Торговый флот пестрит всеми возможными типами судов, которые предназначены для всех возможных видов работ. Иногда даже трудно поверить, что подобные суда вообще имеют место быть. Вот сегодня и посмотрим на все это изобилие. В статье будем смотреть на суда именно по типу выполняемых работ. По типу движителей, энергетических установок и так далее посмотрим в следующий раз.
Начнем пожалуй с самых не примечательных на мой взгляд.
1. Контейнеровоз.
По названию типа, думаю понятно, что представляет собой этот тип. В конце 1930 годов впервые контейнера были рассмотрены, как способ погрузки и перевозки грузов. Американец Макольм Маклим считается первым человеком, который придумал использовать контейнер, как грузовое средство. Примерно в это время и началось развитие судов в направлении перевозки контейнеров.
Использование контейнеров для перевозки грузов позволило значительно снизить стоимость погрузки грузов, что в последствии снизило стоимость перевозки в принципе. Сейчас контейнеровозы один из самых распространённых типов судов. Один из ярчайших примеров это Ever Given, контейнеровоз, который перекрыл Суэцкий канал. Статья тут.
Контейнеровозы в свою очередь подразделяются на подтипы по количеству контейнеров, которые они способны перевозить. А так же есть контейнеровозы, которые спроектированы для прохождения по Суэцкому каналу или по Панамскому каналу. Такие контейнеровозы называются Panamax и Suezmax, соответственно.
2. Балкер.
С балкером немного сложнее, нежели чем с контейнеровозом. Балкер представляет собой судно навалочного типа, перевозящее сыпучие грузы самого разного вида. Начиная от руды заканчивая зерном. Первый балкер был построен в 1852 году, но термин «балкер» появился куда позднее, только в 1955 году.
Балкеры, точно так же, как и контейнеровозы подразделяются по размеру, так же могут Panamax и так далее. Самый распространенный тип балкера это handysize. Handysize это балкеры дедвейтом от 15 тысяч тонн до 50 тысяч тонн.
3. Ролкер или Ро-Ро.
Вот здесь из названия уже тяжелее что-либо понять. Ролкер — судно, перевозящее колесную технику. У Ro-Ro имеется аппарель через которую погружается колесная техника. Некоторые Ro-Ro так же приспособлены для перевозки большого количества пассажиров. Такие Ro-Ro имеют отдельное обозначение «RoPax» — RORO + passengers. Почему сокращение именно «pax» у пассажиров для меня пока остается загадкой
4. Лихтеровоз.
Прежде, чем переходить к самому судну, давайте разберемся, что такое лихтер в принципе. Тогда сразу станет ясно, что такое лихтеровоз. Лихтер — это разновидность баржи. Во времена парусного флота лихтеры были парусными судами с плоским дном. Использовались для разгрузки и погрузки судов в мелководных портах. На данный момент лихтеры бывают как с грузовым устройством, так и без.
Как уже можно было догадаться. Лихтеровоз — тип судна, которое приспособлено для перевозки барж или же лихтеров. Первый лихтеровоз появился в 1969 году. Современные лихтеровозы вмещают до 80 барж одновременно. Самый большой лихтер это лихтер класса "Trimariner" с габаритами: 61100 × 24000 × 5180. (измерения в миллиметрах)
5. Рефрижераторное судно.
Рефрижератор — судно, которое оборудовано холодильными установками и способно перевозить скоропортящиеся продукты при низких температурах. Хоть перевозка продухов и является основной задачею риферов, но они так же в состоянии перевозить и сухие грузы. Палуба оборудована специальными креплениями для перевозки контейнеров.
Самый яркий представитель рефрижераторных судов это банановоз. Крайне популярный тип судов в конце 80х годов.
6. Пассажирское судно.
В представлении этот тип судна не требуется. Каждый видел его хоть раз в жизни. Начиная катером на реке заканчивая огромным лайнером на 4000 человек это все пассажирские судна.
Если судно способно брать на борт более 20 пассажиров, то только тогда оно читается пассажирским. До 12 пассажиров может брать и обычное судно.
Отмечу только то, что такие суда имеют улучшенные мореходные качества в отличие от всего другого флота. Благодаря своей конструкции пассажирские суда должны выдерживать затопление нескольких отсеков, прежде чем пойти ко дну.
7. Танкер.
Танкер — судно, перевозящие наливные грузы. При упоминании танкера чаще всего думаешь о танкере, который перевозит нефтепродукты. Ведь это самый популярный тип танкера. Но на этом все не заканчивается.
Химовозы и газовозы так же относятся танкерам. Вы удивитесь, но есть специально спроектированные танкеры для перевозки вина. Такие танкеры называются виновозы. Виновозы размерами не отличаются. Обычно берут груза лишь до 5 тысяч тонн и передвигаются со скоростью до 15 узлов.
В следующей статье расскажу про разновидности судов оффшорного флота. Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи: