Мы продолжаем говорить о Софонисбе Ангиссоле, первой женщине художнице XVI которой был посвящён предыдущий пост.
Ссылка на первый пост.
До нас дошли около пятидесяти ее работ, но одна вызывает особый интерес.
«Игра в шахматы» (1555 год) была написана юной Софонисбой в родном доме в Кремоне. В этот период моделями для ее портретов чаще всего выступали члены семьи.
«Игра в шахматы» не только представляет большой художественный интерес, но и хранит в себе ключ к пониманию того, как художнице удалось прожить такую необычную для того времени жизнь.
На картине мы видим трёх сестёр Софонисбы (всего в семье было шесть девочек и один мальчик).
Крайняя слева, Лучия ставит шах сидящей напротив Минерве, поднимающей руку в красноречивом жесте.
Между ними смеётся маленькая Европа. Несмотря на возраст, она вполне осознаёт происходящее.
Софонисбе удалось прекрасно построить композицию и передать эмоции и живую атмосферу игры.
Ещё один персонаж работы - старая служанка.
Глядя на ее лицо, ощущаешь разницу между невежеством и блестящим образованием юных девушек.
Игра в шахматы в то время была занятием для образованных мужчин.
Особую популярность шахматы получили после выхода в 1513 году книги «Игра в шахматы», Марка Силы, одного из величайших гуманистов Италии.
Эту работу перевели на 70 языков, она выдержала более 60 изданий и закрепила за шахматами славу игры, которая воспитывает ум и даёт стимул для творчества.
Но женщины в шахматы не играли.
Привлечь девочек к такому занятию мог только очень образованный и прогрессивный человек.
Таким и был Амилькар Ангвиссола, отец Софонисбы.
Именно он позаботился о том, чтобы дать дочерям прекрасное образование, поддержал Софонисбе ее стремление к живописи и помог развить выдающийся природный талант.
Поэтому одной из важнейших причин будущего признания Софонисбы была ее семья и первое окружение.
Если хотите узнать еще больше интересного о Риме и Ватикане, подписывайтесь на мой канал Яндекс Дзен.
И заходите в гости в мой Инстаграм!