На родном историческом форуме частенько заглядываю к антропологам, мужчины крайне любопытные по образу мысли. Который год ведут жаркий спор: каким было первое, действительно разумное действие доисторического человека, толкнувшее его на путь цивилизации?
Кто-то говорит — набор абстрактных понятий, которые впервые были связно озвучены и поняты окружающими. Кто-то уверен — это были рисунки. Но всё больше учёного народа склоняется к версии: сначала человек начал выражать свои эмоции (и не только) … в танце.
Однако. Хотя гипотеза озорная, но лучшего способа развить воображение, абстрактное мышление и символизм в головном мозге — трудно себе представить. Имея каждый день перед глазами наглядные пособия из живой природы: «танцы» птиц, пчёл, млекопитающих...
Если же всерьёз задуматься, то наскальные рисунки не могут служить интеллектуальным прорывом на заре культурного развития Сапиенса. Это следствие развития речи. Или же танца, сложных жестикуляций с особым смыслом, благодаря которым передавалась важная информация, демонстрировалось эмоциональное отношение к событиям и явлениям. А рисунки «танцоров» позже зафиксировали сложившуюся практику.
Вопрос: а что было первым холстом для живописи? Несомненно — само человеческое тело. Первобытные племена каменного века, замершие в своём развитии на островах Полинезии, в джунглях Бразилии и Экваториальной Африки, это по сей день демонстрируют.
Раскрашивая тела, передавая узорами и татуировками целые энциклопедии информации посвящённому. Усложняя смыслы ритуальными масками и другими аксессуарами. В своих танцах сообщая огромные пласты преданий, легенд, историй…
В самом начале Миллениума эта идея уже высказывалась, комплексные археологические экспедиции США, Канады, Австралии и Израиля даже пытались найти самые ранние свидетельства самовыражения человека в танце. Особенно в переходном периоде человеческой культуры от собирательства и охоты — к скотоводству и земледелию.
Начали, само собой, с более чем четырёх сотен образцов первобытной наскальной живописи и древнейших росписей глиняной посуды. Что только можно было собрать вменяемого от Балкан до Ближнего Востока. А профессор Йосеф Гарфинкель создал теоретическую модель, как танец мог служить развитию человеческого общества.
Итак, это рукомашество и дрыгоножество, судя по всему, уже было устойчивым способом передачи информации 9 тысяч лет назад. Сначала служило неким объединяющим и дисциплинирующим началом для передачи навыков и умений, рассказа важных историй. Без такой культуры невозможно представить себе переход человеческого общества от бродяжничества — к осознанной оседлости.
Если посмотреть под другим углом зрения на «бегающие фигурки» наскальных росписей… вполне очевидным является предположение — это на самом деле танцы. То же самое можно сказать о примитивных росписях на глиняной посуде. Слишком уж позы выразительные, словно замерли в сложных хореографических па. Это ведь делали первые люди, даже не способные нарисовать голову круглой, руки за художественным мышлением не поспевали.
Изображали её треугольной, смещённой, а иногда вообще забывали про такой важный предмет человеческого тела. Но вот руки тщательно прорисовывали. Танцующие выстроены в одну линию, либо формируют замкнутый круг (на соответствующей круглой посуде). Они соединены, опущены вниз, подняты вверх, согнуты в локтях. Явно каждый жест что-то означает.
Что именно? Да что угодно. Пошли, мол, на охоту, убирать урожай, ловить птиц или рыбу, а может праздник нескромный отмечается. Что интересно, как только появляется племенная знать в первобытнообщинном строе, росписи на глиняной посуде становятся абстрактными, танцующие фигурки сменяют геометрические фигуры и узоры. А позже появляются вполне узнаваемые сцены из жизни.
Вывод можно сделать — роль танца и его общественная значимость резко идут на убыль. Наблюдаются первые попытки создавать символическую письменность или точно фиксировать реальность. Либо окончательно наступило господство жрецов и сказителей, которые способны без коллективных размахиваний руками ярко поведать захватывающие истории. Мозг человека полностью сформирован, ему доступны любые абстрактные понятия, метафоры, образы.
Но пока этого не было, только общинные ритуалы танца могли служить основным механизмом передачи знаний членов общины во многих поколениях. Именно поэтому примитивные изображения человеческих фигурок стали доминирующим артистическим мотивом в украшении жилищ и посуды. Это зафиксировано везде: от Пакистана — до Дуная. В процессе эволюции творчества, кстати.
