Найти в Дзене
Угрюмый Алебардист

Свадебный переполох в Великом Краале Кумбу (Царь Кумбу)

Из открытых источников
Из открытых источников

Толпа жителей Великого крааля, созванная на Место бесчисленных торговых палаток, уже недовольно гудела, утомленная ожиданием под жарким полуденным солнцем, а обращение к народу Величайшего правителя Кумбу, хозяина Великого Крааля, Повелителя неисчислимых племен, Главного раздатчика зерна, Неистового слона, попирающего черепа врагов, Всех покрывающего вепря, Свирепого льва саван, Мудрейшего знатока законов, Могущественного колдуна, Сладкоголосого гриота и Непобедимого игрока, все не начиналось.

Наконец, занавеси установленного на помосте паланкина раздернулись, явив собравшимся подданным величественно восседающего правителя, перед которым они тут же пали ниц. Из-за носилок выступил сухонький старичок и, прочистив горло, торжественно начал необычно зычным для такого тела, хорошо поставленным голосом:

- Слушайте! Слушайте, жители благословенной земли! Сегодня Величайший правитель Кумбу, хозяин Великого Крааля, Повелитель неисчислимых племен, Главный раздатчика зерна, Неистовый слон, попирающий черепа врагов, Всех покрывающий вепрь, Свирепый лев саван, Мудрейший знаток законов, Могущественный колдун, Сладкоголосый гриот и Непобедимый игрок говорит моими – Советника первого слова, Сотрапезника правой руки, Подателя чаши с брагой, Эосимуса устами.

Если есть среди вас тот, кто скажет, что в жители Кумбу, не почитают более всего священные обычаи и законные установления великих, прославленных праведностью предков, во имя благоденствия ныне живущих, то пусть этот лживый подлец поднимет вверх свои грязные нечестивые руки. Пусть проявит себя и не прячется в среди достойнейших из подданных благословенного Мбанги Светлейшего! - он обвел толпу выразительно требовательным взглядом. - Сердце мое переполняется радостью, когда вижу я, что среди жителей Великого крааля нет гнусных лгунов, чьи рты сравнимых мерзостью со смрадными дырами жаб-содомитов.

Законы наших благодетельных совершенномудрых предков таковы, что после начала регул у дочери царя каждый мужчина может бросить ему вызов. Все вы были несколько дней назад свидетелями того как царь Мбанга Пресветлый – любимец богов, чистый перед их всевидящим взором, неукоснительно соблюдает священные заветы. За что те ниспосылают народу Кумбу великое благоденствие: в полях обильные всходы таро, ямса и сорго, реки полны рыбы, крокодилов и лягушек, неисчислимы стада буйволов, антилоп, газелей и зебр.

Вы воочию видели арьяна по имени Лом. Вне всяких сомнений он оказался в Великом краале волей провидения. Даже последнему глупцу это ясно, ведь кожа его бела как снег! Ведь он не только сокрушил звероподобного Хубеба, но и с Великим мечом Белого предка царей Кумбу в руках, очистил от скверны священное место боя перед взором богов, принеся им в жертву пятерых святотатцев.

И вот теперь сам Лом решил воспользоваться правом поединка и бросил вызов Величайшему правителю Кумбу, хозяину Великого Крааля, Повелителю неисчислимых племен, Главному раздатчику зерна, Неистовому слону, попирающему черепа врагов, Всех покрывающему вепрю, Свирепому льву саван, Мудрейшему знатоку законов, Могущественному колдуну, Сладкоголосому гриоту и Непобедимому игроку.

Конечно же, богам не угодно, что бы их посланец и любимец проливали драгоценную кровь друг друга, сражаясь на кулаках. Поэтому поединок решено было провести за доской для чатранги. Ведь всякому известно, что нет второй такой игры, которая столь же точно выявляла умы достойные править царством! – кумбийцы отреагировали возбужденным гудением, словно растревоженный улей, однако не по годам острый слух Эосимуса, улавливал, что в нем преобладают одобрительные ноты.

