Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Будет ли Китай и дальше сидеть и наблюдать, как Россия втягивается в конфликт на Украине

Если Россия сосредоточится на Европе, это может дать Китаю больше возможностей для консолидации власти в Азии. Геополитическая преемственность Евразийского континента насчитывает тысячелетия. Она восходит к индоевропейцам, расселившимся в Европу и Южную Азию, от центра Евразии к гуннам, тюркам и монголам, кочующим по огромному массиву суши.

Это постоянная схема, до недавнего времени, когда Советы разожгли огонь в Азии - в войне 1950-х годов в Корее и лишь немного позже во Вьетнаме, сначала против французов, а затем против американцев - чтобы отвлечь Запад от главного театра военных действий в Европе. Возможно, то же самое происходит сейчас с Украиной.

Втянется ли Китай в малоинтенсивную или высокоинтенсивную войну на Украине вместе с Россией? Поддержала бы Россия Китай, если бы он решил двигаться на Тайвань или в Южно-Китайское море? Будут ли две страны координировать параллельные атаки Китая на Тайвань и России на Украину, чтобы отвлечь внимание Америки?

Отношения между Россией и Китаем непростые. Китай на протяжении веков опасался стратегических угроз, исходящих с севера. Вторжения или просто давление со стороны северного кочевого и полукочевого населения были главной проблемой с момента создания сельскохозяйственных обществ в бассейне Хуанхэ. С момента своего движения на запад в 18 веке Россия сопротивлялась власти в Пекине, а после падения СССР опасалась, что полупустынная Сибирь может быть захвачена динамичным и перенаселенным Китаем с юга.

В начале 1970-х годов обе страны вели последнюю пограничную войну, а в 1979 году, когда Китай напал на Вьетнам, Москва поддержала Ханой. Тем не менее, две страны хорошо знают друг друга, имеют давние традиции взаимных отношений и чувствуют, что их сближает давление, исходившее от Соединенных Штатов и их союзников на востоке и западе в последнее десятилетие.

Более того, несмотря на все свои старые опасения по поводу России, Китай покупает у России газа на сумму более 400 миллиардов долларов, поступающего по новым трубопроводам. Соглашение не было заключено в течение многих лет, потому что обе стороны торговались о цене. Потом это стало стратегическим ходом.

Китай почувствовал, что американский флот может отрезать его морские пути, поэтому российские пути снабжения стали стратегически очень важными. Эта газовая сделка, конечно, работает в обе стороны. Это жизненно важно и для России, особенно если российско-европейский газопровод «Северный поток - 2» не будет реализован в полную силу из-за растущего истощения сил в Европе.

В этом месяце Россия «вернула контроль» над Казахстаном, который налаживал отношения с США. Тем самым он решил проблему для Пекина, опасающегося, что Казахстан может стать базой для дестабилизации в Синьцзяне. С другой стороны, Пекин может наблюдать за развитием ситуации на Украине. Если США проявят там слабость, Пекин может получить сигнал о том, что Америка не желает подводить черту с Россией и, возможно, даже с Китаем. С другой стороны, если США или Запад увязнут в конфликте на Украине, то Пекин может подумать, что Вашингтон отвлекается от азиатского фронта.

Разные Азии. Кроме того, если Россия сосредоточится на Европе, это оставит больше места в Азии для Китая. Тем не менее, повестка дня России в Азии специфична. Более активное участие России в делах Центральной Азии означает меньше передышки для Китая, хотя Пекин провалил многие свои шаги в Центральной Азии.

У Москвы традиционно хорошие отношения с Ханоем и Нью-Дели, противниками Пекина, которые в последнее время сблизились с Японией, Австралией и Америкой. Это могут быть не единственные отличия.

Россия хочет отодвинуть НАТО как можно дальше назад, чтобы восстановить старое советское пространство, но Китай не имеет к этому никакого отношения. Действия России возрождают НАТО, которое было почти зомбированным институтом. Для Москвы это может быть необходимой ценой, но для Пекина?

Почему он должен объединяться против НАТО, когда есть европейцы, которые раньше не хотели вступать в бой с Китаем, но могли бы стать более активными, если бы увидели, что Китай встал на сторону России? Затем воскрешение из мертвых военного союза, который также можно было бы использовать против Китая, который несколько месяцев назад находился в спячке, не является хорошей новостью для Китая.

Российские войска вокруг Украины столкнулись с Европой, которая еще несколько недель назад все еще мечтала стать гигантской Швейцарией, независимой, но нейтральной. Немногим более чем за десятилетие Россия расколола Грузию, остановила жасминовую революцию в Сирии и закрепила там свою военно-морскую базу, аннексировала Крым, ввела войска в Ливию и Африку, поддержала Армению против Азербайджана и «захватила» Казахстан. Это не может продолжаться вечно.

Европа пугается, в том числе и Германия, которая была готова к умиротворению. Если Украина падет, следующими будут страны Балтии и Польша, а Германия снова окажется на передовой. С другой стороны, если Пекин поддерживает Москву в отношениях с НАТО, это не обязательно означает, что Россия ответит взаимностью в ближайшем будущем. Есть взаимные подозрения, а расхождение интересов в лице Украины свидетельствует о глубоких трещинах в «альянсе».

Китай может позволить себе сидеть сложа руки и наблюдать, но путинская Россия слишком напрягается. Пробуждение НАТО на Западе и холодный отпор Китаю возвращает Россию к стратегической изоляции, которой она избегала в течение двух десятилетий.

Почти двадцать лет гиперактивность Америки в Центральной Азии и на Ближнем Востоке раздражала многих поддерживающих ее союзников. Сейчас вся евразийская игра меняется, и здесь у России и Китая могут быть разные приоритеты.

ФРАНЧЕСКО СИСЦИ Эта статья впервые была опубликована на веб-сайте Settimana News