Найти тему
Военлет

Мечта стать военным летчиком

Оглавление

Я родился в 1948 году, в поселке лесорубов, «перинатальный центр» представлял собой барак, «родильное отделение» - комната 6 кв. метров. Мать рожала меня пятым, но выжили только 2 старших брата и я.

Роды принимала фельдшер поселкового фельдшерского пункта, Перминова Татьяна Антоновна (Царство ей небесное!). Ребенок появился без больших признаков жизни, но после двух шлепков по ягодицам запищал - «я родился!»

В раннем детстве, впервые увидел Ан-2, пролетавший над нашим поселком и решил – буду летчиком!

С 8-го класса утвердилось желание быть военным летчиком и над рабочим местом, где готовил школьные домашние задания, висела вырезка перед глазами на стене из газеты «Красная Звезда» -

«Качинское ВВАУЛ, объявляет набор курсантов, г. Волгоград".

Перед поступлением 2 года проходил регулярные медицинские комиссии в районе, затем областная комиссия в г.Киров дала заключение, что я годен к поступлению в летное училище!

Моя фотография для выпускного альбома в школе.
Моя фотография для выпускного альбома в школе.

24 июня 1966 года выпускной вечер в школе, а на руках уже есть предписание областного комиссара. 10 июля 1966 года прибыл в г. Волгоград, в распоряжение начальника Качинского ВВАУЛ.

Год выдался "урожайным", каждая средняя школа выпускала по два выпускных класса (год перехода с 11-летнего обучения на 10-летнее), так что у руководства училище был богатый выбор для отбора на первый курс училища.

Поток абитуриентов (буквально – поток!), двигался по заведенному порядку: прибытие, регистрация, размещение, питание, акклиматизация, медкомиссия, вступительные экзамены! Не сдавшие экзамен, имеющие проблемы со здоровьем, отчислялись, получали проездные на поезд и отправлялись домой.

Кто не был задействован в перечисленных мероприятиях, тех привлекали на хозяйственные работы, чтобы вбить в головы – «Ну а девушки, а девушки потом!» (Не зря, еще в поезде «Москва – Волгоград» молоденькая проводница назвала меня «Солдатиком», ЖД билет был получен по воинскому требованию, похотливо на меня поглядывала и удивлялась, как таких молодых берут в армию?)

Приемная комиссия закончила свою работу 26 августа 1966 года. На плацу зачитали приказ начальника училища о зачислении курсантами 1-го курса, где была и моя фамилия.

Так я попал на 1 курс прославленной "Качи"!

В тот же день стрижка, переодевание в военную форму, вместо двухэтажных кроватей - одноэтажные, вечерняя проверка, отбой, утром подъем.

Наше отделение на втором курсе.
Наше отделение на втором курсе.

Начался курс молодого бойца, в процессе которого научили обращаться с карабином СКС, строевая подготовка, основы военной топографии.

К концу месяца, с полной выкладкой: шинель, вещмешок, карабин, подсумок, поехали на полигон Прудбой, где выполнили по три выстрела из своих карабинов.

На второй день, предварительно потренировавшись на плацу, мы прибыли на Мамаев курган и приняли присягу, хотя торжественное его открытие было через год. На открытии был Л.И.Брежнев, Е.В.Вучетич, представительная делегация, а мы, курсанты, были в оцепление.

-4

Ничего запоминающегося за 1-й курс не осталось в памяти, кроме парашютных прыжков весной следующего года. Математика, физика, линия солидуса, линия ликвидуса и прочие науки, которые давали право называться "Летчик-инженер" (шутили, "летчик минус инженер").

Второй курс был уже более похож на авиационное обучение: аэродинамика, теория реактивных двигателей, конструкция самолета, РЭО, АО и т.д.

На заднем дворе училища была газовочная площадка, где стояли три самолета Л-29, и за зиму каждый курсант не один раз облазил эти самолеты и каждому по одному разу доверили запустить двигатель и погазовать! Момент достаточно волнительный.

Я около Л-29 после отработки упражнений по газовке.
Я около Л-29 после отработки упражнений по газовке.