- Я уверен, не найти в Великом краале глупца, что усомнился бы в дающей непобедимость искушенности владыки Кумбу в чатранге, как и в любой другой игре, ведь не напрасно же носит он говорящий об этом титул. Однако, есть особое обстоятельство: царь Мбанга Пресветлый не только Величайший правитель Кумбу, хозяин Великого Крааля, Повелитель неисчислимых племен, Главный раздатчик зерна, Неистовый слон попирающий черепа врагов, Всех покрывающий вепрь, Свирепый лев саван, Мудрейший знаток законов, Могущественный колдун, Сладкоголосый гриот и Непобедимый игрок, но еще и трепетно любящий отец, который хочет своей дочери всего самого лучшего. А потому в глубине души желает уступить в брачном поединке не меньше чем арьян хочет в нем выиграть. И, хотя холодная голова опытного политика и мудрого правителя будет неустанно продумывать изобретательнейшие ходы к победе, любящее сердце отца, желающего выдать дочь за мужа таких несравненных достоинств как Лом, станет ему противодействовать, не позволяя сражаться за народ Кумбу в полную силу, как тот того, вне всякого сомнения, заслуживает. Боги будут оскорблены схваткой, в которой один из соперников не будет бороться до последнего вздоха! А этого нельзя допустить, ибо гнев их страшен! Вспомните горностанцев, дорого поплатившихся за вмешательство в поединок.

Но Мбанга Пресветлый нашел выход и в этой непростой ситуации. В игре против Лома будет участвовать не только царь, но и все остальные жители Великого крааля Кумбу! – вздох изумления пронесся над толпой.

- В чатранге по шестнадцать фигур каждого цвета. Царь Мбанга, который скорее уморит себя голодом, чем оставит свой народ в час судьбоносных испытаний, сыграет «вождем» - он наиболее важен, но ступает по полю менее прочих. Остальные будут ходить простые чернолюды. Жители Великого крааля в течение пяти дней должны разделиться на пятнадцать партий, за которыми по жребию будут закреплены фигуры. Каждая изберет одного представителя в Совет, определяющий, кто совершает ход. А затем, соответствующая партия, голосованием решит какой именно.

Царь Кумбу знает, сколь мудр и прозорлив его народ и, потому не сомневается, что в Совет попадут достойнейшие люди страны, которые смогут, умело вести игру. А ее исход все равно определит только воля богов.

***

В день матча в священном месте боя перед взорами богов были проведены те же защитные ритуалы, что и перед схваткой с Хубебом.

Лом и Мбанга разместились в ложах. Кумбийцы стояли за оградой арены разделившись по партиям. Делегаты собрались возле «доски», представлявшей расчерченный на земле, квадрат, с тридцатью двумя черными и столькими же, посыпанными песком белыми, чередующимися между собой, клетками, на которых в качестве фигур стояли юноши. Одни были вымазаны белой глиной, другие остро пахли смесью из протухшего жира акулы, пудры из бивня черного слона и истолченных копыт зебры, на применении которой настояли придворные чародеи.

Верховный жрец Кумбу во всю мощь легких проорал нараспев закон об условиях, правилах и обычаях священного поединка за право женитьбы на царевне Кумбу, а потом ударил посохом в щит и, под одобрительные возгласы собравшейся публики, бой начался.

Матч в чатрангу измотал Лома сильнее схватки с Хубебом. Он затянулся на три с лишним дня, начинаясь на рассвете и прерываясь с восходом луны, так как Верховный жрец Кумбу опасался, как бы ее бледный свет не сообщил магическую силу белым фигурам.

Время на совершение каждого хода черных неимоверно затягивалось, поскольку народные избранники, в числе которых оказались: знаменитый разбойник, ростовщик, которому многие были должны, державший соседей в страхе мясник, сын почтенного старосты, выдающийся атлет, самый прекрасный юноша Кумбу, невероятно удачливый игрок в кости, добычливый охотник, прославленный воин, старейший житель Великого крааля, гадатель, обладатель самого большого стада коров, жрец великого Храма, лучший певец и личный цирюльник смотрителя дворцовых покоев, не только не умели играть в чатрангу, но даже не соизволили ознакомиться с правилами.

Определение членами Совета фигуры, совершающей ход превращалось в свары с обменом многочисленными витиеватыми ругательствами, не перетекавших в драки лишь усилиями разнимавших их сотрапезников царя.

Зато внутри партий, где тех не было, спор между расходившимися во мнении игроками решался громкостью крика, а то и массовой ожесточенной потасовкой.

Если фигуре чернолюдов удавалось «взять» арьянскую, партия с воплями неистового ликования пускалась в пляс на зависть остальным, ограничивавшимся торжествующим вскидыванием рук. При этом, потеря черной фигуры, вызванная этим ходом, их радости не омрачала. Членов партии интересовал только их непосредственный счет, а не общий результат, поскольку достижениями своей фигуры можно было хвастаться перед остальными, исход же партии определяла воля богов.

