После профилактория на первой же смене слетал на облёт самолёта и отметился перехватом на малой высоте ночью. Полёты перемежались с несением боевого дежурства. Участвовал в 6 сменах с общим налётом 6 часов с минутами. Отлетал ЛТУ полка днём, достался всего один полёт на воздушный бой парой с истребителем и, в комплексе, воздушная разведка. Месяц получился невнятный по полётам: для поддержки штанов летал и днём и ночью. Сложный пилотаж, малая высота, перехваты в облаках на малой высоте, звеньевой полёт в группе тактического назначения. Только «любимого» полигона не было. Напрочь о нём в полку забыли после проверки.
А в начале июля, после трёх дневных смен, меня отправили в отпуск. В летний отпуск! Прямо, как начальник какой-нибудь крупный. Повезло.
Первый раз я поехал на родину из ГДР. Купили какие-то подарки родителям, родне и рванули в Ростовскую область. Конечно, мы уже прибарахлились немецким шмотьём. Все были в обновках. Завидуй, деревня!
Отпуск удался. Лето в станице было хорошим, без дождей. Бабушка принялась откармливать внучку блинами, оладьями со своей сметаной, зелень уже всякая на огороде была, хозяйство родители тоже держали приличное. Отец приглашал родню в гости, застолья шли сплошной чередой.
Мы посетили и мой родной хутор, где ещё жила моя бабушка. Там она опустила меня на землю за мой европейский прикид. Особенно ей не понравились мои брюки, которыми я хотел щегольнуть: тонкие светлые вельветки в узкий рубчик. А на ногах были джинсовые кроссовки на белой подошве.
- Ты, что, бабушка, это же - самые модные брюки! Последний писк моды.
- Не знаю, у нас раньше в таких батраки ходили, - поджала она губы, - и обувка тряпичная у тебя… Это что — вам платят мало?
Что тут скажешь старому человеку?
Сбила спесь у внука. Хуже батрака оделся!
В этом отпуске я побывал и у своего школьного друга в Кашарах, в соседнем районе. Мы с ним не виделись после школы ни разу. Он работал в ментовке следаком, капитан. После школы он пытался поступить в танковое училище, но что-то там не сраслось и он ушёл в армию на срочную службу. Служил в ГДР, уволился в должности старшины роты. Поступил на службу в милицию, выучился, женился, сделал карьеру. Получил двухкомнатную квартиру, пользуется служебной машиной.
Он был полной противоположностью мне: весельчак, бесшабашный рубаха-парень, душа в любой компании. Он устроил нам великолепный пикник на природе с участием соседей по площадке.
Рассказывал всякие случаи из своей деятельности, смешные и грустные. Поведал, как ему пришлось арестовывать нашего общего знакомого по школе и интернату, который зарезал по пьяни своего отца. Или, как, одетый в новый костюм и туфли, преследовал рецидивиста, который пытался уйти, бросившись вброд через речку по мелководью.
Его жена улыбалась:
- Одела его, как человека на торжественное мероприятие - день милиции был, а у него погоня случилась. Вечером заявился весь в тине и грязи, босиком, новые туфли потерял, но довольный — арестовал преступника. А в руках — черепаха для дочки. Прихватил в речке, пока преследовал.
Однокашник был доволен жизнью и службой: хозяйственная жена, двое любимых деток, квартира, автомобиль, авторитет. Что ещё для счастья надо? Его жена тоже не жаловалась на жизнь: дом — полная чаша, детки пристроены в садик, у самой есть работа, все здоровы.
Подарил однокласснику зеркальные очки «а-ля пилот», для слежки пригодятся.
В станице, где отстроились мои родители, жила и сестра, в пяти минутах ходьбы. Жила она семейно: муж, двое детей, отдельное жильё в родительском домике мужа, который они делили с семьёй его младшего брата. Недалеко жили и свёкор со свекровью в новом отстроенном доме. Они совсем недавно перешли в новый дом и ежедневно бывали на старой усадьбе, проверяя, как там следят за ней молодые хозяева.
Сестра у меня — хлебосольная. В её доме постоянно кто-то гостит из городской родни, не забывает проведывать и хуторская родня, которая набегами бывает в станице по работе или за покупками. В её дворе хороводится ребятня со всех окрестных дворов, это - друзья дочки и сына. Всех она кормит и развлекает. При том, что оба с мужем работают в станице и держат на своём подворье приличное хозяйство и огород.
