Найти тему
Томская неделя

Храм — душа русского народа

Оглавление

В селе Нащеково Томской области завершается строительство уникального храма по правилам древнерусского деревянного зодчества

Большинство чудом сохранившихся старинных деревянных церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения. Тем ценнее оказывается тот факт, что сегодня кто-то находит в себе энтузиазм возрождать традицию строения деревянных храмов. Сегодня мы расскажем нашим читателям об уникальном храме, строящемся в с. Нащеково Шегарского района. Этот храм о восьми главах назван в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками) и построен по всем канонам русского деревянного зодчества. Храм в Нащеково совершенно точно станет визитной карточкой не только района, но и всей Томской области. Однако вот уже шесть лет работы ведутся исключительно на пожертвования. Но средств на продолжение строительства явно не хватает.

Деревянная церковь в д. Нагорный Иштан разрушается, требуется срочная реставрация
Деревянная церковь в д. Нагорный Иштан разрушается, требуется срочная реставрация

Красота уходящая

Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор.

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась. Но некоторые соборы, построенные в начале XVIII в., сумели пережить как множество суровых зим и лихолетий.

В былые времена русские зодчие возводили действительно невероятные строения. Например, такое, как 22-купольную Преображенскую церковь на острове Кижи (построена в 1714 г.). Эта массивная церковь высотой около 37 м была построена полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В течение 1950-х гг. в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют здесь национальный музей под открытым небом.

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, четыре интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII вв. Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздале.

Архитектурный ансамбль в Кижах — настоящая жемчужина архитектуры
Архитектурный ансамбль в Кижах — настоящая жемчужина архитектуры

Возрождение традиций + дань современным стандартам

В нашей редакции побывал Николай Ушаков, с непосредственным участием и под руководством которого сегодня в с. Нащеково Шегарского района бригадой плотников строится деревянный храм невероятной красоты.

— Честно говоря, слово «бригада» здесь слишком громкое, — поправляет Николай Иванович, — фактически строительством занимаются два человека: мой сын Антон Ушаков и Алексей Филимонов —житель Аргат-Юла (поселок в Первомайском районе Томской области — прим. автора).

Сам Николай Иванович родом из Барнаула. Однако последние шесть лет строительства в Нащеково он вместе со своей бригадой живет… в строительном вагончике. И даже это не смущает мастера, увлеченно рассказывающего о своем детище.

— Считаю, что храм должен быть именно из дерева, —рассуждает Ушаков. — Потому что Сибирь — это лес, и сибиряки, живущие рука об руку с лесом, должны ходить именно в деревянные храмы. Это и внешний вид, и дышится в таком храме легче.

Храм иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» Ушаков с помощниками возвели по старинным русским технологиям. Храм построен полностью из дерева: никаких утеплителей и других современных материалов. Идеальные огромные бревна проложены мхом, как и сотни лет назад; столбы рублены топором. Потолок выполнен из ели — для лучшей акустики.

Сруб Ушаков с помощниками начали рубить в Калтае — там изначально была устроена строительная база — в 2016 г. Затем сруб разбирали и перевозили в Нащеково. Когда складывали стены, бревна поднимали с помощью обычного ручного ворота. Конструкция здания способна выдержать сильнейшие ветра. Простоит лет четыреста, говорит Ушаков.

Выглядит храм абсолютно сказочно. Но и необходимые современные элементы — такие, как пандус для инвалидов, пропитка бревен хорошим антигорючим составом и молниеотвод — здесь присутствуют.

Как все начиналось

— За время учебы я пять раз был в студенческих стройотрядах: Стрежевой, Каргасок, Парабель, Нарым… И вот, в 80-е годы мы с бригадой работали на коровнике в Нагорном Иштане. Однажды к нам подошли сотрудники «Томскреставрации» и предложили поучаствовать в реставрации церкви Петра и Павла 1872 г. постройки. Оказывается, предыдущая бригада, взявшаяся реставрировать, съехала, оставив лишь записку, что не могут выполнить работы. Мы были молодые, и без больших раздумий согласились заняться реставрацией церкви в Нагорном Иштане.

Поселили их в доме, где останавливался цвет советского кино — артисты, снимавшиеся в фильме «Сибириада»: как помним, часть съемок легендарного фильма, снятого в 1978 г., проходила именно в Нагорном Иштане. Во время реставрационных работ в Нагорном Иштане Ушаков с товарищами не раз сталкивались с разными обстоятельствами, дающими им пищу для размышлений о том, какие необычные технологии использовались при строительстве деревянных храмов на Руси. Так, в межпотолочном пространстве храма были обнаружены глиняные черепки. Казалось бы, мусор? Но нет. Оказывается, изначально это были глиняные кувшины, которые выполняли акустическую роль. Благодаря им, звуки, исходящие в храма, становились более чистыми, звонкими.

