Почему такая работа была одной из самых тяжёлых для своего времени? Сколько на этом зарабатывали, и почему на эти деньги не получалось нормально жить? Правда ли, что фиксированной стоимости поездки у извозчиков тогда не было? Как выглядели экипажи "бизнес-класса" в дореволюционные времена, и сколько стоило в них прокатиться? А также - что такое дрожка, линейка и пролётка? Об этом и не только расскажу сегодня.
Деревенские знатоки Москвы
Сейчас доехать из одного конца Москвы в другой на такси очень просто. Люди заказывают машину через приложение, ждут несколько минут и отправляются в путь. Во второй половине 19 века и начале 20 ситуация была намного сложнее. Функцию такси в городе выполняли извозчики. На рубеже столетий их насчитывалось аж 40 тысяч человек. В то время гужевой транспорт был основным. Никаких автобусов, троллейбусов не существовало. Трамваи появились только в 1899 году. До этого по Москве на протяжении 27 лет курсировала лишь конка (вагон, запряжённый лошадьми). Но сами понимаете, что доехать на ней можно было не в любую точку первопрестольной. Поэтому извозчики пользовались большим спросом.
Представители этой профессии подразделялись на виды. Например, живейные. Предполагалось, что их лошади должны быть резвыми. Другие (парные) возили пассажиров в экипажах, запряжённых двумя скакунами. Существовали те, которые работали на каретах, а также грузовые и ломовые извозчики. Есть и другие классификации. Например, в некоторых источниках можно встретить деление извозчиков на "ванек" (деревенских мужиков), "лихачей" (работали на себя за более высокую плату) и живейных (нечто среднее между двумя предыдущими видами).
Большинство извозчиков были простыми деревенскими мужиками. Одни работали в Москве на постоянной основе. Другие - приезжали трудиться только в холодное время года, когда в сельской местности наступал период простоя. Таких извозчиков называли "зимниками". Часто это были старики, которые работали в основном по ночам и не в центре города, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Несмотря на происхождение, #Москва для извозчиков была, словно родное село. Они прекрасно знали каждую улицу и переулок в городе. Ситуация, когда экипаж мог заблудиться, была чем-то фантастическим.
Тяжела и неказиста жизнь московского извозчика
Селились работники из подмосковных деревень в ночлежках или на постоялых дворах. В основном они размещались в Дорогомилове, Сокольниках, Бутырской заставе и на территории Ямских улиц. Извозчики платили не за себя, а за лошадь. В среднем сумма колебалась от 70 копеек до 1р.25коп. за месяц. Доход за тот же период мог составлять от 5 до 9 рублей. На постоялых дворах кобылы стояли под навесом. Тёплых помещений для них не было. Сами извозчики проживали в избе. В одной комнате могло находиться одновременно несколько десятков человек. Спали на русской печке или деревянных нарах.
Как правило, сон извозчика длился всего лишь около 4 часов. Уже в 5-6 часов утра всех будили, чтобы они кормили, поили лошадей, а также готовили экипажи. Позже извозчикам полагалось питание, которое стоило 10-12 копеек. Мясных блюд не давали. Только капуста и картошка. Иногда могли добавить ещё каких-нибудь овощей. Ужина не было - извозчик должен был искать пропитание сам. Как правило, для них существовали свои трактиры. Пока лошади отдыхали во дворе, хозяева могли поесть. Отличительной чертой здесь была стойка с дешёвыми закусками: рубцом, печёнкой и лёгкими. На запивку предлагалась водка по 3 коп. за стопку.
Заканчивали работу извозчики обычно в 8 часов вечера. При этом нужно было успеть выполнить план по деньгам. Каждый день требовалось отдавать фиксированную часть заработка хозяину постоялого двора. Себе оставляли только излишки. Но из этой суммы нужно вычесть ещё воду (2 коп. за подход), которой поили лошадей из специальных фонтанов на Театральной и Лубянской площадях. Бывало так, что доход выходил скромным, менее той суммы, которую выплачивали хозяину. В таком случае долг заносили в специальную книжку. Обычно его трудно было погасить. Не сильно лучше обстояли дела и у извозчиков, работавших с грузами или же на частных хозяев. Они получали чуть больше денег (около 10 рублей в месяц). Также им предоставлялось питание и жильё (не многим лучше, чем изба на постоялом дворе).
