Наконец я добралась до ноутбука, чтоб с чувством, с толком, с расстановкой записать все впечатления от "Поезда Победы".
Изначально было не очень удобно, что расписание городов, где будет стоять данный поезд, не публикуется сильно заранее. Я всё думала - ехать ли туда или следующим городом будет что-то ближе ко мне? Москва или область, но с моей стороны, а не Голицино. Но тк следующая локация до последнего была неизвестна, я всё же поехала, и правильно сделала. Сейчас смотрю - поезд направился в Елец, а потом в Воронеж.
А я, как писала чуть раньше, в пятницу аццки простыла. Нет, не этой самой штукой. У меня хронический ринофарингит - когда носоглотка воспаляется так, что даже дышать больно. Вот дышишь, особоенно если воздух холодный - и ощущение, будто туда вместо воздуха вливается кислота.
И вот в таком состоянии потелепалась я всё же в этот самый парк "Патриот", что находится в МО, под Голицино.
Маршрутка - метро - электричка - автобус - это мой маршрут в один конец. Со всеми ожиданиями транспорта и переходами вышло 3 часа 20 минут.
И получилось так, что на свое время посещения я опоздала на 10 минут. Подбегаю к стоянке поезда, глаза по плошке. Спрашиваю у попавшегося на глаза волонтёра, сильно ли критично моё опоздание и слышу, что...еще те, кто час раньше должны были зайти, не прошли....
Поэтому меня отправили в большущую армейскую палатку (может у неё какое-то специальное название есть, не знаю), занимать там живую очередь и ждать.
Мдя...Ну ладно. Захожу в палатку и обалдеваю. Народу там - тьма! Причём очередь выстроилась кругом, по стенкам палатки и в этом круге еще иди найди, "кто последний". А у меня вообще жуткое неприятие очередей. Если там больше 2-3 человек, мне начинает казаться, что всё пропало, я уже сегодня ничего и никуда не успею, ужас, трагедь!
Вообще если б не длинный путь туда - я б, наверное, свинтила домой. Потому что реально народу полно, концов не найдёшь, присесть некуда, а эта закольцованная очередь еще и не двигается, по первому впечатлению.
Но кататься весь день и несолоно хлебавши - это уж чересчур, поэтому я, кое-как найдя, за кем встать, приготовилась к ожиданию.
Заодно представила себе, каково ж было людям в блокадном зимнем Ленинграде, когда они вставали часов в 5 утра, чтоб отстоять огромную очередь за хлебом (иногда - часа 2-3), а потом шли на работу (а транспорт не ходил - морозы).
Стоять пришлось чуть больше часа.
Потом нам на группу 12 человек дали сопровождающего и пустили в поезд.
Там уже выдали наушники и аудиогид. Который, теоретически, нужно было активировать перед каждым следующим вагоном, а практически он иногда активировался сам,еще когда я только подходила к вагону. Но тк толпы не было, я быстро заходила в вагон и не получалось сильного расхождения рассказа с тем, что видишь.
Кстати, по поводу всей этой регистрации, когда там билеты заканчивались, не успев начаться.
Вот хоть бы кто, хоть бы раз спросил у меня этот билет!!!
По идее, даже если билет не достался, можно было приезжать и вставать в живую очередь.
Но, конечно, мало кто так рискнёт, на авось, тащиться так далеко.
А про сам поезд...тут много рассказывать не получится - тут надо смотреть.
Я лучше побольше фотографий размещу. Ну и совсем вкратце опишу.
Поезд состоит из 7 вагонов.
В вагонах очень много человеческих фигур (не знаю, из чего они сделаны), предметы из того времени. А так же мультимедийное сопровождение - видеопроекторы, на которых можем видеть вначале видеозаписи довоенной мирной жизни, а затем боёв, танковых атак и рукопашных. Записи эти, конечно, не из того времени, а сняты реконструкторами. Но в сочетании с тематикой вагонов создают дополнительный эффект. Так же есть видео, полностью созданные на компьютере. Например, проезд грузовиков по Дороге Жизни. Но мне понравилось - красиво и впечатляюще получилось.
Тематика вагонов.
Первый - мирная жизнь. Первый раз видела довоенную плацкарту. Деревянные скамейки почему-то впечатлили). Затем - начало войны. В избе - мечутся взрослые, прижимая к себе детей, за окном - гул вражеских самолётов, которые летят практически над крышами.
Второй - дорога на фронт. Мужики и парни с винтовками, политрук с "медальоном смерти". А в аудиогиде - рассказ про ополченцев под Москвой. Как шли даже те, кто ни по складу характера ни по здоровью не мог быть солдатом - кабинетные ученые, пожилые, женщины, которые до войны тяжелее ручки ничего в руках не держали.
"И шла вдова комбата, шла в манто.
Придумала, чудачка, как одеться.
Кто в ополченье звал её? Никто.
Никто..Конечно, не считая сердца".
Ю.Друнина.
И далее в том же вагоне - окопная жизнь и рассказ про защитников Брестской крепости.
Третий вагон - концлагерь. Тк основа всей инсталляции - поезд, то в этом вагоне больше рассказывали, как людей туда везли, нежели про содержание. О том, что иногда до конца пути живыми из битком набитого товарного вагона доезжало всего несколько человек.
Четвёртый - санитарный вагон. Были же санитарные поезда. На больницы я в реальной жизни насмотрелась немало, поэтому тут больше рассматривала детали - инструменты, учебники по хирургии.
Там же, во второй части вагона - про развитие науки во время войны. Разработки физиков, математиков, микробиологов.
Пятый. Первая часть - банно-прачечные поезда.
Вторая - блокада Ленинграда. Экспонатов было мало.
Шестой - штабой вагон и рассказ про маршала Рокоссовского (я сразу вспоминаю фильм "Звезда эпохи" и его недолгий роман с Серовой и Рокоссовский представляется мне только с лицом И.Лагутина, сыгравшего его в том фильме. Приятный мужчина). И бронепоезда. Запомнилось, что для службы в них был жесткий отбор по здоровью, тк зимой там был дубак, летом - жарко, а уж летом, да во время боя - адское пекло.
И седьмой - вагон Победы. Возвращение домой победителей и...невозвращение тех, кто остался на поле боя. Кто вернулся только в виде фотокарточек, личных вещей, похоронок...И лично у меня было понимание, что для многих выживших счастливая жизнь так вот сразу не наступит, а для кого-то не наступит вообще никогда. У кого-то убили всех близких, сожгли дом. Кто-то всю жизнь не сможет принять себя калекой, не сможет ни создать семью, ни зарабатывать на более-менее сытую жизнь (а как мог заработать человек без ног или полностью слепой? это не наше время, когда хоть что-то хоть как-то можно попытаться сделать в тырнете). Я сразу вспомнила фильм "Ленинград 46", где вернувшаяся с войны без ноги девушка застрелилась.
Вот такой поезд. Не жалею, что ездила, хотя убила на эту поездку весь выходной.
И радует, что очень много желающих посмотреть. То есть всё же не всё так запущено, как иногда кажется и людям до сих пор важна эта тема.
#поезд победы #великая отечественная война #память о войне #вторая мировая война #подвиг народа