Когда Лом поставил шах, Мбанга спустился и занял место в клетке, на которой его до этого момента занимал пустой стул. Мат не заставил себя долго ждать и Величайший правитель Кумбу, хозяин Великого Крааля, Повелитель неисчислимых племен, Главный раздатчик зерна, Неистовый слон попирающий черепа врагов, Всех покрывающий вепрь, Свирепый лев саван, Мудрейший знаток законов, Могущественный колдун, Сладкоголосый гриот и Непобедимый игрок, горделиво поднялся с грацией и достоинством состарившегося льва, уступающего прайд молодому сопернику, склонил голову и вручил тому Великий меч Белого предка.

На то, что бы победить в партии весь народ Кумбу Лому потребовалось сорок восемь ходов – почти вдвое меньше, чем во время игры с Мбангой.

Кумбийцы изрядно утомившиеся в продолжавшихся несколько дней к ряду ожесточенных спорах и драках, сопровождавших процесс народного правления, как радость от того, что волею богов победил муж несравненных достоинств, так и огорчение от того, что боги ссудили Кумбу проиграть, выражали одинаково вяло.

А вот известие о грядущем трехдневном свадебном пире было воспринято с неописуемым ликованием.

***

Великий крааль Кумбу готовился к свадьбе царской дочери со всем тщанием. На улицах развешивали гирлянды цветов, и поливали благоуханной водой, хозяйки доставали нарядные пестрые занавеси. Из домов выметались мельчайшие соринки, подновлялись очаги, выбрасывалась треснувшая посуда. Женщины, особенно незамужние, обряжались в новые платья и надевали лучшие украшения, а мужчины с особым старанием начищали оружие. Все кумбийцы от мала до велика очищали себя черным питьем, вызывавшим рвоту и понос одновременно. Всюду важно шествовали, бдительно высматривая приметы зловредного волшебства, жрецы и колдуны.

В первый день свадьбы был посвящен зрелищам. Игры и состязания перемежались пением гриотов, а так же выступлениями акробатов, жонглеров или фокусников.

Утром состязались команды чинку. Та из них, в которой по жребию выпало играть Лому победила противников с разгромным счетом, в немалой степени благодаря самому виновнику торжества.

Затем была устроена весьма популярная в Кумбу забава, когда мальчишки пытались вскочить на спину разъяренного дикого буйвола, смазанного жиром и удержаться там как можно дольше. Самые ловкие купались в заслуженных овациях, а менее расторопные демонстрировали завидное мужество, без единого всхлипа перенося боль в раздробленных копытами конечностях.

После обеда состязались юноши.

Победителя в беге Лом смог обогнать лишь со значительными усилиями. Зато в метании копья он заметно превзошел соперника. Как и в прыжках. В кулачном бою Лом обошелся одним ударом, выбив парню сразу четыре передних зуба. Тот просто светился от счастья, широко растягивая в улыбке порванные губы. Он, на зависть всем прочим, получил отметину, оставленную рукой, белокожего посланца богов, сокрушившего самого Хубеба и ставшего царем Кумбу! Теперь – то уж отцы самых упитанных девушек в окрестных селениях, не станут запрашивать, с прославившегося жениха, много коров!

Не менее явного успеха достиг Лом в поднятии тяжестей и метании бревен. А вот в состязании с трюкачом Тара-Зану пришлось обращаться за помощью к судьям.

Высокорослый кумбиец сделал пять шагов, с мельничным жерновом на мбонго. Арьян шесть, но расстояние прошел такое же. Изучив обстоятельства дела и прибегнув к тщательным измерениям, арбитры сошлись во мнении, что первенство надо отдать светлолюду, так как его мбонго длиннее, а как известно, любому охотнику в саванне, нести груз на копье, тяжелее, чем на дротике.

На этом закончился первый из дней.

Следующим был день грандиозного, потрясавшего воображение пира для всего Великого крааля. Лом открыл его, сплюнув набранное в рот пальмовое вино обратно в огромное, сколоченное для праздника корыто. Участники церемонии тут же ринулись хлебать напиток, окуная лица в белую пьянящую жидкость и заставляя виночерпия немало потрудиться, что бы емкость не показала дна.

Не меньшего внимания удостоилось просяное пиво, пенившееся в огромных чанах и сладковатая фруктовая брага, распиравшая на жаре стенки мехов со вставленными питьевыми трубками.

Прямо на голой земле, рядом с россыпями лесных фруктов, плодов и кореньев, высились в человеческий рост груды печеного на углях ямса. Всюду стояли корзины с просяными лепешками и чаши с медом. Вареным яйцам и шарикам творога не было числа.

