Романтический пролог. О путешествии вдоль морского побережья Крыма на байдарке я начал мечтать ещё в юные годы. Тогда о морских путешествиях такого рода мало кто говорил. Подавляющее большинство туристов-водников были увлечены сплавами по рекам. Зная о красоте крымского побережья не понаслышке, в своих мечтах я часто представлял, как рассекаю морские просторы форштевнем своей лодки, захожу в тихие гроты, любуюсь прыгающими дельфинами, надводными скалами и подводными пейзажами, а после захода солнца, купаясь вдалеке от берега, провожаю угасающую над морем зарю. Так всё и произошло…
В августе-сентябре 2015 года мы (я и моя жена Юля) совершили продолжительный водный поход на двухместной надувной лодке вдоль юго-восточного побережья Крыма, пройдя на вёслах от Коктебеля до Гурзуфа (170 км). Поход был очень интересным и достаточно трудным, поэтому мы получили колоссальное эстетическое удовольствие и укрепили свои физические силы. Таким образом, мы внесли свой скромный вклад в развитие туризма в Крыму. Предлагаем вниманию читателей наш отчет. Надеемся, что он будет интересным и полезным для всех любителей водного туризма и сторонников активного образа жизни.
Отчёт о многодневном водном походе на двухместной лодке вдоль крымского побережья от Орджоникидзе до Гурзуфа с 29 августа по 21 сентября 2015 года
Отчёт по снаряжению
Наша лодка, двухместный «Одиссей» компании «Вольный ветер» (город Москва), грузоподъёмностью 250 кг, показала себя очень хорошо. Вместила в себя нас двоих и восемь герметических мешков: два по 120 литров, один 100литровый, один 80 литровый, два 70 литровых, один 40 литровый, и один 20 литровый. Многие отдыхающие и туристы с интересом наблюдали, как мы будем все наши огромные мешки размещать в нашу небольшую лодку, но, увидев, что все гермомешки размещены и ещё хватает места даже для гребцов, восхищённо смотрели то на лодку, то на нас. Некоторые люди, глядя на наши объёмы, спрашивали: «А сколько у вас лодок?»
Лодка – двойка «Одиссей» - это надувная конструкция с клапанами высокого давления, состоящая из двух надувных бортов и надувного дна, длиной 4,8 м и шириной 0,9м, с открытой декой и самоотливами, с надувным штевнем, весьма устойчивая и грузоподъёмная, поэтому мы взяли с собой месячный запас провианта, причём наше питание в походе было достаточно разнообразным, калорийным и вкусным, комфортные зимние спальники Marmot, самонадувающиеся коврики Termorest толщиной 3,8 и 5 см ( что потолще - для жены), трёхместную палатку, расширенную медицинскую аптечку. Мы не пожалели о зимних спальниках, так как порой чувствовали, что переохладились за целый день перехода из-за непогоды, холодного ветра, и с удовольствием грелись в тёплых спальниках ночью. Если же нам было в них жарко, то мы спали на них сверху, внутри сшитого из ситцевых простыней, вкладыша. Самонадувающиеся коврики великолепно смягчали все неровности, камни и булыжники под нами, благодаря чему наш ночной отдых был комфортным. Кроме того мы взяли по два комплекта сменной одежды и достаточно много тёплых вещей. Первое, что мы делали, вытащив вечером лодку на берег – это переодевались в сухую хлопковую, шерстяную или пуховую одежду. Трёхместную палатку Sierra Leone III мы выбрали исключительно по соображениям дополнительного свободного пространства и хорошего качества. Наша бывшая палатка Sierra Leone II служила бы нам до сих пор верой и правдой, если бы не буря в Крыму, заставшая нас на горе Аю-Даг в прошлом,2014 году, в ночь с 23 на 24 сентября. (Читайте статью нашего канала: "По Черному морю на байдарке от Балаклавы до Партенита. Финальный эпизод. Буря на Аю-Даге.")
Готовили пищу на портативной газовой плите Kovea. Весьма надёжная вещь. Баллонов с газом взяли с запасом, чтобы не экономить. Отметили, что одного большого баллона с газом (450грамм), Kovea хватает на 4 – 5 дней похода на двоих. Посуда из нержавеющей стали. Котелок для чая ёмкостью 1 литр, и ещё два котелка побольше, 2-х и 3-х литровые. Учитывая то, что не на всех стоянках есть доступ к воде, каждый раз мы брали с собой в лодку 20-25 литров воды в баллонах и арбуз, по желанию. Расход воды составил в среднем 5 – 6 литров в сутки на двоих.
Портативный GPS-навигатор Garmin-78 с защитой от попадания воды, дополнительной картой Азовского и Чёрного морей, был нашим верным попутчиком. К середине похода мы пришли к выводу, что навигатор необходимо оставлять включённым на всё время переходов, если позволяет запас батареек.
Поэтому мы взяли с собой достаточное количество пальчиковых батареек для навигатора и фотоаппарата, солнечную батарею для зарядки мобильника и экш-видеокамеры. Правда солнечная батарея, исправно служившая в прошлом году, на этот раз вышла из строя к концу путешествия.
