Скупость – как предрекаемая бедность.
Скупость является пороком и грехом, из-за которого страдает в первую очередь сам скупой человек.
«При сём (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт». (2 Кор.9:6).
Когда человек бывает скупой? Скупой он бывает в том случае, если у него есть какие-либо материальные блага (деньги, имущество).
«Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла». (Прем.15:12).
Количество суммы не имеет значения, важен сам факт наличия чего-то материального (от чего, например, сознательно открещивались святые старцы, которые жили отшельниками, питались кореньями, одежду носили одну, пока она не истлевала, и не позволяли себе никакой не только роскоши, но и даже намека на элементарное существование).
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». (Евр.12:14).
Сумма наличия финансовых возможностей действительно не имеет значения.
«У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» (Притч.30:5).
Во-первых, у каждого она своя (кто-то, имея яхту, виллу и счет в банке в несколько миллионов сотен евро, не считает себя обеспеченным, кто-то считает богатым того, у кого есть отдельная квартира и заработок в пару тысяч евро, а для кого-то богатство иметь возможность просто каждый день кушать и жить под крышей).
«Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!». (Авв.2:9).
Во-вторых, скупость – это жадность вне наличия богатства (имеющий кусок хлеба может поделиться им с голодающим, а кто копит на квартиру, машину, или какую-нибудь тряпку может пожадничать дать неимущему и рубль, ибо «все в копилку»).
«И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего – на свою корысть». (Ис.56:11).
Но вот совсем забывают люди, что мир наш создан Господом Богом, а значит, в нем действуют определенные духовные законы.
«Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы». (Мал.4:4).
И кто не считает так, тот пытается строить отношения с жизнью с позиции логики. И тотчас же ошибается, наказывая подобной ошибкой себя, ибо мир наш – создан Господом Богом.
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано». (Кол.1:16).
И создавая этот мир – Бог царствует в нем по своим, придуманным им правилам.
«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым». (1Кор.3:18).
И Бог людям с любовью говорит об этих правилах и учит через Священное Предание и Священное Писание, дабы уберечь людей от смерти и жизненных невзгод, и просит и предостерегает людей соблюдать заповеди Божии и не грешить, дабы обрести жизнь вечную не только после смерти земной, но и уже в течении жизни.
«Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». (1Ин.5:11-13).
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». (Ин.3:36).
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Ин.5:24).
Только задумайтесь над этим! Не только после смерти обрести жизнь вечную в Раю (и после Второго Пришествия уже сойти на землю, воскреснув вместе с теми, кто в Раю, и прежде всех воскреснуть с Господом Богом, Иисусом Христом нашим),
«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чём противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога». (Флп.,1:27-28),
но и еще при жизни земной – обрести счастье на земле. И что просит Он, Господь Бог наш, Иисус Христос? Просит он лишь только не грешить и соблюдать заповеди Божии. И какие это заповеди? Основных всего две: Почитай Господа Бога твоего и Люби ближнего своего
«Иисус сказал…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22:37-40).
«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сём словe: люби ближнего твоего, как самого себя». (Рим.13:9).
Это главные заповеди! Среди других – те, нарушая которые мы будем преданы закону земному, ибо откажется тогда нам от помощи Бог, а когда мы оказываемся преданными закону земному – для любого человека это страдания душевные и страдания физические.
И страдания такие, что невозможно ничем унять эту душевную боль. Когда у вас может быть и все хорошо в жизни, успех какой-то, слава даже может земная, материально вы удачливее других, а вот душа болит, стонет, и плачет тихо нерв памятью и пониманием на самом деле того, что в любой момент все может разрушиться, ибо знает каждый грехи свои, пусть не открывает никому их, но знает ведь, а если грешит он – то знает также и о том, что наступит расплата за грехи эти еще при жизни. А ожидание любой расплаты порождает страх.
«Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие». (Притч.10:29).
А что такое страх?
«Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка». (Прем.17:11).
Чем плох страх, наличие его для человека?
«...в страхе есть мучение». (1Ин.4:18).
Кратко рассмотрим природу страха.
Архимандрит Киприан, в своей книге «Православное пастырское служение» (глава о пастырской психиатрии[1]) замечает, что: «Есть нечто такое в душе человеческой, что не является грехом, и что сам кающийся не подозревает, что скрыто от взоров совести и, даже больше того, самой совести не подведомственное…Существуют такие душевные состояния, которые не могут быть определяемы категориями нравственного богословия и которые не входят в понятие добра и зла, добродетели или греха. Это все те «глубины души», которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической».
«И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!». (Ис.24:16).
Страх относится к базовым инстинктам. Возникает он порой хаотично и совсем независимо от желания человека. При наступлении страха у человека блокируется центральная нервная система. Все иные проблемы, как будто и существующие до нынешнего времени, отходят на второй план, а то и вовсе исчезают. Какие-либо желания (голод, жажда, секс, проч.) значительно притупляются или тоже временно исчезают. Сознание индивида занято исключительно поиском способов защиты от страха.
«Страшно впасть в руки Бога живаго!». (Евр.10:31).
Понятно, что в таком случае страх является причиной нервных и соматических расстройств. А что такое соматические расстройства? Это когда помимо души уже начинает страдать и тело (вследствие развития психосоматических заболеваний).
Сейчас мы не будем подробно останавливаться на психопатологии в рассмотрении природы страха, но, тем не менее, хотя бы вскользь упомянем о тех формах страха, которые свойственны людям, находящимся в т.н. пограничных состояниях (т.е., когда болезнь еще не развилась настолько, чтобы человек превратился в пациента психиатра, но уже развивается, делая человека клиентом психологов или психотерапевтов).
Прослеживая природу страха Фрейд отмечал[2]: «Во-первых, мы находим общую боязливость, так сказать, свободный страх... Мы называем это состояние «страхом ожидания»… Лица, страдающие этим страхом, всегда предвидят из всех возможностей самую страшную, считают любую случайность предвестником несчастья… необычная степень страха ожидания всегда имеет отношение к нервному заболеванию, которое я назвал «неврозом страха» и причисляю к актуальным неврозам. Вторая форма страха… соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме… очень странных фобий… Некоторые фобии, например страх площадей, страх перед железной дорогой, приобретаются… лишь в зрелые годы, другие, как страх перед темнотой, грозой, животными, по-видимому, существовали с самого начала. Страхи первого рода похожи на тяжелые болезни; последние кажутся скорее странностями, капризами… все эти фобии мы относим к истерии страха, т. е. рассматриваем их как заболевание, родственное… конверсионной истерии. Третья из форм невротического страха… Этот страх… например, при истерии, сопровождая истерические симптомы…».
Что, по сути, есть страх? Страх – это реакция на предполагаемую опасность. Выражается страх в вегетативных изменениях в организме. При этом можно предположить, что страх имеет место быть в каждом человеке, вот только тот, кто живет честно, не нарушает духовные законы, соблюдая заповеди божии и не грешит – такой страх все время заглушен, ибо Господь Бог, контролируя душу человека, не дает страху выйти наружу, тем самым ограждая от развития психопатологии и последующих страданий.
«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». (Ис.55:6-7).
В случае же когда человек говорит, что он сам по себе, а значит, следует только своим законам, то рано или поздно такой человек наказывает сам себя, ибо любое нарушение духовных законов не проходит бесследно.
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». (Откр.22:11-12)
«Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!». (Соф.1:14).
И тогда, после нарушения законов Божиих, у такого человека, помимо прочего, развивается страх. Страх мучает, испепеляет, наносит в иных случаях и вовсе непоправимый вред здоровью, жизни, материальному достатку. И необходимо в таких случаях молиться, верить в Бога и делать богоугодные дела, ибо вера без дел мертва.
«Что пользы… если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». (Иак.2:14-17).
«…вера без дел мертва». (Иак.2:20).
И вот тогда, когда человек раскаялся искренне в своих грехах, просит прощения за них у Бога, всячески стремится изменить себя, собственное поведение, мысли, желания, поступки – тогда и Бог идет ему навстречу, прощает его.
«…сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян.2:38).
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…». (Деян.17:30).
Потому что Господь всегда прощает, и особенно старается обратить в Веру тех, кто грешит и нарушает законы Божии, чтобы грешники
«… освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». (2 Тим.2:26).
«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф.9:13).
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». (1Тим.1:15).
И если человек соблюдает все и кается, то страх исчезает.
«К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду». (Иов.34:31).
И уже вследствие этого, появляется уверенность, что возможно препятствовать развитию патологического восприятия реальности. Ведь страх, так или иначе, заставляет нас общаться с реальностью, которой нет. Не существует. И видна она, только в случаях развития психопатологии. Причем можно сказать, что неуверенность и страх имеют схожие негативные последствия перенесения. И у них в чем-то идентичная симптоматика. И тогда, когда удается заглушить в себе чувство страха, например, сублимируя его во что-то, то уже можно надеяться, что исчезнет и неуверенность. Которая, в иных случаях, может приходить на смену страху. Словно бы замещая его. А может, как мы уже заметили, и исчезать вместе с ним.
«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2).
И тогда уже, депрессивные состояния, как следствие и страха и неуверенности, тоже могут исчезнуть. Так как будет уничтожена первопричина, основа того, из чего в последующем они развиваются.
«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?». (Евр.12:6-7).
Если говорить о неуверенности, тот тут прослеживается явная психическая причина. Причем проявление неуверенности может быть различно. Неуверенность может выражаться, например, в гневе, немотивированной агрессии, ярости, злобе, закомплексованности (трусости), и проч. Или, скажем, приступах истерии. Но главное - от подобных негативных состояний психики все-таки можно избавиться. Можно или заглушить их, сублимировав в некий позитив, или же избавиться на время. И при повторном возникновении человеку уже будут известны способы противостояния, борьбы, а значит, и неуверенность его в какой-то мере уже будет носить управляемый характер. Что, как минимум, весьма неплохо. Но вот если человек покается – все пройдет и исчезнет навсегда.
«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт». (Иез.18:21).
Вообще же, следует заметить, что, конечно же, главным и основным способом успокоения души человека (а значит и обретения психического здоровья) является вера в Бога.
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». (Евр.11:6).
«...и не будь неверующим, но верующим». (Ин.20:27).
Когда мы верим в Господа Бога нашего Иисуса Христа, в этом случае разом снимаются все волнения душевные и ненужные, переживания, вообще любые страдания.
«…всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». (Деян.10:43).
Верующий человек тотчас же обретает душевное равновесие, а значит и психическое здоровье.
«...вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». (Мк.5:34).
Тогда как еще одним способом является уже психология – психотерапия или же, как крайний вариант – психиатрия. Но вот что необходимо заметить: психология (психотерапия, психиатрия) излечивает человека не до конца. Да, на время с помощью препаратов или доброй беседы психотерапевта болезнь можно купировать. Но вот в том-то и дело, если не снять причину заболевания – рано или поздно все вновь повториться. Тогда как православная вера христианская – разом снимает все. Как говорится, раз и навсегда. При соблюдении веры, разумеется. Ибо если человек верит в Бога – тогда уже Господь Бог заботится о нем, ибо по-настоящему верующий человек не нарушает Заповеди Божии, а значит, не переходит границы Духовных законов; и значит – пребывает под покровительством Господа Бога нашего, Иисуса Христа.
«Помните вечно завет Его, слово, которое Он заповедал в тысячу родов, то, что завещал Аврааму, и в чём клялся Исааку». (1Пар.16:15-16).
«И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим». (Втор.7:12).
Какие же другие заповеди помимо двух основных, приведенных нами в начале? По сути, заповедей не так и много, если учитывать главные для Спасения человека и не учитывать все Библейские запреты, коих наберется порядка семисот, начиная от
«Не вари козлёнка в молоке матери его» (Втор.14:21),
и включая отрубание рук женщине:
«Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не пощадит [ее] глаз твой». Втор.25:11-12),
Или, например:
«…закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле». (Лев.11:46).
«всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: …зайца…; …свиньи… Из всех [животных], которые в воде, ешьте…: у которых есть перья и чешуя … а все те, у которых нет перьев и чешуи… скверны для вас; …мяса их не ешьте… Все [животные] пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех [ногах], скверны для нас; …из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех [ногах], тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; …Всякое [другое] пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; … Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть [его]; … ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле…». (Лев.,11:3-44).
Понятно, что редко какой человек может соблюсти все заповеди, но вот десять основных заповедей соблюдать не только необходимо, но и каждый обязан это делать, особенно учитывая то обстоятельство, что нарушение этих Заповедей Божиих ведет к нарушению духовных законов и последующих страданиях человека при жизни и пребывание в аду после смерти (без надежды на какое-либо Воскресение). Перечислим оставшиеся Заповеди (кроме тех, которые мы уже разобрали:
«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…». (Мф.22:37-40).
Итак, десять заповедей Божиих:
1) «Я Господь, Бог твой…; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
2) «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…».
3) «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
4) «Помни день субботний[3], чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…».
5) «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
6) «Не убивай».
7) «Не прелюбодействуй».
8) «Не кради».
9) «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
10) «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, …ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20:2:17).
Давайте немного остановимся на этих заповедях.
О первой заповеди мы уже говорили. Вторая заповедь:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.,20:4-6; Втор.5:8-10).
Не сотвори себе кумира – значит то, что для истинно православно верующего человека главным, кого любить, о ком помнить, кого бояться, кому следовать, о ком мечтать, кому поклоняться, кого почитать, в кого верить, кому надеяться на спасение – является Господь Бог наш Иисус Христос.
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3).
Помимо языческого сотворения идолов в идее явных (ощутимых и осязаемых) предметов которым молятся (напр. языческие дохристианские божества из дерева и проч.) или на которые молятся (напр. писатель написал книгу и считает, что она самая великая – значит, он уже превозносит свой труд выше Создателя, что есть грех.), существуют также идолы невидимые внешне, но разрушающие природу человека в его отдалении от Бога и нарушении 2-й Заповеди Божьей:
«Не делай себе кумира…ибо Я Господь, Бог твой…» (Исх.20:4-6; Втор.5:8-10).
Среди таковых идолов, например, пьянство (когда пьющий буквально считает минуты во время скорби, уныния и проч. и ждет когда представится возможность выпить, ибо выпив – верит он – что «полегчает» ему. Тогда как только Бог может избавить нас от страданий, только вера в Бога, ибо
«Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
Также в данном контексте идолом является и чрезмерное увлечение чем-то и забывание о Боге путем поклонения какому-либо делу.
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (Рим.5:19-20).
Например, в психотерапии используются методы улучшения состояния больного основанные на т.н. принципе сублимации (переключении психической энергии и временном наступлении улучшения состояния пациента) путем занятия пациента каким-либо делом; т.е. когда индивид активно чем-то занимается (посвящает себя какому-нибудь
делу) происходит сублимация - переключение психической энергии с одного объекта (в данном случае того, что мучает человека) на другой (то, чем он занимается, включая сюда вновь образующуюся психическую энергию уже положительного характера для данного индивида). В целом это в ряде случаев приводит к временной ремиссии (улучшением состояния). Однако в нашем случае – подобное переключение (основанное в т.ч. и на желание пациента – ведь он
пришел к доктору за исцелением) есть нарушение 2-й заповеди, ибо в данном случае кумиром для индивида является врач-психотерапевт в целом и методы его работы в частности, тогда как истинно верующий должен знать, что у него есть только Бог, и в минуты отчаяния и скорби (как и радости и в любое иное время) он должен обращаться исключительно Богу: молиться ему, любить его, почитать и верить.
«Поэтому не прячь глаза, но смело взгляни на Царя, Отца твоего. Взгляд Царя испепелит грех в тебе. Так солнечный луч уничтожает вредоносных микробов в воде, очищая ее, и вода становится чистой, питьевой. Или ты не веришь, что Царь Бог сможет помочь тебе, а потому надеешься на слуг Его? Но подумай сам: если тебе Господь Бог не может помочь, то все Его слуги — и того меньше»,--писал святитель Николай Сербский[4].
Идолопоклонство страшный грех против Господа Бога. Следует почитать Бога, поклоняться ему и не грешить. Ибо почитанием Бога и поклонением перед Богом и святыми иконами мы стремимся к святости жизни и свободе от страстей и греха, а поклонением идолам – стремимся к прообразу своих пороков, грехов и страстей, потери благодати от Духа Святого и порабощением себя грехами. Поэтому следует чтить 2-ю заповедь Божью:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-6; Втор.5:8-10).
Третья заповедь:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». (Исх.20:7).
Третья заповедь говорит нам, что, произнося имя Господа – мы обращаемся к нему. Поэтому те, кто не попади, вставляет в разговор имя Бога (также, как и те, кто упоминает дьявола) грешат, а значит, будут наказаны.
Именем Бога нельзя также клясться, так сказать божиться, ибо сказано:
«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению». (Иак.5:12).
«…Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; …ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (Мф.5:33-37).
При этом нельзя не только клясться ничем (домом, детьми, собой и проч.), но тяжкий грех и вынуждать чтобы кто-то клялся этим. Арх.Иоанн (Крестьянкин) пишет[5]:
«Кайтесь, кто дерзал клясться и великим даром – своей жизнью, здоровьем своим и даже детей своих. Кайтесь не только те, кто сам клялся и божился, но и те из вас, кто упрямым недоверием к ближнему вынуждал его прибегать к клятве, или еще страшнее, не требовал ли кто у кого таких страшных клятв?».
Третью заповедь также нарушает и те, кто невнимателен в молитве (проговаривает ее быстро, не вдумываясь в смысл, словно оттарабанивая обязательное. С такой молитвы не будет проку. Лучше осознанно прочитать одну короткую молитву или строчку из Евангелия, проникнувшись содержимым, нежели чем утруждать Бога слушанием от Вас якобы обязательных молитв. Помните, что первым вошел в рай разбойник, сказавший всего одну фразу:
«…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». (Лук.23:42).
Имя Господа Бога нашего, Иисуса Христа – Святое. И третья заповедь рекомендует понимать это и не нарушать Законы Духовные, дабы не последовало наказание.
Четвертая Заповедь:
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». (Исх.20:8-11).
Как мы уже сказали, субботним днем следует считать день воскресный. Этот день следует полностью посвятить Господу Богу. Православные по воскресеньям ходят в церковь (если в другие дни могут – и в другие должны ходить, на богослужения или просто, ибо важно пойти, нежели чем не пойти). Воскресенье – это седьмой день недели, это символ дня окончания сотворения мира, ибо сказано:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Быт.2:2-3).
При этом понятно, что если в воскресенье (Библейскую субботу) выпадают неотложные дела, как-то: забота о ближних, нуждающихся в помощи, работа (если сменный график), и проч., то делание дел в субботу не будет нарушением заповеди, ибо также сказано:
«…Сын Человеческий есть господин и субботы». (Мф.12:8).
Пятая Заповедь:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12).
Пятая заповедь говорит сама за себя. Причем, помимо того, что дети должны любить родителей, родители также должны любить и заботиться о детях своих, ибо как они будут заботиться о детях пока те будут маленькими, так и дети будут заботиться о родителях, когда они состарятся и станут подобны младенцам в своей беспомощности.
Шестая заповедь: Не убивай (не сердись на другого, не ругайся, не буйствуй…) и даже не думай об этом.
«Не убивай». (Исх.20:13).
«Не убивай». (Втор.5:17).
«Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал.5:21).
«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». (Быт.9:6).
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». (Мф.5:21-22).
Это понятно, убив кого-то – мы будем наказаны по закону, ибо рано или поздно любое убийство расследуется (а если заказано убийство влиятельными людьми, так они сами убьют исполнителей раньше, чем на тех выйдет закон, так что в одном случае тюрьма в другом смерть).
Седьмая заповедь: Не изменяй жене или мужу и не спи с чужими женами или мужьями (Не прелюбодействуй) и даже не думай об этом.
«Не прелюбодействуй». (Втор.5:18)
«Не прелюбодействуй». (Исх.20:14)
«Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка». (Лев.20:10).
«Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину…Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею… и ляжет с нею, то обоих их … побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя». (Втор.22:22-24).
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф.5:27-28)
Это тоже понятно. Мы не берем сейчас нравственную составляющую измены. У грешников понятия о нравственности всегда свои, а потому искаженные.
Мы будем говорить, что будет с теми, кто прелюбодействует и тем самым нарушает законы духовные.
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». (Евр.13:4).
В древности таковых забивали камнями
«Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится…». (Прит.6:32-33).
