Найти в Дзене

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ФЛОРЕНСКОГО

О.А. Флоренская. Портрет П. А. Флоренская. 1909
О.А. Флоренская. Портрет П. А. Флоренская. 1909

22 января 1882 года, 140 лет назад, родился русский философ, богослов, священник о. Павел Флоренский. 8 декабря 1937 года принял мученическую смерть (расстрелян) на Соловках.

Не буду касаться его высоких богословских и философских трудов. Скажу о простом и понятном. В своём завещании детям он изрёк истину, на которой и держится вся это лента в Дзене: "Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою".

Малороссийский философ и поэт Григорий Сковорода сказал ещё раньше: «Всё проходит – любовь остаётся…»...

Эпиграфом к книге "Поэзия наших имён" взято изречение о. Павла: "Имя — душа нашей души". Это высказывание ученого, богослова и поэта является краеугольным камнем христианского, православного мирочувствования и так или иначе повторяется во многих трудах про имена. Но первым тут был - Флоренский. Прежде всего назову как образец такого осмысления неоконченную работу Павла Флоренского “Имена”. Глубокий труд, повторенный потом во многих изданиях, выдающийся ученый, богослов и поэт написал в 1923 — 1926 годах. Священник Флоренский, который, кстати, первый написал оправдательно о скабрезной частушке, понимал, что в огне революции (любой!) сгорает не просто политическое или религиозное прошлое, а само прошлое нации, ее самобытная культура, могучий язык — носитель смысловых символов и образов. Его работа «Имена» — пособие и напоминание, увещевание и любование возможностями языка, приобщение к глубинам народного сознания. Потому-то внешне безобидный труд тоже пополнил список грехов, приведших автора к гибели в системе ГУЛАГа, и не печатался так много лет.

Книга про имена
Книга про имена

В чём отличие этой книги от других изданий? Самый краткий ответ содержится в завете Павла Флоренского: “Моя мечта написать работу — словарь имен, где я хотел бы выяснить характеристики имен на основании народной письменности и изящной литературы, церковных данных и собственных наблюдений”. Автор этой книги попытался не просто слепо следовать методике признанного авторитета, но проявлять филологический, личный подход к любой культурологической проблеме, когда ее пытается осветить человек христианской и русской культуры.

Ведь и о. Павел поучал: "Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества".

Посреди разоренной земли

Шум бурана и шорох бурьяна.

В сентябре прозвучит Натали,

В январе отзовется Татьяна.

Но трава и под снегом жива,

Ни убавить в ней сил, ни прибавить.

Имена ведь - не просто слова,

А почти воплощенная память.

Про Татьяну ещё скажем 25-го января... А пока- последний завет: "Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится".

Икона всех святых и имён, в Земле Российской просиявших
Икона всех святых и имён, в Земле Российской просиявших