22.01.44 Погода — ветер юго-западный — 3 балла, море — 1 балл, видимость — до 1 каб. Температура около нуля.
Хроника указывает, что посадка была произведена своевременно, что не подтверждается ни первичными документами ни текстом самой «Хроники…». По данным этого документа:
«В 13 ч. 00 м. к 8-му и 9-му причалам пункта Опасная были сосредоточены и расставлены согласно диспозиции все пловучие средства, назначенные к высадке. С 16 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м. к причалам в Опасной были сосредоточены 369-й и 393-й отдельные батальоны морской пехоты. В 16 ч. 15 м началась посадка войск на пловучие средства, которая и была закончена в 19 ч. 10 м.; посажено 1 089 человек» .
Насколько достоверна эта информация — сложно сказать. 393-й батальон, действительно, грузился на причале в Опасной. Как указывает в своем отчете майор Старшинов:
«В связи с тем, что личный состав батальона находился рассредоточено в районе Ени-Кале — Опасная, а, так же не было дано разрешение на раздачу продуктов, посадка на катера прошла не своевременно, с опозданием 1 час, т.е. к 19.00 вместо 18.00» .
369-й обмп, был сосредоточен в районе пос. Жуковка, и тоже должен был грузиться на причале в Опасной. Но данных по погрузке батальона, почему-то нет.
Отряд траления следовал впереди, в 5-6 кабельтовых (около 1 км) он состоял из двух мотоботов №509 и № 520, осуществлявших непосредственное контрольное траление и КТЩ, ведущего отряды высадочных средств. Придя на траверз мыса Змеиный, тральщики убрали тралы, спустили шлюпки со; специальными командами, которые обрезали у свай стальные проволочные основы рыбачьих сетей, очистив, таким образом, фарватер шириной 3 каб. Десантный отряд без затруднений прошел этот район и продолжал дальнейшее движение.
По данным «Отчета…» 393-го батальона морской пехоты артподготовка продолжалась с 23.00 до 23.30 Это означает, что операция началась с задержкой в 1 час против времени, указанного в плановой таблице. Данные совпадают с другими источниками. Как указывает «Хроника…»:
«Подход десанта не был обнаружен с берега, и соприкосновения с противником на переходе также не было. Когда десантные суда легли на курс, ведущий в район Широкого мола, в 23 ч. 04 м. командир высадки дал сигнал по радио и ракетами «Начать артиллерийскую подготовку», по которому был открыт огонь по району высадки. В 23 ч. 35 м. по сигналу командира высадки огонь был перенесен вглубь вражеской обороны» .
В 23 часа штабом артиллерии 339-й сд по радио был получен сигнал «Буря» и кораблями была дана серия красных ракет, что являлось сигналом того, что корабельный отряд проходит траверз пристани у завода Войкова, имея подходное время к месту высадки 30 минут. Таким образом, подход десантных средств к району высадки был осуществлен с опозданием в 1 час, к 23 часам, против плановых 22 часов.
Изначально, в плановой таблице отряд № 2 должен был дать серию зеленых ракет и свой сигнал по радио, но 22.01.44 г. таблица сигналов была изменена. Десантные отряды № 1 и 2 должны были одновременно дать одинаковый сигнал по радио и дать серию красных ракет. Была отмечена одна серия ракет и один сигнал по радио.
В соответствии с планом артиллерийской подготовки, огонь для поддержки десанта был открыт 531-м артполком 339-й сд (11 гаубиц 122-мм и 10 пушек 76-мм), 268-м армейским артполком (18 шт. МЛ-20) по району высадки и 214-м дивизионом береговой обороны по мысу Ак-Бурну. Артиллерийская подготовка продолжалась 30 минут. Одновременно велась артиллерийская подготовка в интересах 339-й сд по переднему краю противника. Огонь вели 259-й и 260-й минометные полки, 900-й артполк.
По данным «Хроники…»: «В 23 ч. 37 м. началась высадка. Десант был встречен огнем пулеметов и автоматических пушек; противник освещал десант ракетами и прожекторами с южной и западной частей Керченской бухты. Из района Ак-Бурну по месту высадки открыли огонь тяжелые батареи противника. Подход наших судов был затруднен наличием затонувших судов, свай и сгоревших пристаней в местах высадки» .
