Найти тему
ТыжИсторик

Короткая прогулка по Парижу. История в картинах.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Автор: Прохожий.

Помните, как Амели Пулен провела небольшую экскурсию слепому прохожему?

- Дорогу! О! Началось! На встречу идёт вдова тамбурмажора! С тех пор как он умер, она носит его мундир! Конь на вывеске мясной лавки потерял ухо! В витрине кондитерской выставлены леденцы! Чувствуете запах? Это месье Поль угощает покупателей дынями! Проходим мимо мясника! Проходим сыры! У мясной лавки малыш смотрит на собаку, а собака на жареных цыплят…

И вот мы оказываемся в центре бурной ночной жизни Парижа – на бульваре Клиши, славящимся «ночными бабочками», множеством ресторанов, кабаре, стриптиз-баров и другими увеселениями безграничной человеческой фантазии. История этого места весьма показательна.

По мере того как Париж с течением времени расширялся, превращаясь в крупнейший город Европы, он обрастал стенами, построенными как в защитных, так и в административных целях. В 1780-х годах город был окружён очередной стеной, построенной по заказу налоговых откупщиков Парижа. Теперь любые товары, включая мясо и вино, облагались налогом при проезде через многочисленные заставы. Поэтому, большинство увеселительных заведений предпочло сохранить деньги, выехав из Парижа за город. Всё это прекрасно совместилось с тягой парижан скрасить свои выходные дни на природе, хорошо питаясь, много выпивая и танцуя.

Вид на заставу Клиши. Фото из открытых источников.
Вид на заставу Клиши. Фото из открытых источников.

Одна из таких налоговых застав была развёрнута на улице Клиши, где к этому времени прочно обосновалось крепкое фермерское хозяйство Жана Мари Латюиля. Судя по размерам поголовья – около шестидесяти коров и внушительного числа домашней птицы это был хорошо отлаженный бизнес. Каждое утро он доставлял парижанам мясо, молоко, яйца и птицу. Для Латюиля строительство заставы оказалось настоящей находкой. Оборотистый фермер построил рядом уютный кабачок, получивший название «У папаши Латюиля» («Au Pere La Thuille»). Заведение выделялось на фоне остальных превосходной кухней (благо собственное хозяйство было под боком) и безмерным добродушием хозяина.

"Застава Клиши. Оборона Парижа. 30 марта 1814 г.". Художник Орас Верне. 1820 г.
"Застава Клиши. Оборона Парижа. 30 марта 1814 г.". Художник Орас Верне. 1820 г.

30 марта 1814 г. застава Клиши прославилась упорной обороной баррикад студентами Политехнического института. Уже в 1820 г. участник событий художник-баталист Орас Верне создал автобиографическое полотно, рассказывающее об этой истории. На картине, в образе гренадера затаскивающего пушку на территорию заставы, можно увидеть и самого Верне. Горящее здание на переднем плане – это налоговая. А в правом углу, с вывеской, выглядывает здание славного увеселительного заведения.

В самом кабачке в это время располагалась ставка начальника штаба Национальной гвардии маршала Бона Андриена Монси. Когда дело запахло керосином, на весь Париж разнеслись слова папаши Латюиля, обращённые к студентам и волонтёрам: «Давай сынки, налетай! Пейте сколько влезет! Пейте бесплатно! Не оставим казакам ни одной бутылки моего вина!!!». В ходе боевых действий часть кабачка была разрушена. Позднее, стол пробитый русской пулей и залетевшее в здание случайное ядро, в качестве главных реликвий, были выставлены на самое видное место заведения.

Папаша Латюиль распоряжается выдачей алкоголя. Изображение из открытых источников.
Папаша Латюиль распоряжается выдачей алкоголя. Изображение из открытых источников.

В период Реставрации Жан Латюиль продолжал успешно развивать свой бизнес. Бывший фермер уже водил дружбу с серьёзными людьми и модно одевался, предпочитая длинный сюртук и высокую фетровую шляпу. Казалось, он был неотъемлемым атрибутом заставы Клиши и все были просто ошеломлены, известием о его кончине. Тем не менее, задел не пропал даром и его потомкам удалось превратить заведение в действительно богемное местечко. При этом, во главу угла здесь была поставлена кухня.

Как вспоминали современники, обед «У папаши Латюиля» выглядел так, как будто они сочиняли театральные блюда. Особо славились «отбивная Монси», названная в честь того самого маршала и фирменное блюдо - «цыплёнок соте папаши Латюиля». Проспер Монтанье, известный шеф-повар и автор книг по кулинарии и гастрономии, оставил нам рецепт этого кушанья:

«В сотейнике, который может вместить одну хорошую курицу, сильно нагрейте 100 г сливочного масла и аккуратно положите туда кусочки птицы. Приправьте солью и перцем. Добавьте 250 г картофеля и 3 или 4 артишока, нарежьте всё кубиками среднего размера. Когда кусочки курицы и овощи хорошо окрасятся с одной стороны, переверните их в сотейнике, чтобы они приобрели цвет с другой стороны. Закончите готовить, накройте сковородкой.
Затем полейте всё несколькими ложками хорошего сока из телятины, посыпьте измельченной петрушкой с небольшим количеством тертого чеснока и выложите на блюдо. Сбрызните небольшим количеством растопленного масла и обложите обжаренными в масле луковыми рулетиками, чередующимися с небольшими пучками жареной петрушки…»
Реклама заведения "У папаши Латюиля". Изображение из открытых источников.
Реклама заведения "У папаши Латюиля". Изображение из открытых источников.

В 1830-х годах «папаша Латюиль» был оживлён бурными встречами писателей-романтиков, в первых рядах которых можно было увидеть Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе. Присутствие знаменитостей привлекало в заведение уважаемых гостей, актрис и прожигателей жизни. В 1870-х заведение стало излюбленным местом встреч художников-импрессионистов.

Эдуар Мане, чья прощальная вечеринка была организована «У папаши Латюиля» оставил среди своих последних полотен воспоминания о временах, проведённых в саду ресторана. Завсегдатаем заведения считался Эмиль Золя, по слухам, редкостный скряга, оставлявший слишком мало чаевых, но упомянувший кабачок в романе «Творчество» под названием «кафе Бодекен.»

"Кабачок папаши Латюиля". Художник Эдуар Мане. Изображение из открытых источников.
"Кабачок папаши Латюиля". Художник Эдуар Мане. Изображение из открытых источников.

Некоторую обстановку заведения можно увидеть на картине Мане «Кабачок папаши Латюиля». Знаменитая картина была написана в 1879 г. На ней изображён сын хозяина Луи Готье-Латюиль и актриса и натурщица Эллен Андре, излюбленная модель не только Мане, но и Ренуара, Дега и других художников.

Эллен Андре, французская актриса и натурщица. (1857-1925 г.г.) Фото из открытых источников.
Эллен Андре, французская актриса и натурщица. (1857-1925 г.г.) Фото из открытых источников.

С годами семейство Латюилей запустило переданное им в управление прекрасное заведение. Кроме того, до неузнаваемости изменилась и окружающая обстановка – там, где раньше была загородная идиллия, выросли рабочие посёлки и каменные джунгли, обступившие намоленное местечко. Последний владелец заведения господин Готье Латюиль пытался переформатировать культовый ресторан в модное кабаре, но не снискал успеха в этом предприятии. В 1906 г. история заведения «У папаши Латюиля» была закончена, а по адресу 7-е авеню де Клиши уже красовалась новая вывеска - «Курсааль» («Le Kursaal»).

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

В продолжение, для любителей весёлых историй:

ДУЭЛЬ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"