Очень интересно отслеживать последовательность возникновения некоторых строений в христианском и в исламском мире и их роли в образовании городов.
К слову, в христианском мире на примере нынешней Калининградской области это можно наблюдать в архитектуре большинства старых кирх. Они строились изначально не как кирхи, а как сторожевые башни. Потом к ним пристраивалось более крупное здание, и сторожевая башня превращалась в часть кирхи, а именно в колокольню. Потом вокруг возникал населенный пункт.
А как с этим обстоит дело в исламском мире? По-разному, но параллели я заметил на примере Большой мечети в Махдии. Кто-то возразит. В буквальном смысле будет прав. А если проследить историю данной мечети? Итак, в X веке Махди захватил населенный пункт, впоследствии названный в честь него. Там, где сейчас возвышается древняя крепость, он выстроил великолепный дворец. Но правоверный не может жить без мечети. И вот в 921 году Махди строит Большую мечеть. Конечно, не сам, но под его руководством и финансированием проходило это строительство. И что получилось? Получился законченный комплекс дворца и мечети, вокруг которых разрослась Медина и образовался главный город Халифата Фатимидов. Т.е. прошел замкнутый цикл новообразования. Всё возникает не вдруг, а последовательно, и на этом примере, как и на примере кирх, можно увидеть такую последовательность. Форпост-- храм-- населенный пункт вокруг этого. В этом усматриваю общую систему градообразования в христианском и исламском мире.
Но это отступление. Вернемся к Большой мечети. То, что строилось одними, потом разрушалось другими. Хозяева Махдии сменяли один другого, те, в свою очередь рушили неугодное и возводили свое. Не стало дворца, Фатимиды перебрались в Египет и образовали там город Каир. Не стало и Большой мечети. Уцелели лишь отдельные фрагменты. И вот в шестидесятых годах был выстроен новодел, представляющий собой точную копию Большой мечети.
Мне не удалось попасть внутрь. Я не знал, что кучкующиеся около входа в мечеть мужчины в большей степени представляют собой частных гидов, которые за скромную плату готовы провести вас внутрь. Конечно, если вы не женщина. При всей доминирующей роли женщин в современном Тунисе. Главные мусульманские обычаи никто не отменял. Мужчины отдельно. Женщины отдельно. Это надо помнить и при посещении некоторых кафе. Перед тем как войти туда и сесть за столик, не мешает узнать о том, разрешено ли женщинам там присутствовать.