Сергей Васильевич Трикачев
Года два-три назад делая комментарий к небольшому повествованию о Высоцком на сайте "Мой Алапаевск" ко Дню его рождения получил предложение написать небольшое эссе по этой теме. А точнее, расширить этот комментарий и внести некоторые, запоминающиеся дополнения.
Особо выдумывать ничего не пришлось, просто по факту написал то, что ярче и по своей фактуре просто "вылезло" из головы. На самом то деле всё было гораздо сложнее, объёмнее во времени, выразительнее по содержанию и внесло какие-то коррективы в понимание песен, расшифровку под текстов и их звучания, не говоря об эмоциональности исполнения.
Году в 1967, мой одноклассник Валерий Поруликов получив азы игры на семиструнной гитаре от своего отца, прекрасно владеющего еще и балалайкой, начал приносить в школу на посиделки и маленькую гитару прозванную "дамской".
Я бывал у них в доме и видел, как его батенька Иван Павлович, перебирая струны могучими мужскими руками брал аккорды и изящно перемещал пальцы по тонким струнам скользя по грифу.
Цена гитарного вопроса на то время была 7 рублей 50 копеек. Гитары полноразмерные Ленинградского завода музыкальных инструментов стоила от 13-50 до 15 рублей. Деньги немалые, да и массовости такой гитары еще не приобрели. На полках музыкальных магазинов стояли самоучители игры на семиструнной гитаре, вызывающие некоторую оторопь и наталкивающие лице зреющих пацанов на недосягаемость познания музыкальных высот.
В классе у нас было четверо учащихся, двое из которых занимались по классу баяна, а две девочки по классу фортепиано. Все они были какие-то правильные и точнее сказать вышколенные и утончённые. Мы же в 8 классе уже становились "бойцами невидимого фронта", получая закалку в уличных потехах и приключениях. "Междоусобчики" были неотъемлемым атрибутом общения пацанов. У старшего поколения, рожденных в 1947-50 годах, в ходу было "боевое" оружие, кастеты и "наладошники" сделанные из текстолита или отлитые из свинца.
В эти годы постепенно с вхождением в обиход гитары, прибавился и этакий не совсем джентльменский прием называемый "одеть галстук", то есть разбить гитару о голову соперника. Но это совсем не мешало нам осваивать этот инструмент. Так или иначе, влияние моего товарища сказалось и на мне. Как-то незаметно он показывал мне аккорды, коих оказалось немногим более трех. Малая звездочка, большая звездочка, лестница, баре и интерпретации растяжек. В уличных, незатейливых песенках, зачастую использовался ритм называемым боем, это "восьмерка" или "блатной бой". Кроме того, были "четверка", "шестерка" и умение глушить струны. Которые он «отбивал», передавая мне на слух, по всевозможным предметам включая школьную парту. Переборы осваивались позднее и требовали многочисленных повторений. Так шаг за шагом, я постигал эти дворовые уроки, своего одноклассника.
В какой-то период популярность гитары стала возрастать и число желающих получить "уличные уроки" безумно увеличивалось. Вопрос состоял только в том: хватало ли терпения и упорства. А мне вообще повезло, гостивший у нас родственник возрастом постарше, из другого города, в силу загруженности багажом, оставил у нас в доме, большую семиструнку. На мембране из еловой доски была нарисована роза, выведенная простым выжигателем. На обечайке, бортовой части барабана, крупными буквами было нанесено: С Днем рождения, Саша!
В 1968-69 году, мой старший брат купил магнитофон "Комета 201" Новосибирского радиозавода. Деньги он поднакопил от выдаваемой стипендии в техникуме, аж целых 200 рублей. Вот как раз в это время на пленках всех мастей началось хождение записей Владимира Высоцкого. Поскольку количество магнитофонов увеличивалось, то и желающих переписать, послушать, поменяться записями нарастало, как "снежный ком".
В это время, мы, стирая кончики пальцев до крови, практически не расставались с гитарами. Рвались струны, обрывалась медная обмотка, третьей и четвертой струн. Из потерявшей обмотку третьей струны получалась почти новая первая. Струны стоившие 13-15 копеек превратились в дефицит!!! Медиаторы всех цветов радуги ломались десятками, вместе с ногтями на руках. Особым "шиком" считалось почти тушение окурка, о подушечку пальцев левой руки, настолько грубыми они становились в ходе надрывных "репетиций".
В период какого-то дикого расцвета проникающего в страну образа западного мира танцы "Летка -Енка", менялись на лирические "Хали -Гали", позднее на "Твист " и далее на "Шейк".
К нашему разочарованию на смену семиструнной гитаре пришла шестиструнная! Было обидно, что только "освоили" семиструнку, ан нет, надо по новой учить замысловатые аккорды испанского строя. В этом бесконечном движении практически никто не заметил исчезновения с прилавков «Гавайских гитар», лежавших на полках и не востребованных, как из-за техники игры, так и из-за их стоимости в 70 рублей. Так и получалось - надо было овладевать шестиструнной, как модной и перспективной и в тоже время по записям учить песни Высоцкого, переписывая тексты из вращающихся катушек. Частенько останавливая магнитофон, перематывая назад и снова вслушиваясь в текст, переносить его на листы общей тетради- песенника.
Конкуренция со стороны шестиструнной гитары все нарастала, только вышли на мировые сцены песни голландской группы Shoking Blue, с их песней "Venus", и из каждого утюга и танцевальной площадки разносилось - "Венера, я люблю Венеру !", британская группа "Christie ", выступив на конкурсе в 1968 году в Сопоте, как приглашенная группа спела песню, "Yellow River", что в нашем переводе звучало как "Желтая река " и она на ломанном английском, русском в свободном переводе, а далее, как песенка "Толстый Карлссон", пошла гулять по Советскому Союзу.
Челябинская группа "Ариэль " начинала "перепевать " песни группы "Beatles" со свободным переводом их текстов. Александр Градский и группа "Скоморохи" записала песни на слова шотландского поэта Роберта Бернса и они пошли в тираж по просторам магнитофонных записей. Множество групп именуемых "бит - группами" в силу полузапрещенного слова "рок" появилась во многих городах Союза.
Наступала эра электрогитар. В качестве усилителей, использовали простенькие и надежные аппараты системы "КИНАП 5 " или "КИНАП 10, подсоединяемые через понижающий трансформатор в 127 вольт, через которые транслировался звук во множестве клубов и Домах культуры.
В части акустики выбор тоже был невелик, вплоть до "колокольчиков", массовых громкоговорителей, висевших на столбах, в местах массового отдыха советских трудящихся. Позднее появились эстрадные усилители, типа "Электроника 10" и "Электроника 20", мощностью 10 и 20 ватт, которые подпрыгивали на ножках от увеличения громкости на басах!
Даже на акустические гитары устанавливали звукосниматели, которых промышленность еще не успевала делать. В ход пошли катушки телефонов, которые не просто было достать, только имея знакомых телефонистов или.......снимать с уличных "Телефонов - Автоматов". Вандалы, вырывали трубки с корнем или обрезали кабель в бронированной оплетке. Так и стояли они в плачевном состоянии, телефон и обрезанный болтающийся кабель!
Ранние песни Высоцкого, коих было не мало, напоминали блатные, то есть зековские, лагерные песни." У тебя глаза, как нож", "Красное, зеленое, желтое, лиловое, самое красивое, на твоих глазах, " В Ленинграде городе, у семи углов, получил по бороде, Саня Соколов, пел не музыкально, скандалил, ну и значит правильно, что дали...." Это была целая серия песен, наверное, как попытка вхождения в образ своих героев! По-моему, тогда еще не было понятия, заключённого в слове "шансон".
Однажды при поездке из Алапаевска в Свердловск на поезде идущем из Серова ко мне сидящему в компании одноклассников подошел мужчина и спокойным тоном произнес: - А сыграй ка для нас, что-нибудь, камерное ???
Я в недоумении посмотрел на него и ответил: - Нет , камерное, не умею, до классики еще не дошел !
Тот немного улыбнулся и выпалил: - Да, наше, камерное, лагерное, не можешь, что ли ??? - Нет -ответил я - только лирическое.
На том и разошлись. Много таких пассажиров было в то время в поездах, идущих с севера Урала, амнистированных, освободившихся из лагерей бывших зеков, бродящих по вагонам с алюминиевыми кружками и просящих дефицитный кипяток у проводников поезда. На некоторых станциях, в том числе и в Алапаевске, Егоршино, Богдановиче будки с вывеской "КИПЯТОК" были более заметны, чем вывеска, самой станции!
Действительно, играли песни, которые позднее перепели такие исполнители, как Владимир Маркин, Евгений Осин, вытащив их на свет божий почти из нашей детско-юношеской памяти!
А по стране уже гуляли записи Высоцкого на китайскую тему после событий на Даманском полуострове в 1969 году и движения хунвейбинов в Китае. В Перми, собирались толпы людей на вокзале к проходящему составу поезда Москва-Пекин, чтобы проводить и высказать свои эмоции пассажирам уходящих в Китай составов.
Песни "Нейтральная полоса", " Мао Дзе Дун, большой шалун"......."Возле города Пекина, ходят, бродят хунвейбины и старинные картины, ищут, рыщут хунвейбины..." и еще масса других опоясывали всю страну, лентами магнитофонов от запада до востока и с севера на юг. Пленка типа 2,4 на ацетатной основе не выдерживала перегрузок и запах уксуса применимого для её склейки обволакивал помещения, где было присутствие магнитофонов.
Позднее появился тип 6, уже поустойчивее в эксплуатации, но всё равно досадно рвущийся. Между тем, переходя на шестиструнки, мы не забывали и о семиструнном строе. При определенных навыках, перестроить гитару с одного строя на другой занимало, не больше 2-3 минут. Седьмая струна, просто не снималась, а опускалась с верхнего порожка искусственно подтягивалась, колковым механизмом, к головке грифа. Специфика шестиструнки и хвата грифа кистью руки сначала очень утомляла запястье особенно при игре на ходу. Поэтому, зачастую при походах в лес, так сказать, на природу, старались играть на семи струнах, те кто привык и овладел этой техникой. Между тем, песни Высоцкого входили в дома советских слушателей именно через магнитофонные записи.
Даже один из самых популярных и относительно массовых, ежемесячных иллюстрированных звуковых журналов «Кругозор», выпускаемый с 1964 года стоивший один рубль не публиковал записи Владимира Семеновича. Там было много всякого патриотического, комсомольского, даже зарубежного, но увы........не песен, нашего кумира. Студии звукозаписи разного пошиба выпускали самопальные нарезки многих исполнителей. Из-за недостатка материала, пластика для их записи в ход пошли старые рентгеновские снимки, именуемые среди любителей музыки: "сделанными на костях".
Множество, так называемых "цеховиков", делали и тиражировали полуподпольные записи, а в целом, просто "делали деньги". В 1978 году, находясь в гостях, у своего товарища однокурсника Андрея Волкова в Москве, летавшего бортмехаником на самолете Ил-14 в МАПе/Министерство Авиационной Промышленности/ и в это время делавшего перевод в Центральный Клуб ДОСААФ на вертолетную технику. Мы тоже внесли свой вклад купив в центре Москвы три пластинки сделанные на снимках якобы с песнями Высоцкого за советский червонец. Приехав и поставив эти "диски ", мы услышали репертуар в стиле рок-н-ролла или "Твист Тугей"! Фирмы "Мелодия" не особо были расположены к изданию, набиравшего популярность исполнителя.
Так проходили годы. Только смерть поэта, актера и исполнителя внесла коррективы в издательские планы студий звукозаписи фирмы "Мелодия" практически по всем заводам: Апрелевский, Ташкентский и Рижский. Были выпущены, так называемые "миньоны" с 4 песнями на двух сторонах. Тираж их был от 60 000 до 80 000 экземпляров. Песни, содержащиеся на пластинках, имели ссылку на источник - записи 1974-75 года. Цена такой уже стереопластинки была от 75 копеек до рубля в зависимости от обложки. В основном, на них были песни патриотического или юмористического характера. "Братские могилы", "Як-истребитель", "Скалолазка", "Москва-Одесса2, но это уже был шаг к великому признанию его творчества. Не отставали от тиражирования и студии звукозаписи при Домах Быта, да и полуподпольные тиражные студии. Знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Распродажа" очень точно определила этот взвинченный до срыва нервной системы период. Признания в любви к поэту миллионов людей зачастую очень далеких от понимания его текстов и творчества. Хотя, бог им судья. ..............
" ...из давнего дневника... Андрей Вознесенский , Владимиру Высоцкому.
Ты сожмешься в комок, неузнанно, Я тебе подоткну пальто. Что б от Северного и до Южного Всем твоим полюсам тепло Все летаем, с тобой, летаем Пристегнувшись одним ремнем. Завтрак в Риге, а ужин в Таллине. ...............................там вздремнём. Но на самой заброшенной трассе. Снова примутся узнавать И на их вездесущее: "Здрасте !" Крикнешь: "Здравствуйте, так вашу мать !" Но когда, ты выходишь на сцену. У меня, замирает в ушах. От такого высоЦкого крена. Аж земля из-под кресла ушла! За кулисами, будет нашествие, толкотня! Равнодушно и сумасшедше. В сантиметре, пройдешь от меня! Я пойму, что погода лётная. По едва открытому рту. Что курсируют самолеты, На Одессу и Воркуту.
Можно бесконечно долго рассказывать о Высоцком, его влиянии на умы, настроения...... Между тем, те кто долгие годы следил за его творчеством как в песенном жанре, в прозе, театральных постановках и в кино Высоцкий был, остается и будет вечно жить в сердцах слушателей.
Сейчас, глянув на свою коллекцию виниловых пластинок, увидел 16 дисков из серии "На концертах Высоцкого" изданных с 1987 года по 1990 тиражом 100 000 экземпляров каждый. Так же диск 1980 года "Владимир Высоцкий", диск "Владимир Высоцкий и Марина Влади", двойной диск "Сыновья уходят в бой", а так же диски с песнями Высоцкого, в исполнении артистов "Театра Современник", "Встреча друзей" клуба "Восток" и Владимир Высоцкий "Хоть немного еще постою, на краю.....", со стихами, читаемыми Абдуловым, Золотухиным, Филатовым......
А одним из интереснейших дисков в коллекции является диск, подаренный мне в Риге году в 1987 в клубе любителей поэзии Высоцкого. Это французский диск № 3 из серии "Светлой Памяти Владимира Высоцкого". Песни 1963-1965 годов. Производство - Франция, дистрибьютор - Odeon, Великобритания, 1984, выпущенный во Франции, тиражом 999 экземпляров. Причем 99 из них, были именные предназначенные для узкого круга друзей Высоцкого, а 900 выпущенные якобы в "свободное плавание". Не ведаю, что сподвигло моих русских и латышских меломанов сделать мне такой подарок. Наверное, моё географическое положение проживания, север или тайный сговор моего одноклассника, товарища, влиятельного меломана, проживающего в Риге, с десяток раз, принимающего меня в Латвии как родного человека и уважаемого гостя. Пусть эта тайна, останется тайной уже навсегда. К большому количеству архивных газет, вырезок из журналов и книг, посвященных Высоцкому, в свое время присоединился и "двухтомник", перепечатка первой книги «Стихов Высоцкого», выпущенной в мире издательством "Литературное Зарубежье" Нью -Йорк, 1981 года. Под редакцией Бориса Береста, составителя Аркадия Львова и консультанта Рувима Рублева. А история, была такова. Я прилетел в Ригу по музыкальным делам имея свою студию в Ноябрьске и работая со СМИ города. В один из вечеров мой товарищ, проживающий в центре Риги на улице Свердлова, принес оригинальное издание этого бестселлера. Ему дали его всего на два дня. Мы внимательно просмотрели его в основном выискивая незнакомые тексты стихов и делаю отметки в своей памяти и сознании.
В итоге, у меня созрела мысль, а не попросить ли владельца этой уникальной для СССР книги дать мне её на какой-то период для перепечатки в свою коллекцию материалов. К счастью, им оказался фотограф, представительства ТАСС в Латвии. Он уже много раз помогал нам в пополнении коллекции фотоматериалов, имеющих редчайшее хождение по стране. Так было с фотографией Григория Распутина полученное мной в 1978 году, настоящее фото которого страна увидела только в фильме "Агония"в 1981 году, где в главной роли был Алексей Петренко. Или фотографии целительницы Джуны такой терра инкогнито нашей власти. Интересное фото бракосочетания наследницы миллиардера Онассиса Кристины Онассис с советским госслужащим Сергеем Каузовым, выходящими из Московского ЗАГСа. Но будем считать эти фрагменты лёгкими отклонениями в повествовании. А по теме, была достигнута договоренность, что в течение месяца, я любыми путями должен вернуть это издание. Кстати, я предложил ему некоторый залог, от чего он решительно отказался.
