Найти тему

«Фаустовский человек», образ Фауста как архетип.

Иоганн Вольфганг Гёте — один из самых известных немецких писателей и философов XVIII-XIX веков. Многие произведения Гёте, в том числе и, рассматриваемая нами, трагедия «Фауст» признаны шедеврами мировой литературы.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).

Фауст является трансформацией образа средневекового чернокнижника. Могущественного человека, готового на всё ради своих амбиций, даже до сделки с дьяволом. Можно сказать, что Гёте в образе Фауста скомпилировал все философские проблемы периода Просвещения, и получившийся образ стал символом всех философских исканий в эту эпоху, основными тенденциями которых являлось распространения научных знаний.

Главной темой трагедии является спор между Богом и Дьяволом, или как его ещё называют, Мефистофелем. Для разрешения своего спора они заключают пари о возможностях человеческого самосознания.

Фауст является центральным персонажем одноимённой трагедии. Это пожилой мужчина, учёный, не удовлетворённый своими познаниями, которые он накопил за многие годы. Его образ представляет собой определённую крайность развития человеческого духа. Фауст занимается поисками всей полноты жизни, ведь в своей прошлой жизни, посвящённой науке, он полностью разочаровался. Разочарования его заключается в том, что у него нет какой-либо цели, вся его жизнь сводится к простому поглощению чужих знаний. Он замыкается в себе, начинает страдать меланхолией. Постепенно это ломает учёного, и в конечном итоге он уже собирается совершить суицид. В то же время, как уже упоминалось, заключается пари между Господом и Дьяволом, и на момент его заключения Фауст уже представлял собой жалкого и ничтожного человечка. Именно из-за такого состояния и расположения духа он и заключается сделку с демоном-искусителем.

-2

Мефистофель предлагает Фаусту пробовать жить реальной жизнью, среди людей и их быта, что является, своего рода, экспериментом и испытаниями для Фауста. В свою очередь, душа Фауста после его смерти будет принадлежать Дьяволу. Бог верит в человека, и именно поэтому он мешает и, более того, позволяет Мефистофелю искушать Фауста на протяжении его земной жизни. Согласно Иоганну Гёта, у Господа не было необходимости вмешиваться в дальнейший эксперимент, так как человек блаженен по своей природе, а его земные поиски только способствуют его совершенствованию, и в конечном счёте - возвышению.

Живя реальной жизнью Фауст влюбляется в молодую девушку Маргариту, они встречаются и на одном из свиданий её брат, Валентин, видит их. Между Фаустом и Валентином начинается скандал в ходе которого, учёный убивает брата своей возлюбленной. Любовь к Маргарите является первым соблазном Фауста.

Проходя все испытания Фауст шаг за шагом развивает своё самосознание. Учёный близок к безграничному могуществу, но тем не менее, даже на этой стадии развития человеческого самосознания, которой достигают лишь немногие, Фауст скован устоявшимися моделями общественного поведения.

В пятом акте, по воле случая Фауст становиться убийцей Филемона и Бавкиды, пожилой супружеской пары. Фауст не отдавал прямого приказа их убить, нет, но личные всё же интересы стоят выше прежней морали и нравственности.

Ближе к концу трагедии Фауст, уже как глубокий старик, меняет своё мировоззрение, считая, что смысл человеческой жизни в постоянном движении. Для Фауста постоянное движение и борьба — это и есть саморазвитие, а остановка является деградацией.

Безграничная отвага деяний, дерзкая мысль - именно в этом состоит архетип образа Фауста. Иоганн Гёте придал образу учёного универсальный характер представителя человечества, а потому ареной его действа является весь мир, который он готов изменить.

А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!