Нет в городе на Неве более загадочных скульптур, чем эти. Более мистических и величественных, более невероятных.
Скульптуры существ с телом льва и головой человека появились в Санкт-Петербурге в разгар египтомании, которая охватила Европу после египетского похода Бонапарта. Скульптуры были выполнены для Поминального храма Аменхотепа III и стояли в перистильном дворце. Они созданы еще в XIV веке до н. э. Сложно представить сколько всего они помнят. Речь, конечно же, о легендарных сфинксах с Университетской набережной!
Камень, из которого они выполнены -розовый асуанский гранит. Каждая скульптура весит 23 тонны. Около пяти метров в длину и четырех с половиной в высоту. Это просто невероятно, не постижимо, как, не имея современных технологий, было возможно сотворить что-то такое колоссальное и прекрасное одновременно! Но более невероятным кажется работа художника. Как это вообще оказалось возможным, сделать столь выразительные лица каменным скульптурам?! Сфинксы считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III.
Авантюрист и археолог Янис Атанази вел раскопки в районе Фив в 1820-х годах. Он и раскопал великолепных сфинксов. В ходе раскопок Жан-Франсуа Шампольон, египтолог и востоковед, идентифицировал портреты Аменхотепа III. Он же и описал скульптуры своему брату. Шампольон хотел приобрести сфинксов в свою коллекцию, но не смог собрать нужных средств. Торги несколько затянулись, и одну из скульптур утащили в Александрию. В прямом смысле слова -утащили. Есть зарисовки художников, где сфинкс возлежал на платформе, которую тянули человек двадцать.
Уже в 1830, в Александрии, скульптуры увидел Александр Николаевич Муравьев, поэт, паломник и историк. Он и написал графу Рибопьеру, русскому послу в Константинополе, с предложением выкупить это великолепие. 100 тысяч франков, такова цена. Когда Николай I получил это предложение, то несколько засомневался. Дороговато. К тому же он находился в Пруссии, и понадобилось еще много времени на пересылку писем. Он написал в Петербург, президенту Академии художеств Алексею Оленину. Совсем недавно в городе открылся Египетский мост, в Царском селе построили Египетские ворота, а в Кунсткамере открылся "Египетский музеум". Что мог ответить на столь соблазнительное предложение президент Академии искусств? Конечно же, дайте две и немедленно!
Но пока еще Николай в своей Пруссии получил ответ, пока писал из Пруссии в Константинополь... Французы оказались быстрее. Они выкупили обе скульптуры, но сделка сорвалась из-за Июльской революции. И Россия таки приобрела две статуи из асуанского гранита. К тому же несколько дешевле, всего за 64 тысячи.
Доставка тоже обошлась недешево, но в сумме все равно вышло выгоднее. Сфинксы прибыли в Петербург лишь в 1832 году. И еще два года ждали во дворе Академии художеств, пока не будет построена набережная. Подозреваю, президент Академии саботировал процесс постройки как мог)) Набережную спроектировали еще в 1830, и планировали украсить Клодтовскими скульптурами коней, как на Аничковом мосту. Но они оказались не по карману и остановились на сфинксах.
В ходе исследований, выяснили что Восточный Сфинкс более молод и более совершенен. Западный хранит на себе следы исправлений, и камень обработан не столь идеально.
Первая реставрация случилась только в 2002 году. Не столько время, сколько местный климат доконал даже особенный гранит. В ходе работ скульптуры более качественно изучили и защитили от дальнейших разрушений.
Сфинксы на Университетской набережной - один из символов этого города. О них слагали стихи, с них писали картины. Ахматова подписывала свои фотографии "от третьего петербургского Сфинкса".
Из всех картин, что я видела по этим мотивам, больше всего запомнился Воробьев. Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью. Написана в 1835 году и выставляется в Третьяковке. Есть в ней что-то завораживающее. И немного пугающее.
Конечно, обе скульптуры окутаны флером мистики. Легенды, что ходят о них, одна другой страшнее. Поговорим о них во второй части статьи. А эту хочется закончить стихотворением Артема Соколова:
Века несчётные прошли,
Но не сомкнули свои веки
На северном краю Земли
Те львы с глазами человека.
На гордых берегах Невы
Они останутся навечно —
Те полулюди, полульвы,
Пленённые бесчеловечно.
Им наводненья не страшны,
Ничто волненья и страданья.
И дремлют на брегах Невы
Египта мудрого созданья.
Артем Соколов.