Каждое лето семья Куковеровых выезжала на дачу. Подальше от шумного Ленинграда. На чистый воздух. В деревню Нечеперть, где детям можно было бегать по бескрайним зеленым лугам и большими кружками пить настоящее деревенское молоко.
Оккупация Нечеперти
На фронт глава семьи и старший брат пошли с первых дней войны. Александра Степановна Куковерова вместе с детьми Ниной, Валей и Олегом приехала на дачу. В начале войны многие люди верили, что она надолго не затянется. Но в августе 1941 года немцы были уже в Ленинградской области.
Нечеперть была оккупирована 28 августа. Советские войска были разбиты. Остатки пробивались на восток. А раненых солдат прятали местные жители. Семья Куковеровых в стороне не осталась. Нина сама находила обессиленных бойцов и приводила в свой дачный дом.
В скором времени девочка познакомилась с партизанами. Когда немцы были в деревне, вывешивала белье перед домом. Когда их не было – убирала. Вместе с партизанами она обходила округу и высматривала, где дислоцируются немцы. По ее наводке было совершенно несколько атак на немецкие войска, готовившиеся к переброске под Ленинград. Девочке было 13 лет.
Я пойду, и вся молодежь пойдет за мной
В 1942 году семью Куковеровых перевезли в немецкий лагерь, находившийся в городе Гатчине. Спустя 2 месяца они были вывезены в деревню Улитино (Идрицкий район, Великолукская область). Александра Степановна с детьми поселилась в семье идрицкого партизана Николая Бабанова.
Слушая рассказы о партизанах, Нина решила примкнуть к их числу. Ей было 15 лет. Мать, рыдая, просила ее одуматься. Затея дочери казалась ей слишком опасной. Материнское сердце, как чувствовало, что ничем хорошим это не закончится…
Нина твердо стояла на своем: «Папа раньше мне писал, чтобы не уходила. Но мне 15. Я, мама, ухожу. Ты ведь хочешь в Ленинград, а его нужно защищать. Я пойду, и вся молодежь пойдет за мной».
Слова девочки оказались пророческими. Многие школьники ушли в партизаны. А ведь они были совсем еще детьми…
Галка Нина
Из характеристики на бывшего члена ВЛКСМ Идрицкой подпольной комсомольской организации Куковерову Нину: «В холодный декабрьский вечер 1942 года в штаб отряда Ботова 1-й Калининской партизанской бригады пришла черноволосая, черноглазая девочка Нина, на вид ей было лет 12. Командир отряда долго и внимательно разговаривал с Ниной и выяснил, что она решила связать свою жизнь с партизанским отрядом, чтобы мстить немецким фашистам за отца, погибшего на Ленинградском фронте. Он долго колебался, но все же направил ее во взвод разведки.
Нина снарядилась пастушкой и, выпрашивая еду, переходила из дома в дом. Узнав подробно о расположении живой силы и техники противника, Нина, довольная выполнением своего первого задания, возвратилась в партизанский отряд. Через некоторое время фашисты были выбиты из гарнизона. С тех пор Нину часто можно было встретить на железной дороге Себеж – Идрица, на шоссе Себеж – Полоцк. Она наблюдала за движением эшелонов поездов, колонн автомашин. Много работала с местным населением - получала сводки и доводила их до сведения жителей, была связной подпольной комсомольской организации».
Черноглазых и черноволосых девочек нередко называют Галками, сравнивая их с птицами. Вот и Нина Куковерова была, словно птица, быстрая и юркая.
Белый платочек
Уходя на очередное задание в декабре 1943 года, маленькая хрупкая Нина повязала на голову платок белого цвета. Домой она больше не вернулась. Фашисты охотились за юной ленинградкой. Назначили за нее денежное вознаграждение.
Девушку выдал предатель – староста деревни, позарившийся на деньги немцев. Нина попала в руки карателей. Ее жестоко пытали, но она не выдала ни одного партизана. Не сказала, где расположены партизанские отряды. Лишь упорно твердила своим мучителям, что она им ничего не скажет, и желала смерти.
Девушку лишили ноги, руки, грудей. Накинули петлю. Обезображенное тело засыпали солью и скинули в подвал.
«Ниночку мою нашли в подвале с картошкой», - записала впоследствии ее мама Александра Степановна.
Девушка была обнаружена после освобождения деревни от оккупантов. Мать опознала дочь по одежде. Нину предали земле в Идрице, в братском захоронении. Девушка была посмертно награждена медалью «Партизану Отечественной войны» и зачислена в состав пионерской дружины.
После смерти дочери, Александру Степановну часто приглашали в школы, где она рассказывала о подвиге юной партизанки.
Вечная память Нине Куковеровой.
Подписывайтесь на мой канал!
Ставьте лайки!
Делитесь публикацией в соцсетях!