Хлопнули по рукам и через какой-то период я привез его в Ноябрьск. К тому времени я сам уже прилично печатал на собственной машинке "Любава". Но после непродолжительных экспериментов пришло понимание, что сам просто не справлюсь с этим объёмом и в отведенное время. Пришлось искать профессиональную машинистку и очень удачно. Ею оказалась Ирина Насута, работающая в телерадиокомпании. Я передал ей экземпляр книги, она посмотрела объём, оценила свои возможности и сроки выполнения заказа. По цене мы сошлись без обсуждений. Причем, она твердо уверила, что из-под её машинки выйдет по пять экземпляров текстов. Так и случилось. Почему, я обозначил ранее, что это "двухтомник", так это обусловлено тем, что в книге двусторонняя печать, а из-под машинки это не возможно получить. Так, что мною искусственно были сделаны два тома и переплетены с выполнением теснения на обложке томов. Общий объем напечатанного составил около 400 печатных листов. В течение какого-то времени, я раздарил лишние экземпляры перепечатки друзьям. А этот экземпляр занял достойное место в рядах моей обширной библиотеки.
В продолжении темы о Высоцком, я просто физически не могу не упомянуть о Музее Высоцкого в одноименном небоскребе, находящемся на 2 и 3 этаже здания в Екатеринбурге. Музей был открыт в 2013 году. Основу музея составляют личные вещи поэта, переданные Московским музеем Высоцкого. В этот частный музей я привожу практически всех друзей, посещающих город. Небольшой зал прилично оформлен. Много экспонатов, связанных лично с Высоцким. Воссоздан номер в гостинице "Большой Урал", где некогда останавливался Владимир Семенович. Автомобиль марки "Мерседес 350 W 116" установлен в зале. Интереснейшая, исторически устоявшаяся версия образа жизни, образа творчества поэта и человека. Одно из культовых мест, рекомендуемых для посещения гостям города и туристам. Атмосфера таинства и сосредоточения мыслительных процессов. Эпоха властвования творения человека над умами слушателей....... уходящая в историю. Так или иначе, в День рождения Владимира Семеновича поздравляю, всех любителей песен и стихов, его многогранного творчества, с этим незабываем ДНЕМ!
"Последний приют" на могиле читал Юрий Федоров
Спасибо, друг, что посетил, последний мой приют.
Постой один, среди могил, почувствуй, как распирало грудь!
Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть
И воскресают словно сон, былые времена.
И в хриплый мой магнитофон, влюбляется страна!
Я пел и грезил, и творил, я многое сумел.
Какую женщину любил, каких друзей имел!
Прощай Таганка и кино, прощай зеленый мир.
В могиле страшно и темно, вода течет из дыр.
Спасибо! Друг, что посетил приют печальный мой.
Мы все здесь узники могил, а ты еще живой.
За всё, чем дышишь и живёшь, зубами брат держись!
Когда умрешь, тогда поймешь, какая штука - жизнь.
ПРОЩАЙ! Себя я пережил, в кассете "Маяка".
А песни, что для ВАС сложил, переживут ВЕКА !
Р.S. Написал, это повествование, посмотрел на текст и вдруг невольно "высветились " цифры, какая то МАГИЯ ЦИФР ! ........ 1938 - 1980, годы жизни, а их 42, от рождения, взросления и формирования человека, поэта и гражданина. Срок немалый и в то же время ограниченный, фактом биографии! И 1980- 2022 та же цифра 42, но какая??? Только эта условная цифра, именно условная, дает понимание, что она не ограничена в рамках времени и будет иметь продолжение.......в бесконечности лет! А введенный в обиход в самоучителях по гитаре "Бой Высоцкого" закрепится в нем навечно!
И из головы медленно начали "выползать" слова из текста песни ..... "Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в черта, назло всем! Хорошую религию, придумали индусы! Что мы, отдав концы, НЕ УМИРАЕМ НАСОВСЕМ!" Высоцкого Владимира, это уже коснулось, коснется ли нас? Едва ли..............
Все материалы и фотографии, из архива автора.