В доброй старой Англии не было человека, которого не ругали и критиковали, больше чем комика Бенни Хила. Причем ругали все. Женщины и мужчины, монархисты и республиканцы, фашисты и коммунисты, плебеи и аристократы, интеллигенты и маргиналы, белые и черные, христиане, мусульмане и атеисты, сексуальные меньшинства и большинства. Ругали за пошлый, ниже пояса юмор, сексизм, отсутствие толерантности, издевательство и даже надругательство над британской монархией, религиозными и патриотическими чувствами. Обвиняли в гомофобии, расизме, антикоммунизме, антифеминизме, сексуальных домогательствах и еще во многом другом, долго перечислять. Его ненавидели Элтон Джон, Пол Маккарти, Маргарет Тэтчер, Ким Филби, Боб Дилан, Элизабет Тейлор. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр назвал Бенни Хилла «уродливым явлением» и «человеком оскорбившим свою нацию. Зато его очень любили Чарли Чаплин и Майкл Джексон считавшие Хилла «комиком № 1 во всем мире».
И самое интересное, что все хулители и критики, приходя домой, одев тапочки, включали телевизор и искали «Шоу Бенни Хилла». А потом ржали до слез...
Альфред Хилл родился в 1924 году большом портовом городе Саутгемптон, по сути, в потомственной семье клоунов. Его дед Генри был клоуном, отец Альфред тоже работал коверным на арене. Но получив на Первой мировой войне дозу отравляющего газа, остепенился, женился и открыл в Саутгемптоне магазин хирургических принадлежностей. Зато его сынок, рыжий и веснушчатый сорванец кривлялся перед сверстниками, пародировал знакомых родителей, постоянно прикалывался и устраивал розыгрыши. Причем зачастую не безобидные. Однажды подмешал в начинку для рождественской индейки целую пачку красного перца. Отец не выдержал и выгнал его из дома. Но дед Генри, который всегда поддерживал внучка в его шуточках, по знакомству устроил его в странствующую труппу.
А 16-летнему мальчишке, мечтающему о сцене, это было как раз на руку. И неважно, что вначале он выступал лишь «на разогреве» ведущих актеров. Главное что он был на сцене. Сразу же поменял свое имя Альфред на Бенни, в честь любимого американского комика Джека Бенни. «Альфред глупое имя и какое-то королевское» говорил он. Во время Второй мировой войны был призван в армию, служил прожектористом, водителем грузовика. Но на привалах так смешил и развлекал сослуживцев, что его перевели в военную концертную бригаду.
После войны Бенни Хилл пытался сниматься в кино, но не очень удачно. В театре тоже не получилось – его ужимки казались режиссерам, слишком «жирными». Пришлось подрабатывать молочником, ударником в ансамбле, оператором моста и так далее. Удача улыбнулась в 1949 году, благодаря другу Реджи Уорни он устроился на радио. А потом пришла эпоха телевиденья и Бенни органично вписался в нее – стал одним из первых телевизионных комиков. Выходящая в прямом эфире небольшая программа, основанная на комичных ситуациях, анекдотах, байках заставляла первых телезрителей держатся за животики. К сожалению записей тех первых телепередач не сохранилось. Но то что это небольшая юмористическая телепередача набрала за короткое время невероятные рейтинги известно. Тогда все передачи были первыми, и Бенни вовремя понял что из незамысловатых анекдотов и скетчей, можно соорудить занятные телевизионные сюжеты. И вообще Бенни Хилл редко сам что-то сочинял. Вначале обыгрывал бородатые анекдоты, впоследствии ездил по странам, особенно по Франции, смотрел выступления местных комиков, запоминал их номера, а затем использовал их в своей программе. По сути занимался откровенным плагиатом, проще говоря воровал. Не зря его обвиняли и в скупердяйстве и жадности. Всего за тысячу баксов купил у своего приятеля Дейва Фримена огромное количество сюжетов и включив их в свое «Шоу» заработал на них миллионы. Причем с Фрименом не поделился, и даже «забыл» указать его имя в титрах.
С 1955 года выходит «Шоу Бенни Хилла» сразу же завоевавшее огромную популярность в стране. Вначале шоу выходило на ВВС (до 1969 года), затем на ITV (1969-1989). В середине 50-х Хил подобрал себе команду из мужиков со смешными и запоминающимися физиономиями и красивых, сексапильных девиц. Причем опять же вовремя угадал – в мире грянула сексуальная революция. А «ангелочки Хила» как называли его женский кордебалет, в откровенных нарядах и коротеньких мини-юбочках заставляли сильнее биться сердца мужиков, вызывая у них кучу гормонов.
Кроме красивых девах, визитной карточкой шоу было использование замедленных съемок. Обычно шоу заканчивалось сценой, в которой использовалась эта техника: Бенни Хилл в замедленном темпе убегал от разъяренной толпы. Стоит упомянуть и музыкальную композицию Yakety Sax написанную саксофонистом Бутсом Рэндольфом, также ставшей визитной карточкой шоу. Сама композиция включала отрывок из «Выхода гладиаторов» и который прочно ассоциируется с цирком.