Сейчас же – рано или поздно такого человека неминуемо ждет беда: или бизнес разрушится (значит кредиторы приведут к нищете или суду или смерти, начиная от того что сам человек уйдет из жизни не выдержав свалившегося несчастья, и заканчивая тем что попросту уберут его), или работу потеряет и новую не найдет (а значит ждет безденежье, нищета, а то и смерть, потому как не привыкшие к лишениям люди заболевают психически и накладывают руки на себя,
или случается с ними какая психосоматическая болезнь и мучения последующие), или еще какое несчастье случится. Помимо того, что семью такой человек потеряет и останется один (а одиночество все люди переносят плохо, кто-то вроде как и держится, да сублимирует страдание в какой-нибудь новый порок в виде пьянства или наркотиков,
а кто-то сразу сникает и жить не хочет). И это так всегда и никак не может быть иначе. Обязательно человек, нарушивший Закон Божий, пострадает, ибо Закон Божий – это забота от нас, как бы предупреждение нам от Бога что нельзя приступать, а вот если приступил человек – значит, вступают в действие уже духовные законы, и по ним, человека, нарушившего заповеди, ждет расплата. Уже при жизни, разумеется. И понятно, что не наследует он царство небесное, ибо будет гореть в аду, где плачь и скрежет зубов
«...там будет плач и скрежет зубов». (Мф.24:51).
Поэтому Господь (словами апостола Павла) говорит каждому уже несколько веков: для того чтобы избежать греха прелюбодеяния, необходимо иметь каждому жену или мужа и вступать в отношения только с ними.
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор.7:2-5).
Седьмая заповедь:
«Не кради». (Исх.20:15).
«…ни воры, ни лихоимцы, …Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:10).
Воровство тяжкий грех, ибо кражей (разбоем, мошенничеством, лихоимством, взяточничеством, тунеядством, нежеланием платить за труд – тем самым обворовывая работников, и проч.) мы причиняем боль другому человеку и дьявольски искушаем его гневаться на Бога что не уберег его имущество. Т.е. совершением кражи (и ее аналогов) мы не только причиняем физический (материальный) вред, но и причиняем вред духовный, ибо тот, кто ворует – в нем сидит сатана, который посредством этого человека – искушает и причиняет боль другому.
«Кто украдет … то должно предать его смерти». (Исх.21:16).
«Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга». (Лев.19:11).
«Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй». (Лев.19:13).
«…ибо всякий, кто крадет, будет истреблен…». (Зах.5:3).
Кстати, «не кради» это значит и плати в транспорте или за любой труд, который тебе сделали другие, ибо иначе – ты воруешь у них деньги (не заплатив им за работу). «Не кради» - значит и не бери того, что лежит бесхозно. «Не кради» - значит и не воруй с огородов, полей, деревьев или кустарников не тобой посаженных. «Не кради» - значит плати за электричество и не воруй его у государства, производя манипуляции со
счетчиками. «Не кради» – значит и не обманывай покупателя если ты продавец, не обвешивай, не продавай просроченные продукты или плохой товар под видом хорошего, а если вы покупатель и вам дали лишнюю сдачу – отдайте ее продавцу, ибо иначе нарушите вы заповедь «не кради». «Не кради» - значит и не пользоваться подложными
документами, и расплачиваться с долгами, и бережно заботиться о казенном имуществе (например что для вас бесплатно дали на работе). «Не кради» - значит и не вынуждать дарить нам подарки за то, что мы делаем для кого-то. «Не кради» - значит и не спекулировать (перепродавать втридорога). Ибо все это есть нарушение единой заповеди, а за это следует расплата.
«Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им». (Притч.1:19).
Девятая заповедь:
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». (Исх.20:16).
Девятая заповедь предостерегает тех, кто лжет, клевещет, подставляет других, выгораживая себя или же ища какую еще пользу для себя. Однако не пользу найдет такой человек, а кару небесную, ибо нарушением этой заповеди мы нарушаем законы духовные и за это последует расплата. Неминуемо и неотвратимо.
«Отец лжи – диавол,--пишет арх. Крестьянкин,[6]--и потому никогда и никакая ложь не может быть оправдана».
«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими». (Пс.100:5-7).
Десятая заповедь:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исх.20:17).
Десятая заповедь фактически подытоживает все предыдущие возможные преступления против другого человека, и запрещает причинять любой вред ближнему своему, предостерегая в т.ч. и от прелюбодеяния, и от кражи, и от убийства, и от лжи и т.п.