Обязательным элементом снаряжения туриста-водника являются спасательные жилеты. Во время нашего первого водного похода по Крыму мы допускали легкомыслие, и порой не одевали спасательных жилетов перед выходом в море, фиксируя их посередине лодки. Возникали ситуации, когда неожиданно волнение моря из умеренного переходило в штормовое, а мы не могли достать спасательных жилетов. Сейчас мы или одеваем жилеты сразу, или кладём их позади себя вместо спинки. Кроме того идти в спасательных жилетах значительно теплее, если в море ветрено. Нашу лодку мы оснастили дополнительными обвязками, что весьма пригодилось в моменты выброски на берег в сильное волнение, а также во время морских купаний в открытом море, когда необходимо быстро забраться в лодку.
Отчёт по маршруту
Мы выбрали юго-восточный Крым потому, что это побережье на сегодняшний день ещё остаётся гостеприимным для любителей активного отдыха. На своём пути мы встречали много людей, которые предпочитают путешествия с рюкзаком за плечами и жизнь в палатке пляжному отдыху и дорогим отелям с кондиционерами. «Туристы – это же святые люди» - говорила Юля всякий раз после общения с одним из представителей этой категории общества, впечатлившись увлекательными рассказами о жизни и приключениях встреченного нами странника. Дух туризма живёт и в её родителях, которые в молодости проводили целые месяцы на Карадаге, живя в палатке, погружаясь на морские глубину в аквалангах и вкушая жареные мидии.
Прежде чем отправиться в путешествие, мы по телефону согласовали с пограничниками города Севастополь наш маршрут. Особых вопросов наше путешествие не вызывало, а байдарка, как гребное туристическое судно, не требовала регистрации и дополнительной документации.
Началом нашего путешествия мы избрали город Коктебель, выйдя из которого 29 августа 2015 года на вёслах, мы решили добраться до Тихой бухты. Очень интересным оказался обход горы Хамелеон. Эта гора уходит далеко в море, и кажется, что у ее мыса должна быть очень большая глубина. Но когда мы приблизились к мысу, то увидели, что хребет Хамелеона погружается в море достаточно плавно, образуя вокруг себя неглубокое дно. Можно встать и побродить по нему, держа лодку за веревку, чтобы ее не унесло. Возникает ощущение чуда, когда ты можешь ходить по морю, находясь так далеко от берега. Вода настолько чистая, что на дне виден каждый камушек. Мы задержались, разглядывая лохматые мягкие водоросли, рыбок, ракушки, причудливых медуз... Не хотелось уходить из этого чудесного места, но надо было идти дальше.
Обогнув гору Хамелеон, вскоре мы оказались в Тихой бухте, имеющей песчаный пляж и вид на удивительные скалы Карадага. Особенно хорошо здесь вечером, когда спадает жара и остается совсем немного людей. Луна поднимается из-за гор, окутывая все вокруг себя нежным серебристым светом, создавая для путешественников волшебную романтичную атмосферу. Можно всю ночь смотреть на небо, беседовать и мечтать…
Мы благодарны руководителю республики Крым Аксёнову С.В., который запретил застраивать территорию Тихой бухты гостиницами и домами отдыха. Мы с Юлей считаем, что весь Крым нельзя превращать в гостиничный комплекс, иначе он потеряет свою привлекательность для туристов-романтиков и других любителей активного отдыха.
Выйдя из бухты после днёвки, мы решили открыть воздушный змей и пройтись с ним по ветру. И вот воздушный змей «Лидер» площадью 4,8 м, гонимый свежим ветром, довольно быстро несёт нашу лодку к посёлку Орджоникидзе. Дальнейшие события развивались не совсем так, как мы рассчитывали, но мы получили ценный опыт для совершенствования конструкции. В последующем нами было сделано ещё несколько попыток запустить воздушный змей, но по ряду причин они окончились неудачно. Только в завершении похода наш «Лидер» провисел в воздухе над морем полчаса, но ветер был недостаточной сильный и тяга змея незначительной. И всё же мы считаем, что кайт каякинг является перспективным направлением водного туризма, но в горной части крымского побережья это трудновыполнимо из-за вихревых потоков возле берега.
Обследуя на лодке всё побережье от Орджоникидзе до Алушты, мы встречали немало прекрасных мест для отдыха, отметив их в своих записях. Среди них известная среди молодёжи Лисья бухта, где останавливаются любители отдыхать в костюме Адама и Евы и другие сторонники свободного от цивилизации отдыха. Это и огромный галечный пляж около мыса Башенный, и бухты западнее Меганома, и пляжи возле Орджоникидзе.
