#sherman #sherman m4 #танки Шерман #заводы Шерман #танк шерман
Как известно, американский танк Sherman M4 был произведен в количестве почти 50000 штук, а если точнее то 49234 штуки, и это всего за 3 года военного времени и, хотя это "Военное время" не отразилось на промышленности самой США, надо сказать что цифра впечатляющая. По факту "Шерман" стал вторым, по количеству выпущенных экземпляров, танком за период Второй Мировой войны. Надо сказать, что сам танк, с технической точки зрения и производственные мощности танкостроения в США на тот момент были симбиозом, никто из них "не диктовал" никому условия, все придерживались единой цели - "Удовлетворить потребность в танках" для всех союзников США и её армии.
Танк "Шерман" был классическим танком того периода без особых изысков, хотя в некоторых моментах, например, в выживаемости экипажа , американцы обходили СССР, но это скорее продиктовано уровнем погружения американской армии в боевые действия, чем реальная необходимость. Я сейчас про "Мокрую боеукладку", которая преследовала цель повысить выживаемость экипажей, ведь в СССР такой задачи не стояло. В остальном танк ничем не выделялся, в хорошем смысле, и, как следствие, не получил дальнейшего развития.
Модификаций танка было тоже полным полно, и это в первую очередь связано с его массовостью и большим разносолом танковых заводов, не все из которых могли производить "Шерман" по единому шаблону. Например, с целью экономии стоимости танка предполагалось свести к минимуму количество сварных швов, ведь это на тот момент был ручной труд, и было предложено техническое решение - большую часть корпуса делать единой отливкой, но это мог делать не каждый завод, и, как следствие, появилось несколько версий корпуса, во вторых на "шерманы" ставили аж 5 разных двигателей, один и которых требовал удлинения того же корпуса, затем с ростом бронирования росла масса и была установлена новая подвеска HVSS, на горизонтальных спиральных пружинах.
В итоге мы имеем (для "Шерманов" США):
- 9 разных корпусов;
- 3 вида орудия;
- 5 двигателей;
- 3 подвески.
И, перемешивая всё это, мы получаем почти 16 модификаций, но если углубиться ещё, то там полно и других отличий, которые уже скорее зависели от поставщиков деталей. В общем мы имеем целый сортамент танков в пол сотни тысяч единиц, которые производили на 10 танковых заводах, о которых мы в этой статье и расскажем:
American Locomotive (ALCO)
ALCO до 1943 года производила танки M3 и M3A1 Lee после чего уже перешла на Sherman M4.
Изначально ALCO была успешным паровозостроительным предприятием, основанным в 1901 годы в Скенектади, штат Нью-Йорк.
В состав компании входило также паровозостроительный завод Montreal Locomotive Works которые тоже производил "Шерманы".
В целом ALCO собирала несколько модификаций танка Sherman M4 и оставалась в "игре" до конца 1950х годов помогая в производстве танков M47 и М48.
В 1969 года компания разорилась.
Baldwin Locomotive Works (BLM)
Компания была основана в Филадельфии в 1825 года.
Baldwin был ещё более ранним производителем танков в США собиравшим три версии танка Lee (M3A2, M3A3 и M3A5). Они производили ранние "Шерманы" с маленькими водительскими люками и успели произвести лишь немного "Шерманов" версии M4A2.
К 1944 производство танков Sherman на их заводе прекратилось, а к 1972 году они вообще прекратили свою деятельность.
За период своего существования они сумели произвести 70000 паровозов, и несколько тысяч танков.
Chrysler Defense Arsenal (CDA)
Chrysler Defense Arsenal — специально построенный танковый завод в пригороде Детройта, Уоррен Тауншип, штат Мичиган, финансируемый правительством США, но управляемый и построенный Chrysler. Строительство завода началось в сентябре 1940 года. Завод изначально строился с возможностью выдерживать воздушные бомбардировки.
Chrysler использовал многие предприятия в районе Детройта в качестве субпроизводителей, и как следствие помимо самих танков завод производил много компонентов и запчастей для их сборки.
Ещё до конца строительства завода с него уже начали сходить первые танки M3 Lee к апрелю 1941 года.