Британию и США охватила «бенимания». Люди копировали жесты и походку комика, американские полицейские отдавали честь точь-в-точь как его персонаж Фред Скатл, ладонью перевернутую вверх. На улицах на него показывали пальцами и не давали проходу. А это все напрягало и ранило Бенни Хилла. Ведь в реальной жизни он, подобно другим комикам, был тихим и стеснительным человеком с кучей комплексов. Его имидж «крутого бабника» живущего и наслаждающегося любовью с красотками из своего шоу, был обманкой, отчасти созданной им самим. Так он часто зазывал их к себе в дом и долго держал на лестничной площадке – чтобы соседи видели, какой он ловелас. На вопросы журналистов, почему он не женат, вроде бы цинично, отвечал: «Зачем покупать одну книгу, если можно пользоваться библиотекой. Но в действительности в отношениях с женщинами он был робок – два раза делал предложения нравившимся ему женщинам, и оба раз получал решительный отказ.
Может быть, поэтому Бенни стал сильно пить. Причем из жадности пил некачественное пойло в дешевых забегаловках. Вообще скупердяйство Хилла стала притчей в языцех. Он зарабатывал миллионы, а жил в съемной, дешевой квартире, больше похожей на халупу. Одевался на распродажах, питался консервами, зачастую просроченными, а иногда даже собачьими. Единственно на что он не жалел деньги это на путешествия по Европе, особенно по Франции. Хилл вообще очень любил Францию, часто ездил в Марсель, где до 80-х мог жить инкогнито, ездить в общественном транспорте, бродить неузнанным по улицам, посещать уличные кафе. Но и даже там предпочитал скромное жилье пятизвездочным отелям.
Но не все так однозначно. Когда актер Джеки Райт, помните тот лысый смешной старичок, серьезно заболел и не мог больше сниматься, Бенни вставлял в новые фильмы эпизоды из старых, чтобы пожилому актеру продолжали платить. Заботился он и о своих «ангелочках», бился с продюсерами чтобы им платили большое жалование.
Но в 70-80-х годах над «Шоу Бенни Хилла» стали сгущаться тучи. Ведь это мы считаем что шоу было безобидной развлекательной передачей с обилием эротики. На самом деле зачастую «Шоу Бенни Хилла» была жесткой сатирой, в которой пародировались и высмеивались известные в Великобритании личности: королевская семья, политические и религиозные деятели, артисты и музыканты. Например группа «Beatles», артист Ричард Бартон, Мирей Матье, Вивьен Ли, Мик Джаггер и многие другие. Это емы отыгралось когда к власти пришла Маргарет Тэтчер. «Железная леди» не любила Хилла, и в 1982 году, после одной из жестких пародий на нее, выпустила циркуляр в котором обязывала министерство культуры подвергнуть каждый новый выпуск «Шоу Бенни Хилла» жесточайшей цензуре. В результате только за один год из отснятого материала было вырезано 150 часов экранного времени. Вскоре и компания «Thames Television», по быстрому, оценив конъюнктуру, расторгнув с Хиллом контракт, прекратила съемки шоу, тем не менее успешно продолжая продавать старые выпуски. По сути его просто грубо кинули на бабки.
Покинутый и оплевываемый всеми комик заперся у себя в квартире, сидел перед телевизором и постоянно пил, заедая выпивку неумеренным количеством пищи. В результате осложнения со здоровьем – гипертония, ожирение, отдышка, проблемы с сердцем. Попал в больницу где врачи предложили сделать коронарное шунтирование и сесть на жесточайшую диету. Бенни отказался, тем самым подписав себе смертный приговор. Единственным светлым пятнышком в то время послужил визит Майкла Джексона, заехавшего к Бенни Хиллу, выразить свое восхищение и сказать, что считает его величайшим комиком в мире.
Через два месяца 20 апреля 1992 года Бенни Хилл умер. Его обнаружил Дэнис Кирклэнд, продюсер и режиссер шоу. Обеспокоенный тем что Хилл не отвечает на телефонные звонки, он влез на балкон квартиры на третьем этаже и увидел комика мертвым, сидящим перед включенным телевизором, среди грязных тарелок и стаканов. Перед тем как вызвать полицию он попытался причесать растрепанные волосы Хилла. Но они не слушались расчески, и тогда Кирклэнд плюнув на ладони, просто пригладил волосы. Этот случай наверное бы позабавил живого Бенни и он наверняка включил бы его в свое шоу. Задолго до смерти, все свое нехилое состояние Хилл завещал родителям. Но они умерли. Не было в живых и его брата и сестры. Так что все миллионы Хилла достались племянникам и племянницам которых он никогда не видел.
Бенни Хилла критиковали и при жизни. А через несколько лет после смерти по телевидению показали те самые материалы, которые вырезала цензура. Газеты запестрели заголовками типа «мы не над тем смеялись 30 лет», «Это не тот юмор которого заслужила Англия». «Беннимания» была забыта, появилась «беннифобия». Англичане не стали придерживаться правила «о мертвых либо хорошо, либо ничего». На покойного комика чуть ли не ежедневно лили ушаты грязи и бочки дерьма. Шоу и его создатель стали нарицательным как «туалетный юмор», играющим на самых низменных желаниях. Сейчас имя Бенни Хилла в Великобритании строго затабуировано. Его там почти не помнят, а если и вспоминают то только за грубость и отсутствие утонченности.
Зато комика Бенни Хила помнят в других странах. В США, Германии, любимой Франции. Помнят и в республиках бывшего Советского Союза. Помнят, смотрят, смеются. Ведь он не только изменил наше представление о чопорных британцах и пресловутом «сдержанном английском юморе». Он действительно был великим комиком и клоуном. Понятным и смешным для всех людей мира.