Какой класс обслуживания желаете
Оплата извозчикам от пассажиров была результатом договорённостей. До 1915 года фиксированной ставки не существовало. Да и не прижилась она, когда её ввели. Например, предлагалось брать за 15 минут поездки 35 копеек. Но карманных часов у извозчиков не было. Они просто не могли засечь время. Поэтому и не получалось определить стоимость поездки. Недобросовестные извозчики часто пользовались этим, заставляя пассажиров (например, женщин без сопровождения мужчин) платить намного больше. В среднем, стоимость поездки у честного извозчика составляла от 30 до 70 копеек.
Если москвичи обладали деньгами, то могли воспользоваться услугами извозчика бизнес-класса, если говорить на современный манер. Речь про "лихачей", о которых я упоминал выше. У них всегда были красивые, здоровые и быстрые лошади, а также комфортные экипажи. Часто с откидным верхом. Конечно, стоимость поездки была намного выше, чем у простых извозчиков, около 3 рублей. Нередко богатые горожане арендовали "лихача" на всю ночь, пока ездили по разным увеселительным заведениям. Так что эти извозчики временами могли зарабатывать очень много.
Это было необходимо, потому что полиция частенько забирала часть (иногда немалую) от дохода извозчика. Городовые могли выписать штраф или арестовать на пару суток за что угодно: быструю езду, хромую лошадь, нецензурные выражения, настойчивое предложение своих услуг, грубое обращение с пассажирами и др. Как вы понимаете, арест лишал извозчика возможности несколько дней работать. А это серьёзно сказывалось на денежном доходе.
Ко всему прочему, в Москве орудовали мошенники. Одни не платили за проезд: говорили, что сейчас зайдут за деньгами домой и вернутся, но бесследно исчезали. Другие отвлекали внимание извозчика и похищали его лошадей. Иногда опасности подстерегали прямо на улицах. Если вовремя не заметить крупную яму, то можно было серьёзно травмировать лошадь и также потерять большие деньги. Стоит ли говорить, что при таком раскладе, многие извозчики даже не пытались заботиться о своих скакунах и гнали их, пока те могли хоть как-то двигаться.
Что такое дрожка, пролётка и линейка
Про извозчиков, а также их лошадей мы поговорили. Теперь давайте посмотрим на экипажи. На каждом из них был номер. Сначала он располагался на кафтане извозчика. Но с годами перекочевал на экипаж. В Москве было несколько разновидностей тележек. Например, дрожки. Название произошло от двух деревянных брусьев (дрог), которые соединяли экипаж и лошадь.
Пожалуй, самой популярной была пролётка. Она походила на дрожку, только выглядела более усовершенствованной. "Лихачи" в начале 20 века на пролётках использовали дутые шины, которые в простонародье именовались "дутиками". На время зимы бедные извозчики сдавали пролётки хозяину постоялого двора, в котором жили. Взамен им предоставлялись сани похожей конструкции. Если вдруг погода зимой оказывалась переменчивой, с оттепелями, то приходилось ездить на санках даже по мостовым.
Были также ещё линейки. Это более вместительные экипажи, чем-то похожие на карету. Там уже могло поместиться несколько человек. Как правило, запрягали такую повозку двумя лошадьми. Часто линейкой пользовались для поездок на дальние расстояние, например, за город. Кстати, этот вариант экипажа упоминается в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Правда там он именуется каткой. У линейки было неоспоримое преимущество - пассажиры частично находились в закрытом пространстве. Таким образом, на них не попадала грязь со снегом из-под лошадиных копыт, как в пролётка и дрожках, например.
Кстати, извозчики продолжали работать в Москве и после 1917 года. #История этого вида транспорта завершилась в конце 1930-х. Тогда лошадей окончательно не вытеснил трамвай и автомобильный транспорт. Но и до этого, на протяжении нескольких лет, поездка с извозчиком уже считалась чем-то экзотическим. Их заказывали на свадьбы, например. А для передвижения по городу использовали другой, более современный #транспорт .
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!