Из "Шерманов на нём массово производили M4A4 и M4, а так же M4(105), M4A3(105) и M4A3(76). Всего было собрано 18000 различный модификаций, и чего понятно что на заводе собрана почти треть всех Sherman.
Такие модификации как M4A3E8(76)W тоже собирались на этом заводе, так же как и известная версия Easy 8.
После войны CDA занимался переоборудование танков на новую подвеску HVSS, а так же на заводе продолжили производство таyков M26 Persing.
CDA просуществовал до 1990х годов, пока его не выкупила General Dynamics.
За всё время на заводе собирали такие машины как М26, М46, М47, М48, М60 и М1 Abrams.
Federal Machine & Welder (FMW)
Об этом производителей не так много информации. Известно что завод находился в Уоррене, штат Огайо, который бол построен в 1917 году.
Они производили танки довольно медленно, около 50 шт в месяц, произведя за годы войны менее тысячи единиц.
После выполнения первого заказа на 540 "Шерманов" в 1942 году контракт был прекращён.
Так же они построили несколько САУ M7 и БРЭМ M32.
К середине 1950х завод прекратил своё существование.
Fisher Tank Arsenal (FTA)
У Fisher Tank Arsenal (FTA) много общего с Chrysler Defense Arsenal, за исключением того, что на этот раз дядя Сэм решил построить танковый завод в Гранд Блан, к югу от Флинта, штат Мичиган.
Завод начал свою работу в ноябре 1941 года, а первый M4A2 Sherman сошел с конвейера в январе 1942 года, прежде чем завод был полностью построен.
M4A2 был чем то вроде "заводской специализации" для них. Они произвели довольно много "Шерманов", которые были отправлены в СССР, по программе Ленд-Лиза, и несколько (986 шт) более редких M4 с пушкой М75-mm, и 286 ранних версий, с малыми люками механика-водителя. Так же они произвели около 1600 штук M4 M4A2(76)W, которые были поставлены исключительно в СССР. Всего FTA "Отработал" по четырём" контрактам на производство.
Ford Motor Company (FMC)
Как ни странно, но Ford не был крупным игроком на танковом рынке "Шерманов", но они важны тем, что разработали для них двигатель Ford GAA V8. Так же в период с 1942го по октябрь 1943го они выпустили 1690 противотанковых САУ M10 на базе шасси M4. Все они были произведены на заводе в Хайленд-Парке.
После 1943 года они прекратили производство танков и не возвращались к ним до 1950-х годов, и то только для выполнения кратковременного крупного заказа на танки M48.
Lima Locomotive Works (LLW)
Lima была одним из первых производителей литого корпуса M4A1, впрочем как и одна из не многих. Изначально, до производства "Шерманов" завод производил, как понятно из названия, паровозы.
Первый серийный M4A1, под названием "Майкл", который в последствии бал отправлен в Англию, тоже продукт их конвейера. Кстати этот танк сейчас выставлен в музее Бовингтона.
Всего они производили "Шерманы" с февраля 42го по сентябрь 43го произведя 1655 танков.
Стоит сказать что дела у Lima в те времена шли не очень хорошо и контракт на производство танков им довольно серьёзно помог, но после войны они так и не смогли успешно перейти на на производство дизель-электрических локомотивов и им пришлось объединиться с другой компанией.
Montreal Locomotive Works (MCW)
Как было сказано ранее MLW принадлежал компании American Locomotive.
До "Шерманов" они производили канадский танк Ram и Ram II на базе шасси M3 Lee. Затем они перешли на производство "Канадских" танков Sherman M4A1 "Grizzly". Всего они выпустили 188 танков это модели.
Grizzy отличался от классического M4A1 цельнометаллическими траками, которые в свою очередь требовали, другую ведущую звезду. Более никакой разница между "Канадскими" и "Американскими" M4A1 не было.
Pacific Car & Foundry (PCF)
PCF была основана в 1905 году в Белвью, штат Вашингтон.
После того, как в начале 20-х годов они выкупили своего единственного реального конкурента, они стали единственной компанией тяжелого машиностроения и литейным заводом на Тихоокеанском Северо-Западе. Они отливали сталь которая, использовалась в строительстве многих достопримечательностей Сиэтла. В 1924 году основатель Уильям Пиготт продал контрольный пакет акций компании American Car and Foundry Company. В большинстве историй о компаниях все уже бы заканчивалось , но по иронии судьбы сын Уильяма Пигота, Пол Пиготт, выкупил контрольный пакет акций компании в 1934 году.
Во времена Великой Депрессии, по началу, казалось что у компании всё в порядке, но в реальности она находилась в затруднительном положении. Спасло её увеличение военных расходов США, и, как следствие, увеличение необходимости в различных марках стали. Например, их алюминий использовался для бомбардировщиков B17, а сталь для многих кораблей и танков.
Помимо производства самих танков Sherman M4 они могли производить орудия к ним - M43 и производили их так много, что поставляли на другие заводы, которые собирали "Шерманы".
PCF, которые кстати являлся единственным производителем танков на западном побережье США успел произвести 926 шт M4A1 с мая 42го по ноябрь 43го. Версия M4A1 тут не случайно, т.к. они были одним из не многих производств способным произвести отливки такого размера.
Как только производство "Шерманов" было прекращено они начали собирать военные тягачи M26 Dragon Wagon. В последствии PCF не возвращалось к производству танков, но тем не менее они успели выпустить сверхтяжёлый танк Т28
Произведенные PCF «Шерманы» использовались подразделениями, обучавшимися вдоль и поперек западного побережья, и многие из них были отправлены в бои на Тихий океан.
Рота А 1-го танкового батальона морской пехоты получила 24 танка M4A1 Sherman производства PCF, в общем то единственные, которые будут использовать морские пехотинцы.
Pacific Car & Foundry до сих пор существует под названием PACCAR Inc., будучи одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей в мире. Им принадлежат такие бренды как :
- Kenworth;
- Peterbilt;
- DAF;
- Laylend Trucks;
- и т.д.
А так же носителями двигателей PACCAR являются автомобили GINAF, автобусы BOVA и VDL .
Они также произвели большую часть стальных конструкции башен-близнецов Всемирного торгового центра.
Ещё они построили башню PACCAR в Бельвю в конце 60-х годов, и она до сих пор является их штаб-квартирой. По состоянию на 2021 год они стоят 31,7 миллиардов долларов.
Pressed Steel Car (PST)
PSC был одним из крупнейших производителей Sherman, и они также произвели последние M4, партию из 30 танков M4A1(76) HVSS.
PSC была основана в Питтсбурге в 1899 году, но их танковый завод находился в Джолиете, штат Иллинойс. Они были вторым производителем, изготавливавшим танк, и во всех модификациях, и в итоге, они произвели 8147 танков Sherman.
Они начали "танковое" производство с M3 Lee в июне 1941-го и завершили его в августе 1942-го. Затем они выпускали M4A1(75) с марта 1942-го по декабрь 1943-го, а M4(75) — с октября 1942-го по август 1943-го.
PST останется одним из трёх "последних" производителей Sherman после 1943го года наряду с CDA и FTA.
PSC будет произведёт 76 танков M4A1(75) с большими люками механика-водителя, включая модели с подвеской HVSS, всего более 3400 танков M4A1 различных модификации и изготовили 21 танк M4A2(76) HVSS, к концу 45-го.
К 56 году они вышли из бизнеса по производству танков.
Pullman Standard (PSCC)
Pullman Standard был довольно известным производителем пассажирских вагонов класса люкс в США и компанией, которая производила весь подвижной состав.
Компания Pullman Palace Car Co была основана в 1867 году.
Их основной танковый завод находился в Батлере, штат Пенсильвания. И они помогли произвести несколько танков M3 «Грант» до того, как начали производство «Шермана».
PSCC выпускали М4А2 с апреля 1942-го по сентябрь 1943-го и выпустили 2737 танков. Также они произвели 689 стандартных танков Sherman M4(75) с мая 1943-го по сентябрь 1943-го.
Вскоре после того, как эти контракты были завершены, правительство США распустило компанию из-за антимонопольных жалоб.