Февраль 2016 г. Самое начало строительства храма в Нащеково
Февраль 2016 г. Самое начало строительства храма в Нащеково

Благотворители

Несомненно, что именно тогда, во время реставрации Иштанской церкви, Николай Ушаков проникся мыслью строительства деревянных храмов. И в итоге посвятил этому всю свою жизнь. Строил он храмы в Кемеровской области, в Сочи, восстанавливал в с. Петухово Томской области. В Сочи, к примеру, плотнику очень запомнилось активное соучастие местного священника, который сильно помогал бригаде и материально, и духовно. В Петухово такого участия уже не было. Как, собственно, и в Нащеково.

—  Хочется высказать благодарность жителю с. Нащеково Лазареву Федору Дмитриевичу, задумавшему строительство этого храма, благодаря которому оно и осуществляется. Федор Дмитриевич был восьмым ребенком в семье, — рассказывает Ушаков. — Его отец — фронтовик, работал директором восьмилетней школы в с. Нащеково. Федор вырос, выучился на геолога, сейчас имеет звание почетного геолога России и работает в Норильске. Его решение об участии в строительстве храма родилось из желания оставить после себя след на земле. С тех пор он и присылает свою зарплату, жертвуя ее на строительство нашего храма. Два года назад местный житель тоже дал деньги на храм — принес 70 тыс. рублей. Да еще одна бабушка дала 50 тыс. Это крупнейшие благотворители нашей стройки.

Май 2016 г.
Май 2016 г.

Добрый след, оставленный на земле

На Руси храмы практически всегда строили на деньги меценатов. В наше время редко, но все же случается так, что люди, которые чего-то достигли в жизни, приходят к пониманию того, что все материальное — приходящее и уходящее. И, как бы много его ни было, переходя в другой мир, мы все это оставим здесь, на земле. С собой заберем только доброе отношение наших друзей, молитвы близких да добрые дела.

Исходя из этого понимания сути вещей, вполне понятна позиция Федора Лазарева, вот уже шесть лет спонсирующего строительство храма в Нащеково.

Но тогда совсем непонятна позиция наших местных чиновников и представителей истеблишмента. Только подумать: какой-либо поддержки со стороны местного сельского самоуправления бригада Ушакова не получала за все шесть лет строительства ни разу. Также приезжали в Нащеково разные депутаты, жали руку Ушакову, охотно фотографировались на фоне храма — как говоритьься, пиарились. А по факту никто из них так и не оказал строителям никакой помощи.

— Вообще, от руководства Томской области до сих пор никакой помощи не было, — констатирует Николай Иванович. — При этом ведь то и дело ведется строительство каких-то бутафорских мест, типа острогов и прочего. А на реальный деревянный храм выделить деньги или материалы не могут. К сожалению, главная забота современного человека — «лакокрасочное покрытие». Часто ему даже неважно, как воспитать своего ребенка. Главное — одеть модно, накормить получше, да пристроить в какую-нибудь секцию, занимаясь в которой, у того уже через пару месяцев вся стена будет в дипломах и медалях. На самом деле люди, помогающие храму, помогают огромному количеству людей, которые потом будут ходить в этот храм и молиться. А взамен получают то, что действительно важно — хороший добрый след, который они оставили на земле.

Апрель 2018 г. Готов еще один купол
Апрель 2018 г. Готов еще один купол

Строитель, он же Дед Мороз

Беседуя в редакции несколько часов, мы уже нисколько не удивились тому, что и сам Ушаков не чужд благотворительности. Оказывается, нарядившись Дедом Морозом, он ходит по Нащеково, поздравляя с Новым годом и Рождеством местную ребятню. Те отгадывают загадки, а Николай Иванович (ой, Дед Мороз, то есть) угощает их конфетами да дарит подарки.

А еще который год ездит поздравлять с Рождеством и Пасхой жителей ближайшего лечебного учреждения для престарелых и инвалидов, дома-интерната «Лесная дача».

— Я узнал, что у «Лесной дачи» есть автобус и договорился, что, когда мы достроим храм, жители интерната смогут приезжать к нам на праздники или даже на обычные службы. Хотелось, чтобы эти люди могли получить доступ в наш храм и легко его посещать. Именно поэтому наш храм обустроен удобным широким пандусом для маломобильных граждан — чтобы люди на инвалидных колясках могли спокойно попадать в него.

Март 2020 г., установка креста
Март 2020 г., установка креста

Первую встречу с жителями «Лесной дачи» удалось провести еще до периода пандемии, на Рождество. Ушаков привез много подарков — конфет и фруктов. Собрались жители Дачи, и Николай Иванович провел с ними беседу.

— Даже не ожидал, что у них будет так много вопросов. Среди этих людей очень много образованных, грамотных. Встреча прошла очень тепло. Я оставил им стенгазету с фотографиями нашего строящегося храма.

Затем наступил этап пандемии, поэтому на очередное Рождество и Пасху встречу организовать не удалось. Но Ушаков все равно приезжал в интернат с подарками, а также с новыми стенгазетами, на которых можно было видеть продолжающееся строительство.

