После того, как московская власть оказалась бессильной остановить деятельность Ермака с дружиной против ногайцев на Волге и московские войска были побиты, «И он же атаман Ермак с товарищи русскую рать побил», царь послал гонца на Дон с требованием, чтобы казачье Войско остановило «разбой» казаков и требовал, чтобы виновники были присланы в Москву. По сведениям казачьих первоисточников: «На Дону, после получения царского указа, атаман (Михаил Черкашенин – А.А.Ч.) собрал Войсковой Круг, которым было принято решение против отряда Ермака выслать войско казаков, и Ермак должен был быть отправлен в Москву, как и его ближайшие товарищи».
Получив приказание Круга, казаки разошлись по своим «юртам». Возникла дилемма. Казаки должны были участвовать в братоубийственной войне. На этот шаг казаки не пошли. Ермак и его отряд из донских и волжских казаков, попавшие в опалу, не могли возвратиться и на Дон и должны были искать какой-то выход. В 1579 году три атамана Волжских казаков совещались в низовье Волги, решая, куда им бежать от царского гнева.
В 1579 году был большой исход казаков с нижней Волги. Гребенские казаки с атаманом Андреем Шадрой вернулись к себе на Гребень. Вместе с ними ушли на Северный Кавказ и Терек некоторые волжские казаки. Атаман Нечай и 800 волжских казаков направились по Каспийскому морю к реке Яику. Под начальством Василия Тимофеевича Аленина (Ермака) собрались волжские, яицкие и гребенские казаки и отряд Ивана Кольцо, что составило дружину в шесть тысяч человек, с которыми Ермак и двинулся за Волгу к братьям Строгановым для войны против Сибирского ханства Кучума.
В моих книгах по краеведению показана история казачества.