Слуги разносили тушки копченых змей, сушеных жаб и приготовленных на углях ящериц. Из обложенных камнем ям извлекались запеченные целиком туши крокодилов. Особенным деликатесом считалась полупереваренная рыба в их животах. Есть ее, правда, можно было только с зажатым носом, из-за жуткого запаха, но эксклюзивность блюда вызывала ажиотаж. Стоило немного потерпеть и потом можно всю жизнь похваляться тем, что отведал по истине царское угощение.

Прямо на площади забивали слонов, что бы и последний кумбийский бедняк имел возможность откусить от теплой еще туши вожделенного нутряного жира.

Тут и там зрелые мужчины запускали руки в котлы с отварными мбонго разных животных. Кто-то брал подлиннее, кто-то потолще, иные же предпочитали крепкую плоть.

Женщины налегали на пышное тушеное вымя коровы. Тем, у кого имелось менее пяти детей, сотрапезницы из жалости оставляли запеченные матки непоросившихся молодых свиней, которые, как известно, слыли проверенным средством для повышения плодовитости.

Сдобренная мочой простокваша и перемешанное с медом молоко наполняли большие бадьи.

Быстро пустели кадки с деликатесными закусками: личинками пальмового червя, гигантскими улитками и речными моллюсками.

Ну и конечно поедались без счета баранина, козлятина, ослятина, мяса жирафа, буйвола, гиены, антилопы, страуса, фламинго, множество иных птиц и рыб.

Сам Лом, верный зарокам, избегал чревоугодия и опьянения, предпочитая изысканным яствам печеные мясо и ямс, а хмельным напиткам молоко с бычьей кровью.

День пира пережили не все. Захлебнувшихся выпивкой или собственной рвотой, умерших от обжорства, во время оргии, или убитых в драке считали посвященными Великому вепрю. Их тела сразу же бросали на съедение свиньям, что бы души счастливцев поскорее оказались у божества на нескончаемом посмертном пиру, где невозможно, как ни старайся, ни переесть, ни перепить, ни переутомить свой мбонго, а драться можно хоть бесконечно без малейшего вреда для здоровья.

В третий день жениху вручалась невеста.

Делалось это в присутствии всего народа. Курильницы с благовониями и волшебными травами, рассыпаемая всюду соль, бой барабанов зупу-зупу и ритуальные пляски жрецов в масках божеств, прогоняли прочь зловредных и просто пакостных духов.

Проводящий последние мгновения в качестве Величайшего правителя Кумбу, хозяина Великого Крааля, Повелителя неисчислимых племен, Главного раздатчика зерна, Неистового слона, попирающего черепа врагов, Всех покрывающего вепря, Свирепого льва саван, Мудрейшего знатока законов, Могущественного колдуна, Сладкоголосого гриота и Непобедимого игрока, Мбанга, в пышном, расшитом бусинами из драгоценного дерева и слоновой кости, изукрашенном перьями экзотических птиц, раковинами, стекляшками, золотом, серебром и начищенной латунью облачении, неспешно шел к стоявшему поодаль Лому, от Дома Невообразимой белизны, держа за косу, уложенную на макушке в виде толстой пальмы, следовавшую за ним на четвереньках девушку. Многочисленные слои ткани, навернутые вокруг ее бедер, что бы подчеркнуть женственность, не могли скрыть постыдной худобы. Жира на животе было так мало, что взрослый мужчина не мог бы, собрав его, наполнить горсть. Грудь хотя и упругая, круглая, размером едва ли превышала кокосовый орех. За ними напевая свадебные песни, ритмично хлопая в ладоши и энергично встряхивая тучными телесами следовали с распущенными жрицы Женского храма плодородия.

Мбангу снедал стыд. Выдавать замуж, столь плохо откормленную, дочь было зазорно даже беднейшему ловцу крокодилов, не то, что царю. Но, что он мог поделать? Приставленные няньки докладывали, что принцесса съедает все, что они ей скармливают. А придворный знахарь лишь разводил руками, сообщая о том, что в девушку вселились прожорливые демоны, изгнание которых может пагубно сказаться на ее здоровье. В любом случае другой дочери, кроме Мсупи у правителя Кумбу не было.

Лом ожидал, стоя на месте и неуклюже переминался с ноги на ногу. Придворный распорядитель танцев с кислой миной взирал на него. Все давешние усилия пропали втуне. Как ни прискорбно ему это было, но приходилось признать правоту церемонимейстера, утверждавшего, что Лом, хотя и ловок в бою, но все же неотесанный дикарь, начисто лишенный способностей к изящным искусствам.