— На Рождество приехал, нарядившись Дедом Морозом и с колокольчиком — самым маленьким, восьмым, колоколом нашей колокольни. Громким голосом поздравлял обитателей «Лесной дачи» с Рождеством и звонил в колокольчик. На Пасху приезжал с коробками куличей и пасочек — угощал и поздравлял. Отдельное спасибо хочется передать Марине Антоновой — представителю кондитерского предприятия Томска. С угощениями на Пасху и Рождество помогала нам именно она. Надеюсь, что скоро этот период закончится, и будут возможны встречи в очном формате. У жителей интерната очень живой интерес к нашему храму.

Николай Ушаков со стенгазетой у дверей интерната «Лесная дача»
Николай Ушаков со стенгазетой у дверей интерната «Лесная дача»

Почему я строю храм?

— Для галочки бы никогда не стал строить, потому что это неинтересно, — признается Николай Иванович. — Почему мы строим храм? Потому что он отличается от других. Мы строим по правилам древнерусского деревянного зодчества. Как говорила Елена Ополовникова (историк, профессор международной Академии архитектуры): «Как икона — богословие в красках, так и древнерусское деревянное зодчество — это богословие в формах». «Внимая звучащему в русской природе божественному откровению, русский человек в унисон ему обустраивал свою землю. Сама природа была учителем русских зодчих». Это уже говорил мой однофамилец, тоже исследователь древнерусской архитектуры Юрий Ушаков. Возводя шедевры в духе красоты и гармонии первозданной природы, не разрушая естественную среду, но вписывая их в нее, создавая целостные архитектурно-природные ансамбли, русские зодчие тем самым откликались на божественное слово, запечатленное в природном ландшафте, облекая молитвами свой ответ богу архитектурной формой. Та же Е. Ополовникова говорила про русское деревянное зодчество, что оно является зримым отражением русского языка. «Это не только застывшая музыка — в ней явно слышится русский язык и видится, как в Пушкинской поэзии, само бытие, обретшее голос». Древнерусское деревянное зодчество самобытно. В отличие от архитектуры каменной, оно не имеет аналогов в мире. Оно как ни что иное олицетворяет русский характер и дух, и имеет колоссальное значение для сохранения самосознания народа, будучи рождено на русской земле русским человеком, который и сам формировался с ним и под его влиянием. Вот именно поэтому я и строю такой храм, — заключает мастер.

Поздравление с Рождеством местных ребятишек
Поздравление с Рождеством местных ребятишек

Без чудес не обошлось!

Известно, что часто со строительством храмов связаны разного рода необычности, даже чудеса. Николай Ушаков рассказывает, что во время подъема крестов и куполов храма иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» случались если и не чудеса, то любопытные совпадения.

— Так, при поднятии главного шатра на небе появилась радуга гало (световое кольцо вокруг солнца — прим. автора). Причем процесс поднятия шатра шел целых 40 минут, и все это время была радуга. И только после того, как шатер закрепили, радуга растаяла. А когда мы устанавливали два боковых креста, слышу крик журавлей. Смотрю, летят пять журавлей. Они подлетели, сделали три круга вокруг храма и улетели обратно на восток. За все шесть я ни разу не видел здесь журавлей! Что это, если не благословение свыше?

Колокольня
Колокольня

Впечатление

Вот как отозвался о храме Андрей Подорожный — руководитель художественной мастерской из г. Воронежа — он отливал колокола для храма в Нащеково:

— Необыкновеннейший храм нереальной красоты! Я многим своим друзьям и знакомым скинул фотографии. Кровля выполнена просто уникально! Купола — ну нет слов, труд серьезный. И вообще подход к работе серьезный, с душою. Сколько я видел храмов в последние годы, куда мы устанавливали колокола — такого еще просто не встречал.

-10

Нужен кремль!

Сегодня невероятный по красоте восьмикупольный деревянный храм в с. Нащеково Шегарского района близок к завершению. Остались внутренние работы и строительство необходимых вспомогательных помещений.

— Ведь чтобы храм работал, и в нем проходили регулярные службы, здесь нужны: приходской дом, трапезная, ризница, пекарня, где бы пекли церковный хлеб и прочее — поясняет Николай Иванович.

-11

Храм дает верующим то, в чем они нуждаются. Любой человек может прийти в храм, помолиться за своих близких и за самого себя. А также может попросить у Всевышнего здоровья и мудрости, и Он всегда подскажет, как жить и поступать.

Каждый человек, любящий и уважающий себя, желающий, чтобы при совершении служб поминали его самого и его род, приходит к пониманию того, что он может оставить свой добрый след на земле. Счастлив тот, кто принимает участие в строительстве храма. Если у вас есть возможность — не ленитесь сделать это. Это действительно добрый след надолго, ведь храмы строятся на века. И, если мы все вместе поможем сегодня в этом благом деле, храм в Нащеково для всех нас станет не только уникальным архитектурным сооружением, которое мы будем видеть, проезжая мимо, но и родным домом. А наши дети будут знать, что мы жили и трудились не для себя, а для них.

Приглашаем томичей посетить строящийся храм в с. Нащеково, чтобы самим воочию убедиться в его красоте и по возможности оказать посильную помощи в завершении его строительства.

Софья Вольская