На берегу моря у нас было 23 ночёвки. Из 24 дней похода, в море мы выходили 11 раз. С радостью вспоминаем 13 днёвок, во время которых мы отдыхали, купались, набирались сил. Две днёвки мы устроили возле Орджоникидзе, в бухте Провато - прекрасном месте со склонами из голубой глины, три днёвки в Лисьей бухте, куда мы выползли на берег уже вечером, совершенно обессиленные, три днёвки возле Весёлого, сразу за Новым Светом, где мы пережидали шторм. Одиннадцать переходов разной продолжительности и напряжённости, от 1,5 до 9 часов. Общая протяжённость маршрута составила 170 километров вдоль морского побережья. Ввиду волнения моря мы часто двигались зигзагообразно, подобно одноимённому шву швейной машинки, поэтому километраж набегал стремительно. Выходили в море не раньше 11 часов утра, чаще после 13 часов. Мы же в отпуске! Самые большие переходы составляли до 20 - 24 км вдень. Средняя скорость в движении составила 3, 5 – 4. 0 км в час. Максимальная скорость достигала 5 – 7 км в час. Удалённость от берега во время движения – от нескольких метров до двух морских миль (3,7 км).
Мы не устраивали спортивных соревнований по гребле, но иногда приходилось грести до изнеможения. И не потому, что за нами кто-то гнался, а потому, например, что солнце уже село, темнеет достаточно быстро и необходимо где-то становиться на ночёвку, чтобы не остаться в море в полной темноте. Следует сказать, что найти хорошее место для ночлега в Крыму бывает непросто. Порой можно пройти 4 – 5 часов вдоль побережья и так и не встретить места для стоянки. Так, пару, тройку раз нам приходилось становиться на ночлег поздно вечером. В таких ситуациях хорошо себя показали GPS-навигатор и налобные фонарики Petzl. Без навигатора нам было бы вообще туго, поэтому настоятельно рекомендуем брать с собой в поход водозащитный навигатор на батарейках. С налобными фонариками удобно располагаться вечером на ночлег: ставить палатку, готовить в темноте ужин, да и ужинать при свете удобнее. В один из дней мы обходили Меганом. Это было непросто и не так быстро, как хотелось, из-за огромной протяжённости мыса Меганом, и практического отсутствия мест для стоянок с его восточной и южной сторон. Сам мыс Мегагом поразил нас своим величием. С моря он напоминал огромный корабль с выдающимся носом, похожим на таран, рассекающим морскую гладь. После захода солнца, обойдя Меганом на три четверти, мы смогли высадиться на берег только поздно вечером, уже в полной темноте в маленькой, незащищённой от волнения, бухточке. Благо, море ночью было спокойное. Поставив палатку и приготовив ужин, мы смотрели на темное море, обрамленное входящими в него скалами. В свете звездного неба и луны оно казалось сказочным. После долгого перехода сил купаться уже не было, но мы могли просто сидеть рядом и наслаждаться его живой красотой. В такие моменты время как будто останавливается – мы вдвоем на берегу любимого нами моря, а вокруг только причудливые скалы и камни, теплая ночь и звуки мягкого прибоя.
Заключительные дни похода не обошлись без приключений. Мы вышли из пригорода Алушты в сторону Партенита. Хотели причалить на пляже в Партените и выйти из похода. Но море разыгралось не на шутку. Оценив ситуацию, мы решили не подходить к берегу, так как это было очень опасно при таком волнении, а обойти гору Аю-Даг и высадиться возле Артека. Расчёт был на то, что Медведь-гора прикроет нас от юго-восточного ветра, когда мы обойдём её с востока и окажемся на её северо-западном склоне. Наши предположения оправдались. Возле Гурзуфа нас ждала тихая бухта, в которой, кроме нас, спасались от шторма три яхты. Но сам обход Аю-дага был непростым из-за сильного волнения моря, особенно у мыса Монастырский. Мы сильно устали. То и дело нашу лодку захлёстывали волны, переливаясь через борта. Невозможно было ни на секунду расслабится для отдыха. Мы по достоинству оценили наши самоотливы (специальные отверстия в днище лодки). Через них вода уходила из лодки достаточно быстро. Лодка вела себя хорошо. Устойчиво шла по курсу, вероятно, значительный вес гермомешков сыграл в этом свою положительную роль.
Экологический отчёт
Кроме туристической цели наш поход был направлен на очищение береговой линии от бытового мусора. Практически все стоянки, на которых мы устраивали ночёвки и днёвки, мы очищали от мусора. Всего за время нашего путешествия было собрано более 3500 литров мусора. Кроме того, по дороге к морю, на берегу Северского Донца, мы тоже очистили прибрежную зону в месте нашей ночёвки.
Романтический эпилог. Мечты юности! Они волнуют сердце, не дают ему успокоиться, зовут тебя в путь, к штурвалу корабля, к наполненным ветром парусам! И вот уже перед тобой океан лениво перекатывает свои бескрайние тёмно-синие воды, и ты стоишь на палубе, несёшь вахту, держишь заданный курс, ты чувствуешь особое единство со всем происходящим – с этим свежим попутным ветром, бездонным синим небом и могучими волнами. Позади – пройденные тысячи миль, изматывающие шторма и долгие штили, впереди - неизвестность, и сердце твоё ликует от полноты и радости жизни, и замирает перед величием стихий!
Игорь и Юлия Филипповы