Друзья, сегодня посвятим немного времени экономике. А именно рассмотрим тему стоимости картин. Сколько мог стоить портрет в первой половине 19 веке? 🤓
В целом, заказать собственный портрет или портрет родственника стоило не малых денег. Но в рамках принятых цен на стоимость, как и сейчас влияло, был ли художник знаменит или нет, был ли он, например, свободным или крепостным.
✅ В первой трети 19 в. «лидеры арт-рынка» Орест Кипренский и Карл Брюллов могли получить прямо-таки баснословные деньги. Первый написал портрет А.С. Пушкина за 1000 руб., а за два портрета великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича получил от вдовствующей императрицы Марии Федоровны 2400 рублей. Это два годовых оклада чиновника 2-го класса — действительного тайного советника. А за 1000 руб. можно было купить 5 отличных скакунов. Или примерно столько же душ крестьян или даже больше…
В то же время В.А. Тропинин заработал на портрете А.С. Пушкина 350р. И отметим, что средние гонорары В.А. Тропинина были порядка 250 руб. за портрет. 💯
А однажды О. Кипренский получил за портрет князя Дмитрия Шереметева за рекордные 13 или 15 тысяч рублей (сумма в источниках разнится) от его родственника Василием Шереметевым. Такую сумму за год мог заработать только министр. Но шальные деньги долго не задерживались у художника. После его ранней смерти вдова просила денежного вспоможения у императора, так как осталась с детьми без средств.
🔹 Картины от «Великого Карла», как звали Брюллова, также стоили безумных по тем временам денег. За картину «Последний день Помпеи» он получил от заказчика 40 000 руб. (он работал над ней 6 лет). А вот написание портрета поэта В.А. Жуковского было благотворительной акцией: его К. Брюллов написал для лотереи при дворе, чтобы собрать деньги на выкуп украинского художника и поэта Тараса Шевченко из крепостной зависимости за 2500 руб. (Обычно стоимость «квалифицированных» или талантливых крепостных достигала 1000 руб.)
Получается, что позволить себе заказ портрета могли далеко не все дворянские семьи. А вот акварельный портрет небольшого размера – был выходом из ситуации. Именно в первой трети 19 в. акварельный портрет стал «хитом» в дворянской бытовой культуре. Стоимость такого портрета у классика жанра П. Соколова стоил от 50 руб. и выше. Но в 40-ые гг. в России появляются уже первые дагерротипы (стоимость – 100 руб.), а затем уже в конце 40-х стоимость цена первых фотопортретов колебалась от 5 до 15 руб. Но даже это было большими деньгами.
Когда вы приходите к нам в музей, и перед вами открывается галерея портретов, созданных в к. 18 – первой половине 19 вв., то, в том числе, вы видите перед собой очень богатых людей. 🙂
Ваш #музейтропинина
#музеимосквы #ялюблюмоскву