«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие,
которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1Тим.6:6-10).
Причем важно понимать, что следует не нарушать ни одну из заповедей, потому как даже если следовать всем заповедям, а нарушить одну – неминуемо последует наказание Господне, ибо Вы уже нарушаете Духовные (и мирские, светские) законы жизни.
«Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона». (Иак.2:11).
На бытовом уровне это тоже понятно: можно стараться вести праведную жизнь, ходить в церковь, молиться по три раза на дню, а потом взять и убить кого-нибудь в гневе. Что за это будет? Тюремный срок. Или, например, и не убивать никого, и не прелюбодействовать, а
жить без брака с кем-то – вот вам и блуд, а значит грех, а значит нарушение духовных законов и ожидание последующего наказания. Но и даже не блудить если и не убивать, а просто гневаться на кого-то – вот и снова грех, а значит и нарушение закона духовного со всеми вытекающими последствиями.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф.6:14-15).
А бывает что и все вроде как совершает человек по Божески:
«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18),
не убивает, не ворует, не берет взятки, если случайно в кассе в магазине дали лишние деньги отдает, на улице находит деньги в полицию идет относит, со всеми мил и добр, живет в отношениях только с женой законной или мужем законным, если в магазине обвесили или муж-жена ругается покорно принимает все (впрочем, иной раз лучше сказать – мягко и разумно – что не следует так поступать дабы не потворствовать злу),
«Но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
и все вроде как хорошо и правильно у такого человека, а вот случается что-то не так в его жизни, и, присмотревшись внимательно – видим, что мысли он имеет не хорошие. Только мысли вроде как, но если на уровне мысли человек не осадил себя – значит, потворствует он уже развитию в
себе греха, и грешит, окаянный. А бывает что все настолько богоугодно что и мыслей нет греховных, но вот работает на работе такой, которая сама по себе предусматривает обман (например, продавцы магазинов, которые для заработка должны уметь продавать любой товар, даже не
качественный, или производители такой же некачественной продукции) – и вот уже перед нами снова грех, а значит, такого человека ожидают и последствия тяжкие от нарушения духовных законов.
«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?. (1Кор.6:7).
Причем может даже все быть правильно и богоугодно, и работа даже такая что людям приносит пользу только, а вот, скажем, молится такой человек, а кто-то берет и начинает мешать ему, отвлекая, но и тут наш праведник смиренно все переносит, и ни на какие провокации не идет даже когда соседи с верхнего этажа в середине ночи музыку включают
и ногами топают, и даже когда приходит домой и видит что дом его ограблен, не ругается, а убеждает себя, что по заслугам ему за грехи его, и никак вроде как такого человека не отвратить от пути господни, а убивают его маленького сына или дочь, и срывается он на убийцу в гневе своем – вот вам и грех,
«ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7:2),
вот вам и ненависть к ближнему, вот вам и неверие в то, что все, что происходит – от Бога и потому что Бог так решил, ибо на все что серьезное происходит с нами – на все Провидение Божие и во всем
Промысел Божий, ибо Дьявольское искушение способно действовать только на начальном этапе зарождения мысли греховной или совершения поступка небогоугодного, ну или даже если при всей внешней и внутренней праведности человека не убивают никого из близких его (дабы совсем так не испытывать веру его, все-таки это не
Ветхозаветный Авраам, который мог принести сына своего на алтарь заклания Божьего), а только теряет вдруг этот человек все что было у него (и работу, и семью, и здоровье, и жилье, получая призрение со стороны окружающих), и все уже, начинает богохульствовать,
спрашивая Бога, за что ему такая кара, тогда как вспомним Ветхозаветного Иова, который потеряв также все что только было возможно и став тяжело больным заразной болезнью – все равно
благодарил Бога и молился ему, за что и получил он царствие небесное и земное, ибо возвратилось ему намного больше, чем было у него раньше.
Вот к чему нужно стремиться. Вот каким нужно быть, дабы снискать при жизни царствие и земное и небесное. Или же только небесное, а при жизни любое страдание принимать как благо. Много ли таких? Единицы.
«И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?». (Иов.2:9-10).