Трудность есть одна, правда. Приходится рассуждать о временах, когда ещё не было и близко зачатков письменности. Гипотеза висит в воздухе, а интерпретация рисунков может быть любой. Но никто не спорит среди археологов и антропологов, что социальная функция танца выходила далеко за рамки простого развлечения. Это подтверждают некоторые весьма подвижные ритуалы полуоседлых племён Австралии и Африки.
Например. Благодаря этнографу Альфреду Корту Хэддону (1855-1940 гг.) была успешно расшифрована культура островитян Торресова пролива (расположены между Австралией и островом Новая Гвинея). Это те, кто придумал знаменитое плетение фигур на пальцах, под названием «кошачья колыбель». Хотя сами папуасы использовали в создании геометрических головоломок всё тело, каждый его сгиб в суставах.
Так вот, этот народ мореходов и полуоседлых земледельцев сохранил немало танцев, которые являются прямыми географическими, навигационными, календарными и сельскохозяйственными пособиями по выживанию. Очень точными и подробными. Раскраска тел растительными орнаментами и фигурками животных, рыб, людей сначала толковалась как некая религиозность, передача сакральных Мифов народа.
Но оказалось… нет. Ритуальные танцы аборигенов Торресова пролива детально описывают: что и в какое время нужно сажать, в какую пору собирать полезные корни и фрукты на конкретном острове, как следует убирать урожай, готовить поля. По каким признакам можно определять время миграций огромных косяков рыбы, какие ветра и течения ждут за горизонтом (до тысячи морских миль!).
У этих танцующих папуасов четыре праздника «изобилия и урожая», под каждый свой сценарий, раскраска тел и маски, ответственные за хороший исход предприятий — духи. Одна незадача и огорчение этнографов и антропологов — аборигены Торресова пролива не могут объяснить многие древние наскальные рисунки предков. Забыли назначение и смысл…
Так что сегодня снова актуальной стала теория, что именно ритуальные танцы были пусковым механизмом начала развития цивилизации. А как только произошла концентрация власти в руках вождей и жрецов — групповые ритуальные танцы стали отмирать. Постепенно исчезли из интерьеров жилищ и с глиняной посуды.
Объединяющую роль стала играть иная мифология, сама власть. Начиная с древних шумеров, художники стали изображать царей, героические сюжеты, воинов, рабочих и т.д. Либо какие-то глубокие, нам не понятные сообщения в орнаментах, геометрических фигурах.
Выводы.
Самые ранние изображения танца найдены на двух участках раскопок в районе Ближнего Востока. Им по девять тысяч лет. В Невали-Кори (юго-восток Турции) на осколке стены есть рисунок с тремя человеческими фигурками:
Расшифровка говорит — это исполнение некоего танца двух мужчин и женщины. Большая редкость, вообще-то. Поскольку уже во времена раннего Египта пошло гендерное разделение, мужчины с женщинами в плясках не пересекаются. Почему — великая тайна.
При раскопках в Иордании обнаружены вырезанные из кремня фигурки четырёх человеческих фигур, держащихся за руки. Кое-кто поспешил назначить их инопланетянами из-за слишком вытянутых шей, нетипичной формы головы. Расслабляемся, это стилизованное изображение ритуальных масок. Что они были в такие бородатые времена — никто из антропологов уже не сомневается.
Дальнейшая археология и датировки говорят: танцующими фигурками стали украшать глиняную посуду. Что интересно, только небольшого размера, для исключительно личного пользования. Что именно хотели сохранить в памяти рядами или кругами одинаковых фигур, двигающихся в одном направлении, — тоже непонятно.
Другая загадка: иногда при яркой реалистичности животных, фигурки танцующих людей сознательно делались… нечёткими и корявыми, расплывающимися силуэтами. Понятно — так могли обозначать ночное время суток. Впрочем, какая тут загадка — световой день был занят повседневными заботами.
Другая проблема всех этих коллективных танцев — нигде не изображены даже примитивные барабаны. Про другие музыкальные инструменты и мечтать не приходится. Почему? Скорее всего… это не сам танец изображен. Первые гончары так могли на глиняной посуде рисовать недавние события. Своего рода фотография. Некая летопись для запоминания. Вот такие дела, идём в комментарии, делимся соображениями.
#история древнего мира #первобытные люди #археология #наскальные рисунки #гомониды #ритуальные танцы #антропология #цивилизации прошлого #древние ритуалы