Найти в Дзене

Самоучка-гений

Не секрет, что раньше, лет 120 назад, к изобразительному искусству подходили гораздо серьёзней. К примеру, в любой русской дворянской семье этому делу учили, можно сказать, профессионально. Стоит вспомнить хотя бы картины Лермонтова. Не получил профессионального художественного образования и Аполлинарий Васнецов (1856-1933), с детства вращавшийся в тех же кругах, что и его старший брат - автор "Богатырей" Виктор. А вот работа (похоже, что акварелью, или маслом) графа Владимира Леонидовича Муравьёва (1861-1940). На мой взгляд, это прекрасно выдержанная по цвету и композиционно выверенная, профессиональная работа. Думаю, что на Западе отношение к искусству было схожим. То есть число мастеров изобразительного искусства в ту пору могло быть огромным. И, бесспорно, количество их перерастало в качество. И однажды, в 1832 году, во французском Страсбурге, родился Луи Огюст Гюста́в Доре́. Он появился на свет в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре́. Обратите внимание на профессию от

Не секрет, что раньше, лет 120 назад, к изобразительному искусству подходили гораздо серьёзней. К примеру, в любой русской дворянской семье этому делу учили, можно сказать, профессионально. Стоит вспомнить хотя бы картины Лермонтова. Не получил профессионального художественного образования и Аполлинарий Васнецов (1856-1933), с детства вращавшийся в тех же кругах, что и его старший брат - автор "Богатырей" Виктор.

А. М. Васнецов. "Старая Москва. Возвращение с кулачного боя". 1900-е
А. М. Васнецов. "Старая Москва. Возвращение с кулачного боя". 1900-е

А вот работа (похоже, что акварелью, или маслом) графа Владимира Леонидовича Муравьёва (1861-1940).

В. Л. Муравьёв. "Лисица". 1906
В. Л. Муравьёв. "Лисица". 1906

На мой взгляд, это прекрасно выдержанная по цвету и композиционно выверенная, профессиональная работа.

Думаю, что на Западе отношение к искусству было схожим. То есть число мастеров изобразительного искусства в ту пору могло быть огромным. И, бесспорно, количество их перерастало в качество.

И однажды, в 1832 году, во французском Страсбурге, родился Луи Огюст Гюста́в Доре́. Он появился на свет в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре́. Обратите внимание на профессию отца - он был именно строителем. А люди этой специальности зачастую обладают мастерским, отточенным умением рисовать.

Маленький Гюстав уже очень рано поражал окружающих своим мастерством. В 1841-м году их семейство перебралось в Бур, а затем, в 1847-м - в Париж. Там пятнадцатилетний отрок (учащийся лицея Шарлемань) отправился с серией своих рисунков из жизни Геракла к редактору журнала "Журналь пур рир" Филипону и сразу же был зачислен сотрудником журнала, с заработной платой 5 тысяч франков.

В конце того же года был выпущен альбом литографий (гравюр на камне), изданный Обером, в альбоме было указано, что автор иллюстраций - 15-летний самоучка, освоивший такое великое мастерство без педагога.

Да, систематического образования Доре так и не получил, но зато он дневал и ночевал в Лувре, изучая работы мастеров.

Уже в 1848 году, то есть в 16 лет, Доре становится участником парижского салона, где выставляет свои произведения. А спустя 4 года он порывает с журналом, отныне занявшись иллюстрацией дешёвых изданий для народа. В 1853 году он проиллюстрировал произведения Байрона и Библию в переводе Филиппсона.

Из Библии ("Воскрешение дочери Иаира")
Из Библии ("Воскрешение дочери Иаира")

В 1854 году Франция вместе с Великобританией воевали в Крымской войне против России, в связи с чем Доре выпустил свою первую самостоятельную книгу-альбом "История Святой Руси" (более пятисот рисунков). Понятно, что альбом сатирический.

Иллюстрация из альбома "История Святой Руси"
Иллюстрация из альбома "История Святой Руси"

В том же, 1854-м году, Доре иллюстрирует Рабле, а в следующем - "Озорные рассказы" Бальзака. В 1858-м Доре работал в театре над декорациями к "Орфею в аду" Ж. Оффенбаха. 1860-е явили миру иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, затем были сказки Ш. Перро, "Мюнхгаузен" и "Дон Кихот"...

Иллюстрация к "Аду" Данте Алигьери
Иллюстрация к "Аду" Данте Алигьери

После выставки 1867 года в Лондоне последовал контракт на пять лет, и альбом, посвящённый Лондону, вышел в 1872-м. Позже были ещё гравюры серии "Версаль и Париж", и гравюры, посвящённые Испании.

Художника Доре не стало довольно рано - в 51 год, но, на мой взгляд, его творческого наследия с лихвой хватило бы на несколько человек...

"Рождество" ("Поклонение волхвов")
"Рождество" ("Поклонение волхвов")

Симоне Мартини

Подписка рекомендуется.