Найти тему

Сказка "Красная шапочка": средневековое "Молчание ягнят". Часть II

Продолжаю разбирать леденящий душу хоррор — классическую детскую сказку «Красная шапочка». В прошлый раз я уже рассмотрел истоки возникновения этой сказки, напомню кратко основные тезисы:

  • Шарль Перро взял за основу для своей «Красной шапочки» народные сказки, главным образом «Бабушкину сказку».
  • Данные народные сказки известны где-то с XIV века, записаны главным образом в предгорьях Альп, на территориях Франции, Германии, Швейцарии, Австрии.
  • Речь в народных сказках идёт не о волке, а об оборотне
  • В XIV-XVI веках в Западной Европе была эпидемия ликантропии (зарегистрировано большое количество убийств людей, главным образом, детей и женщин «оборотнями».
  • Оборотень — средневековый термин для серийного убийцы, сексуального маньяка.
Красивая сказка - маленькая девочка с корзинкой и хитрый голодный волк в лесу. Источник изображения - thebillmayer.com
Красивая сказка - маленькая девочка с корзинкой и хитрый голодный волк в лесу. Источник изображения - thebillmayer.com

Стало быть, всем известная детская сказка, на самом деле не совсем сказка и не очень-то детская. Да, существуют фрейдистские и юнгинианские интерпретации этой истории, где все события и действующие фигуры рассматриваются как символические. Например, красная шапочка — это символ сексуальности, под которой подразумевается женский половой орган. Красный цвет — цвет менструации, а значит, история про половое созревание. Волк, понятно, просто мужчина. Акт каннибализма на самом деле — половой акт… и так далее, и тому подобное.

Конечно же, никто не запрещает интерпретировать «Красную шапочку» таким образом, тем более, в главном психоаналитики правы, эта сказка точно про секс. Однако, все гораздо проще и буквальнее. Хочется повторить за Фрейдом: иногда сигара это просто сигара.

Сказки про девочку и оборотня народные, крестьянские. Их рассказывали друг другу простые, неграмотные люди в период Позднего Средневековья. Какой там символизм? Тем более, они не настолько древние, как греческие мифы или история про всемирный потоп, где уместно искать архетипы.

По моему мнению, это история о конкретном убийце и, вероятно, конкретной жертве. Когда-то у них были имена. История, быть может, сначала рассказывалась односельчанами убийцы и жертвы, либо людьми, присутствовавшими на суде и казни в ближайшем городке. Это могли быть слова признания убийцы, свидетельские показания спасшейся жертвы, со всеми подробностями.

На эту мысль наталкивает тот факт, что в «Бабушкиной сказке» оборотень было именем собственным. Le bzou, а не un bzou. Это могло означать «тот самый оборотень», то есть, в деревне он был один и все его знали. Ну, или, по-русски это могло быть записано как Оборотень с заглавной буквы, как имя собственное.

Со временем и расстоянием, проходя разных рассказчиков, истории менялись, обрастали новыми подробностями. Получилась так называемая городская легенда. Люди в разных частях Европы рассказывали, что все это приключилось именно у них. Через лет сто городская легенда превратилась в страшную сказку для взрослых.

В позднем СССР, например, был такой маньяк Сергей Головкин, у которого было прозвище Удав. Случись бы эта история в Средневековье с устными традициями, криминальная хроника превратилась бы в городскую легенду, про какого-то удава, а потом в сказку про встречу ядовитой гадюки и мальчика в лесу, без всех тех ужасных подробностей из уголовного дела.
Уважаемый член общества, зоотехник Сергей Голвкин, он же типичный средневековый оборотень Удав. Источник изображения - fb.ru
Уважаемый член общества, зоотехник Сергей Голвкин, он же типичный средневековый оборотень Удав. Источник изображения - fb.ru

Просвещённый Шарль Перро услышал довольно грубую народную сказку и сделал из неё «изысканную вещицу», написанную красивым литературным аристократическим языком для молодых аристократок. По структуре получилось нечто вроде Лафонтеновской басни — простая история про зверушек, где они служат лишь символическим примером, а в конце — формальная мораль, ради чего и рассказывалась вся история. Перро предостерегал молодых аристократок от увлечения мужчинами, самые опасные из которых могут быть очень хитрыми и привлекательными. Вероятно он знал про истоки этих народных сказок, ведь самый пик «эпидемии ликантропии» был незадолго до его рождения, да и потом похожие случаи наверняка случались. Но все же, своей моралью автор явно подразумевал не смертельную опасность для молодой девы, а скажем так, репутационную.

Прошло ещё сто лет и братья Гримм пишут уже совершенно детскую сказку, для маленьких детей, где есть хэппи энд. Никакой витиеватой морали уже нет, зато есть «бог из машины» в виде охотника, который наказывает злодея-волка и спасает не только девочку, но и даже съеденную уже бабушку. За основу берётся не «Бабушкина сказка» и другие народные варианты, а авторская интерпретация ШарляПерро. Целевая аудитория — уже не молодые аристократки, а обычные дети мещан и буржуазии, а также, тех самых крестьян, предки которых рассказывали друг другу страшную городскую легенду про Оборотня.