У них уже есть мотоцикл с люлькой, а в ближайших планах — покупка автомобиля. Сестра работает в бухгалтерии РайПО, у неё есть возможность повлиять на получение права купить автомобиль без особых заморочек. Муж работает механиком в совхозе, имеет доступ к запчастям автотехники. Личный автомобиль им очень нужен. И семья уже в мотоцикл не помещается, да и хозяйство требует завоза корма.
Мы тоже, без церемоний, бываем иногда вечерами в гостях у сестры. Хозяева, вернувшись с работы и переодевшись, носятся по двору и огороду. Надо накормить птицу, подоить корову, перебросить шланг из грядки в грядку, разогнать чужих детей по домам, приготовить ужин. Наконец, наступает момент, когда они могут присесть за столом и немного расслабиться. Солнце уже село, из левады начинает тянуть прохладой, соловей, дождавшись тишины, прочищает горло. Появляется первая звезда. Ещё один трудовой день позади.
В один из таких вечеров к нам, со своей стороны дома, подошёл и брат зятя. Покурить вышел и пообщаться с гостями брата. Он немного послушал разговор и заявил мне:
- Анатолий, что-то ты на лётчика не похож.
- Это почему же? - спросил я, хотя и не первый раз такое про себя слышал и варианты ответа знал … Ой, да один вариант всегда был!
- Лётчики — высокие, крепкие, сильные, а ты…
«Высокие, крепкие, сильные» - это он себя описал.
- Ну, что поделаешь… Вот ты, красавец, не пошёл в училище, лень тебе было учиться. Приходится мне, слабаку, за тебя отдуваться в истребителях.
Не понравился ему мой ответ, хихикнул сконфужено. А мне не понравилось его заявление. Квиты.
Побывали этот раз и в Вёшенской на усадьбе М.А.Шолохова. В сам дом не ходили, а посетили его могилу в саду, к которой ещё был свободный доступ с бокового переулка.
Большой гранитный камень с простой, почти неприметной, надписью - «Шолохов».
Отпуск прошёл быстро. Возвращались поездом. Таможню прошли спокойно, без эксцессов, про которые так много рассказывают. Но после пересечения границы от попутчика услышал очередную байку.
Возвращался этот офицер из отпуска поездом. В Бресте в их купе зашёл огромный капитан с большим чемоданом. Он еле протиснулся в проём двери. Снял шинель и фуражку, а потом положил свой чемодан на верхнюю полку над дверью.
Появился таможенник и, осмотрев купе, спросил про владельца чемодана на полке над входом. Капитан-артиллерист признался, что это его чемодан.
- Что в нём? - поинтересовался таможенник.
- Водка, - просто ответил капитан.
- Одна водка? - язвительно уточнил таможенник.
- Полный чемодан, - согласно кивнул офицер.
- Снимите, откройте, шутник вы наш, - недовольно приказал таможенник.
Чемодан действительно был забит водкой. У таможенника глаза на лоб полезли.
- Зачем вам столько водки, товарищи капитан? - непроизвольно спросил таможенник.
- Люблю я её, - развёл руками капитан.
- У нас её все любят, но есть же нормы провоза, и они вам известны…
- Мне ваши нормы на один глоток, а я каждый день люблю выпить.
- Так уж - на один глоток, - возразил таможенник, усаживаясь и пристраивая бумажки на коленях.
Капитан взял бутылку, одним большим пальцем легко отстрелил пробку и, запрокинув голову, вылил поллитровку в рот одним приёмом. Таможенник остановил свои бумажные приготовления и недоверчиво смотрел на капитана. Капитан, без паузы, достал другую бутылку и повторил процедуру. У таможенника приподнялись брови. В проёме двери остановились пограничники и с любопытством смотрели на эту мизансцену.
Когда третья пробка слетела с бутылки, таможенник встал:
- Всё, хватит, я понял. Можете убирать свой чемодан, убедили.
- Пробку-то назад уже не поставишь, - молвил капитан, запрокидывая голову.
Таможенник быстро покинул купе, оттеснив от двери пограничников.
Байка.
И что только люди не придумают!