Но и даже когда все хорошо как будто у вас, помнить вы должны, что в любой миг все может внезапно закончиться, ибо мы ничего не можем решать в этой жизни, а только Господь Бог, который создал нас и правит нами, и знает все о нас, о чем и говорит нам:
«У вас же и волосы на голове все сочтены». (Мф.10:30).
Ведь разве знает кто-нибудь из людей любого достатка, когда умрет он и умрет внезапно. Даже самых богатых и влиятельных окруженных кордонами охраны убивают (вспомним президента США Кеннеди, которого убили на пике популярности и власти), вспомним тысячи и
миллионы тех, кто ежесекундно в мире гибнет от автокатастроф, крушения поездов, тонет в воде во время купания, гибнет в авиакатастрофах или от ножа бандитского на улицах или дома у себя. Разве знали мои покойные родители, что к ним ночью (около 4-х утра) влезут в квартиру убийцы и убьют их сонных, изрезав ножами. Кто вообще из нас может знать о смерти своей? Так почему же ведем мы себя порой так, как будто жить нам жизнью вечной?!
«Не обманывайтесь…Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную». (Гал.6:7-8).
Почему же не обретет скупой счастье при жизни? Именно такой вопрос могут задать люди, большинство из которых нужно считать неверующими или условно верующими (хотя, как говорится, «нельзя быть немножко беременной»), потому что подавляющая часть людей верит или не в Истинного Бога, Иисуса Христа (а во всех кого угодно:
Аллаха и пророка его Магомеда, в Будду, в язычество, в секты, и проч.), или же если же и считают себя христианами, то искажена их вера еретическими учениями католиков и протестантов, а уж если и вдруг окажется человек верующий в православную церковь, то и тут вера его
ограничивается или только ответом на вопрос веруешь? Верую. А во что верит – такой горе-христианин не ответ на любой вопрос по катехизации православной церкви, и даже если он иногда посещает церковь – это еще ничего не значит, ибо как
«…вера без дел мертва». (Иак.2:26),
также как если и дела пытается человек делать и при этом, вроде как и верит, а вроде как и не верит, вроде как пытается делать добрые дела, но при этом совершает и греховные поступки или не борется с мыслями греховными (а помним Христос как сказал:
«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». (Мф.5:27-28),
т.е. на уровне мысли уже грех совершается!), то вера такого человека ничего не стоит
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? …Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют…». (Иак.2:14,19).
Поэтому зададим мы еще вопрос: почему же скупой не обретет счастья при жизни на земле? Ответим, что даже наоборот – получит он страдания душевные и физические потому как нарушает духовные законы данные Господом нашим Иисусом Христом, а почему? Да потому что сказано Господом:
«…кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». (Лк.8:18).
«…кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». (Мф.13:12).
«…кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». (Мк.4:25).
«Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у немеющего отнимется и то, что имеет». (Лук19:26).
«…всякому имеющему дастся и приумножится, а у немеющего отнимется и то, что имеет». (Мф.25:29).
А почему так? Да потому что:
«…какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам...». (Мк.4:24).
Поэтому и тот, кто не скупится – у того всегда приумножится, и получит он помимо того, что имел еще больше, а тот, кто скупится – рано или поздно, но обязательно в итоге потеряет все. Задумайтесь над этим. Аминь.
prof. Сергей Зелинский
Психотерапевт-психоаналитик, нейропсихолог, гипнолог, чемпион мира (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, тренер по Боксинг-Терапии (авторский метод Сергея Зелинского), боксу и единоборствам Бойцовского клуба Сергея Зелинского(Санкт-Петербург), преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов, автор 250 книг(психология, философия, религия, художественная проза и поэзия).
[1] Арх.Киприан. Православное пастырское служение. СПб. 2000. С.354-355
[2] Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. СПб. 2003. 480 С.
[3] Согласно 20-го правила Первого Вселенского Собора (325 г.) и 90-го правила Шестого Вселенского Собора для христиан это воскресный день.
[4] Св. Николай Сербский. Вера Святых. М. 2004. сс.131-134
[5] Арх.Крестьянкин. Опыт построения исповеди. Сретенский монастырь. 2010.
[6] Арх. Иоанн (Крестьянкин) Опыт построения исповеди. Сретенский монастырь. 2010.