Найти в Дзене

Психология и педагогика

Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению её от умозрительных представлений, в настоящее время со всей определённостью выявил теснейшие взаимосвязи психологии и педагогикой. Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) подчёркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесторонне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, его надо всесторонне изучить. Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с 30-х годов, приобретает драматический характер, обусловленный грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педагогических научных дисциплин – педология. Её разгром существенно затормозил развитие как психологии, так и педагогики. Педология – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX – XX вв. в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психо

Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению её от умозрительных представлений, в настоящее время со всей определённостью выявил теснейшие взаимосвязи психологии и педагогикой. Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) подчёркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесторонне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, его надо всесторонне изучить.

Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с 30-х годов, приобретает драматический характер, обусловленный грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педагогических научных дисциплин – педология. Её разгром существенно затормозил развитие как психологии, так и педагогики.

Педология – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX – XX вв. в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии – Грэнвилл Стэнли Холл, Джеймс Марк Болдуин, Эрнст Мёйман, Тьерри Вильям Прейер и др. Содержание педологии составила совокупность психологических, биологических и социологических подходов к развитию ребёнка.

В России педология получила широкое распространение ещё в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (Павел Петрович Блонский, Лев Семёнович Выготский и др.). Предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки её представителей, определён не был. В исследованиях советских учёных, работавших в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал по развитию поведения детей. Ценным в педологии была попытка применить комплексный подход при изучении развития ребёнка. Существенно важным была её практическая направленность, связанная с разработкой и применением диагностических методов, позволяющих оценить уровень психического развития детей.

Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила своё существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребёнка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

В настоящее время задачи развития личности в условиях ускорения научно-технического прогресса позволяют понять возможности психологии и её участие в процессе обучения и воспитания школьников. Психологи формулируют задачи, которые стоят перед психологической наукой и от решения которых зависит успешность осуществления педагогических проблем.

Народное образование ставит перед психологией следующие актуальные задачи:

§Определить общие закономерности развития психики в онтогенезе;

§Дать психологическую характеристику деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе;

§Выяснить психологические механизмы усвоения человеком общественного опыта, систематизированного в основах наук;

§Выявить психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания, раскрыть взаимосвязь воспитания и психического развития человека, изучить соотношение между возрастными и индивидуальными особенностями людей;

§Установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей от общего хода развития и разработать методы диагностики этих отклонений.

Осуществляя общие и частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой. Ряд отраслей психологии, занятых решением этих задач (педагогическая психология и возрастная психология), взаимодействует с разделами педагогики, теорией и методикой воспитания, дидактикой, частными методиками преподавания отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.).

-2

Составитель: Антипина Ксения

Используемая литература:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – стр. 8-11.