклы на троне, которая должна всем улыбаться и подавать ручку для целования. Поэтому она совершает свои капризные выходки, которые наконец-то приводят её к познанию мира вокруг.
Королева попадает в лес. Настоящий зимний лес, тот самый, где травка зеленеет, где медведь в берлоге спит. И оказывается, она хорошо слушала Профессора, всё помнит и начинает сверять академические знания с реальной жизнью.
Королева (Профессору). Вы говорили, профессор, будто в лесу водятся дикие звери, а я не видела до сих пор ни одного... Где же они? <...>
Королева. Здесь столько снега, что он, кажется, никогда не растает! Я и не думала, что на свете бывают такие высокие сугробы и такие странные, кривые деревья. Мне это даже нравится!
Далее она узнаёт, что от физической работы человек потеет, в то время как неподвижные фрейлины замерзают даже в шубах. Вскоре она знакомится с особенностями каждого месяца, видит, как растут цветы и ягоды, встречается с медведем, попадает под дождь, замерзает. За несколько минут она на личном опыте выучивает то, что годами преподавал ей Профессор!
Королева. Ну, уж если на то пошло, так за сегодняшний день я многому научилась! Больше узнала, чем у вас за три года!
Но самый главный урок - это то, что её власть не всесильна. Есть границы её возможностей. А ещё она узнаёт, кто ей верен, а кто постоянно лицемерит и бросит её на смерть, спасая свою шкуру.
Столкнувшись с природной стихией, Королева обнаруживает, что её стандартная модель общения и манипулирования уже не действует. Она приказывает и угрожает казнью, а её не слушаются и не боятся. Послы вообще отвечают, что их казнить могут только их правители. Начальник стражи и прочие придворные решают, что здесь они умрут быстрее, чем их казнит Королева, и бросают её на верную гибель. А Падчерица, которая дала слово, не может его нарушить, даже под страхом казни. И её честь оказывается сильнее власти Королевы.
Обещание награды тоже не срабатывает: и месяцам, и Падчерице ничего от Королевы не надо, у них и самих всё есть. Но самое главное, в их взаимоотношения вмешиваются куда более влиятельные силы: силы природы и, так сказать, божеств, управляющих ею.
Как же тогда вести себя? Как разговаривать с людьми, что думать, как выжить?
И здесь начинается обучение, которое проходит каждый ребёнок где-то в 3-5 лет. Эмоции Королевы проходят следующие стадии: гнев - гордость - стыд - желание научиться - проба - работа над ошибками - удача.
Королева. Кажется, я поняла... Подвези нас, пожалуйста! Мы очень замёрзли!
Как всё просто! Надо просто попросить вежливо и призвать к эмпатии. Все могут замёрзнуть, и Королева, и бедная девочка, и все могут друг другу помогать.
Оказывается, Королева - не такая уж и плохая, она может эволюционировать, если её стихийность, бессознательность направить в правильное русло, в осознанность. И как доказательство, что урок не прошёл напрасно, мы видим, что она разрешает Солдату надеть шубу, хотя это не по форме, просто потому что она теперь понимает, что ему так же холодно, как и ей самой. Такая королева, пожалуй, может стать очень даже неплохой правительницей, если окружение подхалимов и льстецов её снова не испортит, если хоть иногда Братья-Месяцы будут заходить к ней в гости и напоминать, что над ней стоит высшая власть, высший закон.
В завершении хочется обратить внимание на замедляющие сюжет эпизоды: мир лесных обитателей. Вроде бы сказка про Падчерицу со злой Мачехой и про капризную Королеву, а тут вдруг Заяц с Белками в горелки играют, а Ворон Волка обманывает. Зачем это всё?
Когда смотришь мультик или спектакль, кажется, всё гармонично: это такие интермедии, чтобы переключиться с действия на действие, успеть поменять костюм и подготовить новые декорации, просто развлечь зрителей. Но для чего они нужны в контексте печатной книги?
Часто второстепенные персонажи в пьесах нужны либо для пародирования основных героев и сюжетных линий, либо для резонёрства. Здесь же мир леса показан как правильная структура, не идеальный мир, а именно мир, в котором царит порядок. Месяцы сменяют друг друга и каждый раз правит только один из них. В каждом месяце происходят именно те события, которые положены: в январе снег, в апреле подснежники, в октябре дождь и т.д. Волки охотятся на зайцев, зайцы убегают от волков, ворон сидит на дубу и каркает, белки на дереве, а зайцы лазить по деревьям не умеют. При этом этот правильный мир полон радости и красоты. Здесь нет приказов, изматывающего труда, все звери, хоть и переживают трудности, но в целом, приспособлены к условиям окружающей среды. В отличие от людского сообщества, где, например, Падчерица может жить счастливой жизнью, если никто, под угрозой смерти, не заставляет её выполнять свои глупые приказы.
А в сценах с Вороном и Волком, помимо развлекательной юмористической зарисовки, можно увидеть пророчество: на любое злое и сильное существо всегда найдётся управа.
Анализируя сказку С. Маршака "Двенадцать месяцев", я почувствовала, что мне лично Королева стала как-то даже симпатичнее. Из всей сказки это самый живой персонаж, вслед за которым и ребёнок будет обучаться правильному поведению в обществе.
А кто из персонажей ближе вам? Пишите в комментариях.
--------
Автор статьи: Слесарева Дарья
#дети #сказки #филология #развитие ребёнка #новый год #культура #12 месяцев #маршак