Хорошо известно, что карате, условно говоря, делится на японское и окинавское. На самом деле, оснований для классификации больше, просто это – самое известное. Вроде бы, все логично. Окинавцы создали карате, японцы его оценили, приняли, и доработали. Но вот вопрос. Исходное боевое искусство, и то, которое получилось на выходе – это точно одно и то же? Давайте разбираться по порядку.
Из Китая – на Окинаву.
Китай (особенно его прибрежные провинции) издавна имел тесную связь с Окинавой. Огромную империю и островное государство связывали дипломатические, торговые, и иные отношения. В обе стороны шла активная миграция населения. С учетом этого, окинавцы не могли не обратить внимание на развитые системы боевых искусств, которыми славился Китай. В его южных провинциях были популярны такие стили, как кулак дракона, кулак тигра, а также целое семейство «журавлиных» стилей. Это были старые школы с огромным, тщательно продуманным арсеналом техник. Именно эти направления были замечены окинавцами, и положены в основу будущего карате.
На Окинаве.
Обучившись в Китае (либо у себя на родине от китайских переселенцев) азам кулачного боя, окинавцы начали их творчески переосмысливать. Они комбинировали, перемешивали стили, и добавляли в них свою технику. Правда, вопрос о соотношении местной, окинавской техники и китайской, до сих пор остается открытым. Оно колеблется от исследователя к исследователю. Кроме того, есть мнение, что «местная техника» - это тоже китайская, только перенятая гораздо раньше.
Разумеется, окинавцы, чаще всего, не могли похвастать доскональным изучением какой-либо из китайских школ кулачного боя. Как правило, дело ограничивалось фундаментом, основами. Хотя бывали и исключения: Уэчи Канбун, основатель стиля уэчи-рю, за годы жизни в Китае, прошел основательное обучение, и про него нельзя было сказать, что он лишь нахватался вершков.
Изначально, в уэчи-рю карате было всего лишь три ката. А в том же Белом Журавле, положенном в основу этого стиля карате, формальных комплексов намного больше.
Однако, окинавцы понимали кулачный бой по-своему. Утонченная эстетика китайских школ обошла их стороной. Их искусство было проще, грубее, прямолинейнее. Я отнюдь не утверждаю, что это плохо. Каждый, что называется, выбирает по себе. Жители Окинавы увидели китайское искусство кулачного боя именно таким. И в таком виде оно прекрасно подходило для их целей. Простота и жесткость, наложились на суровую закалку тела, и шлифовались многократным повторением техники. Как итог, мы имеем флагманов окинавского карате – уэчи-рю, годзю-рю, сёрин-рю. В качестве характерного примера окинавского карате, я бы добавил еще и мотобу-рю. Все вышеперечисленные школы имеют ярко выраженный прикладной аспект, Они чрезвычайно жесткие, и ставят своей целью победу над противником методом тотального давления. Как говорят в уэчи-рю, «глаза ясны, руки быстры», что означает принцип ведения боя на ближней дистанции с большим количеством скоростных ударов.
Из Окинавы – в Японию.
Будучи официально частью Японии, Окинава, по факту, была бедной окраиной, жизнь в которой не дотягивала до уровня богатых городов метрополии. Это толкало окинавцев на переезд в поисках лучшей доли. Искали удачи и мастера боевых искусств. Не с первой попытки, но им это удалось. Не будем сейчас подробно останавливаться на рассказе о том, как Гитин Фунакоси («отец современного карате», как его принято величать), упорно пытался впечатлить своим искусством японцев. Известно, что в итоге это у него получилось. И, кстати, его успеху невольно послужил «заклятый друг» - Мотобу Тёки, который исповедовал совсем иные принципы. В итоге, карате добилось-таки признания. А заодно, получило свое название, и нынешний вид.
Став японским, карате стало терять связь со своими корнями. Оно обогащалось новыми методами и техниками, чему способствовала быстро развивающаяся спортивная наука и медицина. Недаром среди мастеров было много образованных людей – врачей и педагогов. Был взят четкий курс на спорт. Те же из мастеров, кому это не нравилось, предпочли сохранить свое искусство, как метод нравственного воспитания.
Одним словом, карате стало очень мало напоминать то боевое искусство, которое пришло из Окинавы.
Поймите меня правильно: я ни в коем случае не критикую японское карате. Произошедшие изменения – это ни хорошо, и ни плохо. Это просто данность.
Карате Японии и Окинавы. Что общего, чем различаются.
Собственно, общее у них одно – происхождение и история. А вот остальное… Карате Окинавы и Японии разнятся настолько, что впору и называть их по-разному. Нельзя же считать их единым боевым искусством лишь потому, что и там, и там бьют руками и ногами. Если так рассуждать, то и корейское тхэквондо, и французский сават – тоже можно причислить к карате: ну, а что - там ведь тоже бьют! Что, конечно же, полный абсурд.
Технически, окинавское карате – это плотный, жесткий, ближний бой. Задачи, чаще всего, отнюдь не спортивные. В бою предпочтение отдается ударам кулаками, ладонями, локтями, пальцами, коленями. Ногами тоже бьют, но – невысоко. Присутствуют захваты, толчки, сваливания, подсечки, броски. Вышесказанное относится к ведущим стилям окинавского карате – годзю-рю, уэчи-рю, сёрин-рю. Жесткий ближний бой предпочитал и Мотобу Тёки, ставший основателем стиля мотобу-рю.
Японские стили, в виду большого количества и разнообразия, трудно привести к одному знаменателю. Однако во многих стилях присутствуют низкие широкие стойки, мощные прямолинейные удары руками, а также – работа ногами по верхнему уровню. О разнообразии было сказано неслучайно: трудно найти точки соприкосновения между шотоканом, киокушином, и вадо-рю. А ведь эти стили вместе с сито-рю и японской веткой годзю-рю входят в число крупнейших направлений японского карате.
Японские стили – это спорт, причем, самый разный: школьный,массовый, профессиональный. На Окинаве же к этому аспекту карате относятся с прохладцей. Нет, турниры, конечно же, проводятся. Но это, скорее, не самоцель, а побочка.
Окинавское карате тесно связано с кобудо, а японское предпочитает исповедовать принцип «пустой руки». Интересно, что с оружием в окинавских работают даже в тех стилях, которые изначально обходились без этого. К примеру, в уэчи-рю можно встретить работу с палкой. Отечественные представители этого стиля – сэнсэи Горбунов и Рыбин – работают с оружием. Возможно, это –дань уважения патриарху уэчи-рю, который неплохо владел палкой.
Окинавское карате – это больше про индивидуальный подход, и небольшие группы обучающихся. Японское предпочитает массовость, и многолюдность. Может быть, так не везде, но мой опыт в уэчи-рю и в киокушине, подтверждает данное правило.
И почему же, после всего этого, окинавское и японское карате считается одним и тем же боевым искусством?
У меня нет ответа на этот вопрос. Мне кажется, термин «карате» более применим к окинавскому боевому искусству, а японские направления можно называть по их «стилевому» имени: шотокан, киокушин, и т. д. В конце концов, есть же в Японии другие единоборства, с развитой ударной техникой – например, намбу-до, и сёриндзи-кемпо.
С другой стороны, на островах Рюкю боевые искусства именовали то-тэ, и окинава-тэ, а термин «карате» появился уже позднее, в Японии…
В общем, на мой взгляд, китайское ушу, дополненное и переработанное на Окинаве и в Японии, называть одним названием было бы неправильно. Ведь и по форме, и по содержанию, это абсолютно разные боевые искусства.