В отличие от того, что указано в «Хронике…», отчет 393-го батальона говорит о том, что высадка проходила при слабом сопротивлении немецких войск:
«В 23.30 начало высадки. Все плавсредства развернулись фронтом, стояли у берега, не доходя до береговой черты 150 метров. Противник противодействие оказывал незначительное, личный состав спрыгнул с тендеров в воду, глубиной до метра и вышел на берег.
При высадке, выяснилось, что пулеметы ДШК выгрузить и доставить на берег невозможно из-за их веса, в связи с чем, они, по приказу НШ батальона майора Ларионова были оставлены на тендере №34» .
Противник отмечает следующие события. В 21.30 (23.30) поступило донесение от 9-й дивизии ПВО о высадке в Керченском порту и одновременном ударе советских войск на окраине Керчи . Донесение немецкой береговой батареи №4./613 сообщает о высадке с 5 катеров в 21.55 (т.е. в 23.55) возле северного (Широкого) мола, при этом один катер был подбит .
По данным «Хроники…»: «В 23 ч. 40 м. от прямого попадания снаряда загорелся тендер № 31, и он, потеряв ход, представлял собой хорошую мишень для противника, который сосредоточил на нем огонь. Подошедший бронекатер № 304 закрыл горящий тендер дымовой завесой, а другой тендер снял с него людей. К рассвету горевший тендер № 31 был прибит ветром и течением к причалу завода имени Войкова. В 24 ч. 00 м. высадка войск первого эшелона была закончена, и тендеры самостоятельно направились для приемки второго эшелона к пристани завода имени Войкова. Бронекатера огнем и дымовыми завесами прикрывали отход тендеров».
До этого момента данные советских и немецких документов почти сходятся. Первый эшелон, в составе шести катеров высадил десант. Пять-шесть тендеров могли доставить на берег около 300-400 бойцов (не более). «Хроника…» содержит запись о том, что в 0 часов 15 минут шесть тендеров ВТОРОГО эшелона вошли в район высадки противник нанес удар авиацией. Расчет показывает, что даже если десант высадился в 23.30, в 0.15 корабли взять второй эшелон десанта еще не могли. Скорее всего, речь идет не о втором эшелоне высадки, а о второй группе первого эшелона с 369-м батальоном морской пехоты. По данным «Хроники…» 369-й отдельный батальон морской пехоты, в 0 ч. 01 м. высадившись под сильным огнем, в 0 ч. 20 м. начал движение на станцию Керчь-1, которую и занял в 2 ч. 00 м., и перешел к круговой обороне. В целях обеспечения высадки второго эшелона 369-й отдельный батальон морской пехоты отошел со станции Керчь-1 в район высадки десанта. С 3 ч. 30 м. до 7 ч. 00 м. батальон вышел в район Консервного завода, где под сильным огнем противника перешел к обороне отдельными подразделениями . Хотя в достоверности этой информации тоже есть сомнения.
Можно, конечно предположить, что противник не заметил тендеров с десантом 393-го батальона, заметив лишь тендера 369-го батальона. Но далее идет существенное расхождение между немецкими и советскими документами. Противник, однозначно отмечает высадку только двух групп: в 23.30 с 5-6 катеров и в 2.20-3.00 ночи с 10 катеров.Из рукописи А.Н.Бадякина:
"В ночь с 22 на 23 января была прекрасная погода. Двинулись вперёд отряды тендеров с десантниками. Впереди - «509»-й и «520»-й. Во время начавшейся артиллерийской подготовки Василий Преловский снял робу со светящегося буя, точно указав катерам выход к месту десантирования. И только артиллерийский огневой вал отошёл от берега вглубь немецких позиций, мимо мотоботов на тендерах пошла морская пехота.
Закипела бухта от разрывов снарядов и мин. Несмотря на шквальный огонь противника, десантники прочно вцепились в берег. В один из тендеров в гущу десантников попал снаряд. Были убитые и раненые, осколками вывело из строя мотор. Тендеру, освещённому ракетами и заревом взрывов, уготована была печальная участь. Старшина Преловский, используя дымзавесу, вывел повреждённый тендер из зоны обстрела и доставил к причалу завода им.Войкова…
За мужество и отвагу, проявленную в обеспечении десанта, экипажи мотоботов № 509 и № 520 были удостоены боевых наград. Василию Преловскому вручили второй орден Боевого Красного Знамени…"
Но был в этой истории еще один эпизод...