Монтайю - это небольшая горная деревня, расположенная недалеко от Пиренейских гор, в графстве Фуа. Население в первой четверти XIV века составляла примерно 200-250 человек. По социальному положению большинство людей было простыми крестьянами, которые занимались преимущественно обработкой земли. На самом деле жителей деревни можно разделить на два типа: пастухи и оседлые жители.
Сама деревня приобрела большую славу благодаря стараниям одного французского историка Эммануэля Ладюри, который являлся представителем третьего поколения школы "Анналов". Его монография является классикой по микроистории.
Немного о местном быте.
Монтайю была расположена в окситанской историко-культурной области, которая охватывала на юго-запад Франции и частично востоке Испании. Так как все жители этой деревни были окситанцами, то и говорили они на окситанском языке, что служило очень сильным объединяющим фактором. Только местный приходской священник, Пьер Клерг, знал ещё и латынь.О нём ещё поговорим.
Для оседлого крестьянина вся жизнь, не сложно догадаться, проходила в самой деревне. Для крестьянина крайне важно было процветание его Domus - дома и семьи. Дом фактически является главной ячейкой социальности в деревне. Через, по сути, проявляются и другие формы социальности. Domus играл настолько существенную роль в жизни крестьянина, что различные сделки, соглашения, даже браки по сути совершались не между отдельными личностями, но между целыми кланами и только для того, чтобы улучшить своё положение. Доходило даже до того, что родственники заключали брак между собой, дабы имущество не уходило в другие семьи. Такую идею, к слову, и предложил местный священник Пьер Клерг, который сам происходил из этой деревни. Дом Клергов хоть и был крестьянским, но среди себе подобных он был самым сильным.
Сами крестьяне обладали достаточно большим имуществом, но в тоже время они были бедны, так как денег у них не было. Время для них было относительным. Если в иных поселениях день, можно сказать, был расписан, где столько-то времени уделяется церкви, столько-то работе, столько-то мирским делам, то в Монтайю всё было совсем не так. Здесь например, не использовали церковные колокола для грубого отсчёта времени, звонят они, разве что отмечая час погребения умершего или возношения даров во время мессы.
Рабочий день для них имеет смысл только смешавшись с долгими и беспорядочными перерывами, во время которых можно, например, поболтать с приятелем, попутно попивая вино. Если это так необходимо, то в работе они могут поднажать, но всё же понятия чёткого расписания для них чуждо, всё таки в Монтайю время - не деньги.
Пастухи, по сравнению с крестьянами, были более свободными людьми. Отчасти это из-за того, что они не имели своего domus, и соответственно, обязательство перед ним. Каким-либо недвижимым имуществом они не располагали, фактически они выступали в роли наёмной рабочей силы, и проживали в доме крестьянина, на которого работали. В тоже время время, в отличии от обычных крестьян, пастухи владели денежными средствами.
Среди мест развлечений и досуга в Монтайю была таверна, хоть только в зародышевой форме. Настоящие таверны, где много людей, большой зал, можно найти только в крупных поселениях или городах. И пожалуй, для деревенской среды таверна вторична. Другое дело - месса. Месса повсеместна, она поётся, произносится в каждом церковном приходе. Для жителей Монтайю месса в первую очередь является местом встречи и общения, но не актом исполнения обязанностей верующего.
Что касается ритуалов, то согласно достаточно распространённому мнению для мелких крестьянских и сельских культов должны быть характерны в первую очередь магическое восприятие мира, остаточное влияние язычества и ритуалы исцеления или плодородия, или ритуалы против болезней или сбора большого урожая. Тем не менее, все эти практики имеют весьма приземлённые и прагматические цели. В Монтайю же ритуалы, связанные с плодородием и урожайностью относятся в гораздо большей степени к какой-то маргинальной и даже низкопробной магии, чем к религии. Особенна была интересна распространённая в деревне традиция омывания покойникам лишь лицо, а также оставлять какую-то часть покойника в пределах его domus. Верили, что это могло привлечь удачу и процветание.
Катаризм.
Деревня Монтайю являлась одним из последних пристанищ катаров во Франции. С конца XIII века катаризм покинул города, где за ним рьяно охотились представители инквизиции и потому новой обителью этой ереси стала сельская местной, которая приняла идеи "добрых" людей.
Катаризм - это еретичеческое религиозное движение, основной идеей которого является дуализм Хорошего Бога и Плохого Бога. О Плохом Боге людям было рассказано в Ветхом Завете. Именно он создал весь материальный мир, в котором живут люди. Но польку это злой бог, то и мир, который он создал тоже является злым, и жить в нём - плохо. Хороший Бог отвечает за всё духовное, в том числе и за душу человека. Согласно идеям катаризма, Иисус Христос является Хорошим Богом. Идеи катаризма, как несложно догадаться, шли вразрез с догматами Римской Католической церкви, и потому это движение объявили еретическим.
Катаризм доминировал в деревеньки Монтайю, сторонником катаризм был также и католический приходской священник Пьер Клерг. Именно он собирал свою паству катар на проповеди, тем самым объединяя их и вселяя уверенность, касательно будущего. Жители деревни истово верили в Доброго Бога, и потому эти проповеди были очень важны для них. Обратное стороны этих действ являлось завлечение католического население деревни и обращение их в веру "добрых" людей.
Главным страхом этой деревни была инквизиция, поскольку та не гнушалась методами искоренения ереси. В конечном итоге из-за доносов на местных жителей инквизиция, во главе с епископом Жаком Фурнье прибыла в деревню для проведения расследования, целями которого было установление наличие катарской ереси, и как следствие - её искоренение. Именно стараниями Жака Фурнье была очень подробно расписана повседневная жизнь этой деревни, что в конечном итоге выступила в качестве источника для написания различных монографий по микроистории.
Расследования длилось семь лет. Хотя, за этот период приговорено к сожжению было всего 25 человек, главным же потрясением для жителей стал факт того, что главным доносчиком был Пьер Клерг. Он хоть и был верующим катаром, но использовал свои полномочия для возмездия своим обидчикам.
Такая вот, небольшая история необычной деревни.
А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментария!