Найти тему

Те львы с глазами человека, на гордых берегах Невы. Сфинксы с Университетской набережной. Часть 1. Научная.

Нет в городе на Неве более загадочных скульптур, чем эти. Более мистических и величественных, более невероятных.

Скульптуры существ с телом льва и головой человека появились в Санкт-Петербурге в разгар египтомании, которая охватила Европу после египетского похода Бонапарта. Скульптуры были выполнены для Поминального храма Аменхотепа III и стояли в перистильном дворце. Они созданы еще в XIV веке до н. э. Сложно представить сколько всего они помнят. Речь, конечно же, о легендарных сфинксах с Университетской набережной!

-2

Камень, из которого они выполнены -розовый асуанский гранит. Каждая скульптура весит 23 тонны. Около пяти метров в длину и четырех с половиной в высоту. Это просто невероятно, не постижимо, как, не имея современных технологий, было возможно сотворить что-то такое колоссальное и прекрасное одновременно! Но более невероятным кажется работа художника. Как это вообще оказалось возможным, сделать столь выразительные лица каменным скульптурам?! Сфинксы считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III.

Бороды были отколоты еще в древности. После смерти Фараона.
Бороды были отколоты еще в древности. После смерти Фараона.

Авантюрист и археолог Янис Атанази вел раскопки в районе Фив в 1820-х годах. Он и раскопал великолепных сфинксов. В ходе раскопок Жан-Франсуа Шампольон, египтолог и востоковед, идентифицировал портреты Аменхотепа III. Он же и описал скульптуры своему брату. Шампольон хотел приобрести сфинксов в свою коллекцию, но не смог собрать нужных средств. Торги несколько затянулись, и одну из скульптур утащили в Александрию. В прямом смысле слова -утащили. Есть зарисовки художников, где сфинкс возлежал на платформе, которую тянули человек двадцать.

Уже в 1830, в Александрии, скульптуры увидел Александр Николаевич Муравьев, поэт, паломник и историк. Он и написал графу Рибопьеру, русскому послу в Константинополе, с предложением выкупить это великолепие. 100 тысяч франков, такова цена. Когда Николай I получил это предложение, то несколько засомневался. Дороговато. К тому же он находился в Пруссии, и понадобилось еще много времени на пересылку писем. Он написал в Петербург, президенту Академии художеств Алексею Оленину. Совсем недавно в городе открылся Египетский мост, в Царском селе построили Египетские ворота, а в Кунсткамере открылся "Египетский музеум". Что мог ответить на столь соблазнительное предложение президент Академии искусств? Конечно же, дайте две и немедленно!

Академия искусств.
Академия искусств.

Но пока еще Николай в своей Пруссии получил ответ, пока писал из Пруссии в Константинополь... Французы оказались быстрее. Они выкупили обе скульптуры, но сделка сорвалась из-за Июльской революции. И Россия таки приобрела две статуи из асуанского гранита. К тому же несколько дешевле, всего за 64 тысячи.

Доставка тоже обошлась недешево, но в сумме все равно вышло выгоднее. Сфинксы прибыли в Петербург лишь в 1832 году. И еще два года ждали во дворе Академии художеств, пока не будет построена набережная. Подозреваю, президент Академии саботировал процесс постройки как мог)) Набережную спроектировали еще в 1830, и планировали украсить Клодтовскими скульптурами коней, как на Аничковом мосту. Но они оказались не по карману и остановились на сфинксах.

Автор: Тон, Константин Андреевич (1794 - 1881) - Славина Т. А. Константин Тон. Ленинград. Стройиздат. Ленигр.отделение. 1989. С. 55-62., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=98133010
Автор: Тон, Константин Андреевич (1794 - 1881) - Славина Т. А. Константин Тон. Ленинград. Стройиздат. Ленигр.отделение. 1989. С. 55-62., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=98133010

В ходе исследований, выяснили что Восточный Сфинкс более молод и более совершенен. Западный хранит на себе следы исправлений, и камень обработан не столь идеально.

Первая реставрация случилась только в 2002 году. Не столько время, сколько местный климат доконал даже особенный гранит. В ходе работ скульптуры более качественно изучили и защитили от дальнейших разрушений.

Сфинксы на Университетской набережной - один из символов этого города. О них слагали стихи, с них писали картины. Ахматова подписывала свои фотографии "от третьего петербургского Сфинкса".

Из всех картин, что я видела по этим мотивам, больше всего запомнился Воробьев. Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью. Написана в 1835 году и выставляется в Третьяковке. Есть в ней что-то завораживающее. И немного пугающее.

-6

Конечно, обе скульптуры окутаны флером мистики. Легенды, что ходят о них, одна другой страшнее. Поговорим о них во второй части статьи. А эту хочется закончить стихотворением Артема Соколова:

Века несчётные прошли,
Но не сомкнули свои веки
На северном краю Земли
Те львы с глазами человека.
На гордых берегах Невы
Они останутся навечно —
Те полулюди, полульвы,
Пленённые бесчеловечно.
Им наводненья не страшны,
Ничто волненья и страданья.
И дремлют на брегах Невы
Египта мудрого созданья.
Артем Соколов.