С Оборотнем более-менее ясно, а кем была Красная шапочка? Есть разные версии. Она могла быть и маленькой девочкой, могла быть девушкой в период полового созревания, могла быть обычной деревенской девочкой, а могла быть представительницей древнейшей профессии (есть и такие версии).

В поисках истины, я думаю, есть больше смысла ковыряться в более ранней «Бабушкиной сказке». В ней говорится, что жила-была женщина, у которой был хлеб, она сказала своей дочери отнести этот самый хлеб и молоко своей бабушке. Нет никаких указаний на возраст действующих лиц. В те времена бабушкой можно было уже стать к тридцати годам.

Девочка встречает Оборотня на перекрёстке. Нигде не сказано, что она находится в лесу. Она могла быть и в поле, и в самой деревне. Девочка смело и доверительно общается с Оборотнем. Судя по всему, они знают друг друга. Девочка без проблем рассказывает, куда и зачем идёт. Оборотень прекрасно знает, где дом бабушки. (Только у Перро и Гримм он выясняет дорогу у девочки). Обычная история для серийных убийц: маньяк в обычной жизни респектабельный, уважаемый, симпатичный человек, не внушающий опасений.

Дальше есть один непонятный момент, который вызывает споры у исследователей. Оборотень выясняет у девочки, какой дорогой она собирается идти — дорогой Игл или дорогой Булавок. Может быть, это не значит ничего, может, просто случайные локальные топонимы. Оборотень просто выясняет, как ему сподручнее забежать вперёд.

А может, что-то кроется за этим. Например, есть указания на то, что иголки в те года использовали работницы секс-идустрии для обозначения своей профессии, якобы прикалывая их себе к рукавам. Есть утверждения, что был такой народный обычай, при начале полового созревания отсылать девочек к швеям на обучение, а иголки и булавки это швейные принадлежности. Стало быть, это указание на начало полового созревания девочки. Девочка, так сказать, созрела, что и заинтересовало Оборотня.

А может, это была неслучайная встреча знакомых друг другу людей, которые о чем-то договорились, используя им одним понятный код.

В общем, Оборотень обгоняет девочку, прибегает к бабушке в дом и убивает её. Не съедает, как волк, а только убивает и расчленяет. Мясо он прячет в кладовку (считай, холодильник), кровь наливает в бутылку и ставит на полку. Куда девает все тело? Не известно. Судя по всему, затем он ложится в постель, но нигде не сказано, что он наряжается в бабушкину одежду.

Девочка прибывает в дом, Оборотень тут же предлагает ей еду и выпивку. Девочка ест то самое мясо и пьёт «вино» (не знаю, пили ли обычно маленькие дети вино в те времена?). Вино ей не понравилось, сказала, солёное. В доме также был котёнок, который сказал девочке, что она занимается каннибализмом, а так делают только, цензурно выражаясь, женщины легкого поведения (почему котёнок использовал именно это определение?). Оборотень прогоняет котёнка.

Как бы это дико не звучало, но ситуация вполне правдоподобная. Есть описания дел маньяков-каннибалов, которые кормили одних своих жертв мясом предыдущих (те же Дамер и Спесивцев, например). Возбуждало это их.

Некрасивая реальность - маньяк-каннибал Спесивцев вместо волка. Бабушка завлекала Красных шапочек к нему в логово. Источник изображения - horrorzone.ru
Некрасивая реальность - маньяк-каннибал Спесивцев вместо волка. Бабушка завлекала Красных шапочек к нему в логово. Источник изображения - horrorzone.ru

Затем, Оборотень приглашает девочку раздеться и лечь к нему в постель, причём, происходит этот процесс в специфической игривой манере. Девочка реально показывает стриптиз:

- Куда положить мой передничек?

- Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится.

- Куда мне положить мой лиф?

- Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится.

Ну, и в том же духе, вплоть до чулок и нижней юбки. Насколько я разбираюсь в женской средневековой одежде, современного нижнего белья не существовало, девочка должна была совершенно обнажиться.

Ну а дальше в постели происходят уже знакомые нам каноничные игрища, про «ух, какие у тебя руки большие, какие плечи, какой ты волосатый» и так далее.

Это мало похоже на сцену общения с бабушкой, либо с каким-то страшным незнакомцем. Обычные постельные ролевые игры, либо с юной любовницей, либо с профессионалкой.

В принципе, особой разницы нет — и наивные влюблённые девушки, и несмышленные дети, и секс-работницы — все это группа риска для подобных преступлений, особенно последние. До сих пор периодически ловят убийц, специализирующихся исключительно на «жрицах любви». Их легко завлечь, их не очень-то ищут.

Для нашей девочки из «Бабушкиной сказки» все закончилось хорошо. В какой-то момент она вдруг поняла, что постельные утехи с этим красавцем двигаются в какую-то нехорошую сторону. Она попросилась в туалет и сбежала, обманув Оборотня. Чем там все для него закончилось, можно только догадываться.

Самое интересное, особой поучительной морали из этой истории не вынесешь. Это не про недоверие незнакомцам, герои нашей истории явно были знакомы. Про чистоту нравов и целомудрие? Может быть. А скорее всего, простая констатация, как в криминальной хронике — вот что бывает, вот что случилось в нашей деревне.

Также читайте по теме:

Сказка "Красная шапочка": средневековое "Молчание ягнят". Часть I.