Мбанга приблизился к жениху и отпустил волосы девушки. Лом ухватил ее за косу, потянул вверх, ставя на ноги и произнес «жена». Та, как и предписывала церемония, опять опустилась на четвереньки. Арьян повторил свои действия. Мсупи снова приняла прежнюю позу. И наконец, когда он в третий раз поднял ее она громко, что бы слышали все присутствующие, выкрикнула «Муж! Муж! Муж».

Семейный союз был заключен. Кумбийцы разразились радостным ором. Молодоженов тут же облили медовой водой, что бы жизнь протекала так же сладко, осыпали зерном и ворохом цветочных лепестков, желая столь же многочисленного и прекрасного потомства.

К ним подступили великовозрастные жрецы, старший из которых пригласил супругов в храм, что бы он при помощи чудодейственного посоха кунагу, выбил зубы демонам, коварно подстерегающим мужчин в расселинах невинных девушек. Однако арьян отрицательно покачал головой, заверив, что не раз выходил невредимым из подобных переделок.

Тогда жрец предложил хотя бы нанести ему на мбонго защитные магические письмена. Но Лом отмахнулся и от этой идеи. «Что ж, возможно мбонго, на котором можно носить мельничный жернов и впрямь не по зубам демонам розовой пещеры» - рассудили между собой служители и пошли прочь. Арьян легко подхватил жену на руки и заспешил во дворец исполнять брак.

Кумбийцы, танцуя и распевая, понемногу разбредались по Великому краалю. Жрицы Женского храма плодородия, вернулись в свое святилище. Обнажились, они намазались благовонным жиром и, под песнопения младших послушниц, обхватив со всех сторон каменного идола в виде исполинского мбонго, принялись тереться об него телесами, сообщая новоиспеченной супружеской паре неистощимую половую мощь. И по всей видимости им это удалось.

***

Прошло две недели после свадьбы и Лом, как свежеиспеченный Величайший правитель Кумбу, хозяин Великого Крааля, Повелитель неисчислимых племен, Главный раздатчика зерна, Неистовый слон, попирающий черепа врагов, Всех покрывающий вепрь, Свирепый лев саван, Мудрейший знаток законов, Могущественный колдун, Сладкоголосый гриот и Непобедимый игрок в присутствии тестя и сонма придворных обратился к подданным с речью.

Он сообщил жителям Великого крааля, что намерен воспользоваться своим правом монарха, при восшествии на престол изменить один из законов Кумбу. Отныне, согласно его воле, на престол царства могли претендовать только арьяны или их сыновья, соблюдающие все зароки: не убивать без веской причины, не есть человеческого мяса, не красть, не лгать, устанавливать справедливость везде, где это требуется, не отказываться от состязания, не отказываться от близости с женщиной, не вступать в противоестественные сношения, не отказывать в помощи нуждающимся, соблюдать обещания, не иметь имущества кроме того, что можно унести на себе, не прикасаться к деньгам, не чревоугодничать, не опьянять себя.

Затем Лом сначала обрадовал собравшихся тем, что Мсупи, по всем признакам понесла. А затем огорчил, объявив, что не сможет занять престол сейчас, так как тело царя должно быть тучным и гладким, олицетворяя благоденствие, изобилие и безмятежное процветание народа, его же вес недостаточен для этого. И потому, не желая ввергать кумбийцев в нужду, он намерен отправиться в странствие за пределы страны, пока не нагуляет достаточно жира. Толпа опечаленно зароптала, но все же жители Великого крааля понимали, что царь прав, стараясь ради их блага.

Править от своего имени арьян оставил Мбангу, объявив того Величайшим правителем Кумбу, Хозяином Великого Крааля, Повелителем неисчислимых племен, Главным раздатчиком зерна, Неистовым слоном, попирающим черепа врагов, Всех покрывающим вепрем, Свирепым львом саван, Мудрейшим знатоком законов, Могущественным колдуном, Сладкоголосым гриотом и Непобедимым игроком на время, пока либо он сам не вернется, либо, если у Мсупи родится сын, его наследник не возьмет в поединке десять голов сильных мужчин, или не убьет в бою пятьдесят воинов. А так же пока тот не захватит или не получит в дар двадцать женщин детородного возраста.

Светлолюд поблагодарил Шимпи, за помощь в подготовке к бою с Хубебом, и снял с него повязку, чем чернолюд тут же воспользовался, что бы чесать неистово зудевшую руку. И повелел:

- Мбанга, освободишь его, когда он отработает девя…, нет шестьде…, в общем тридцать коров, в которые он обошелся казне!

А потом Лом объявил о вечерней пирушке в честь его проводов.

На ней все знатно перепились.

Милости прошу: https://author.today/work/168428