В марте 1968 года наше отделение покинуло центральную базу училища и половина курса отправилась на аэродром Тацинская, а другая - на аэродром Бекетовка, где примерно полтора месяца проводилась наземная подготовка, на которой научили нас порядку и правилам приема самолета перед полетом, посадка в самолет, запуск, ведение радиообмена, район полетов в радиусе 50 км. и 300 км. Сдали зачеты, оформили всю полетную документацию и теоретически к полетам были подготовлены.

И, конечно, запомнился первый летный день на 2-м курсе на самолете Л-29, когда каждый курсант группы должен был совершить ознакомительный полет.

Контрольный отсчет начала летной деятельности у меня начался на аэродроме Бекетовка 5 мая 1968 года.

С утра нас накормили уже по реактивной норме. Что-то из молочной продукции оказалось «не совсем свежим», половину эскадрильи «пронесло» еще до полетов.

По указанию командира полка, форму одежды определили: курсантское ХБ, летный комбинезон, … и ППК (противо-перегрузочный костюм, вот за каким, извините хреном?). Температура на аэродроме была за 20 градусов!

Лично я до этого полета никогда не летал на самолетах в своей жизни!

Полетное задание: взлет, показать аэродром при полете по кругу, отход на маршрут для показа площадных ориентиров: г. Волгоград, р. Волга, Волго-Донской канал (запретные зоны – за Волгой, летать нельзя, ни в коем случае!)

Вход в круг, заход на посадку. На отдельных участках инструктор передавал управление учлету, т.е. мне.

Мой первый полет 05 мая 1968 г. Инструктор ст.лт. Целуйко.
Мой первый полет 05 мая 1968 г. Инструктор ст.лт. Целуйко.

(Моего дружка, Виктора К. – стошнило, потом еще в другом полете, а потом – только техник накидывал ему лямки парашюта на плечи, Витек перевешивался в пространство между откидным фонарем и лобовым остеклением и его тошнило ... Списали по нелетной).

Получил 73 контрольных полета по КУЛП-Л-29, два контрольных полета с заместителем командира УАП, получил его разрешение и выполнил свой первый самостоятельный полет по кругу на Л-29 11.07.1968 г.

Так было установлено, что курсант при выполнении полета самостоятельно, после 4 разворота, перед посадкой, руководителю полетов докладывает: - 309, К посадке готов! Сам!

Сел без подсказок ...

Прошло уж столько лет после этого полета, сколько было потом позывных за 25 лет летной работы, но этот позывной буду помнить всегда!

(Первый ознакомительный полет курсантом на Л-29. 5 мая 1968 г. аэр. Бекетовка, крайний полет полковником, МиГ-29, 27 августа 1993 аэр. Жердевка).

Поздравления, «вылетные» сигареты на старте … Как положено! Как не обкурились только, вылетали-то плотненько, не я один проставлялся, а каждый вылетающий в тот день.

В числе первых вылетели: младший сержант Недоступенко В.М. командир 831 гв. иап, переучивший первый полк в ВВС на Су-27 в г. Миргороде в 1984 г., младший сержант Селиванов В.П. «Заслуженный летчик-испытатель РФ». Все они до училища летали в ДОСААФ.

За тот год налетал на Л-29 72 часа, 14 минут. 219 полетов, из них, с инструктором -147 полетов, самостоятельно - 72 полета.

Продолжение следует!

Третий курс.
Третий курс.
Лощенов 1995 год
Лощенов 1995 год
Мелковато, ну как получилось у фотографа, так получилось ...
Мелковато, ну как получилось у фотографа, так получилось ...
Новое УЛО (мы только фундамент его копали)
Новое УЛО (мы только фундамент его копали)
Лаборантки кафедр
Лаборантки кафедр
Манцуров
Манцуров
Бессарабова!
Бессарабова!
Патрик Б. с нашим выпуском
Патрик Б. с нашим выпуском
Одних уж нет, а те далече ...
Одних уж нет, а те далече ...
-16
Виталий, как курсант ...
Виталий, как курсант ...
Недоступенко, Махов
Недоступенко, Махов
Встреча в 2022 году! Не много было ...
Встреча в 2022 году! Не много было ...
Добирались до Волгограда на автобусе. Голубев, Федоренко.
Добирались до Волгограда на автобусе. Голубев, Федоренко.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Могу еще много рассказать за 25 лет летной службы.

#авиация #армия #курсанты военных училищ #ссср #истребители #самолеты