Про историю и различия юлианского и григорианского календарей я писал неоднократно:
Последнее время сетевое пространство кишмя кишит утверждениями, что календарь вообще придумали славяне аж 7530 лет назад, а римляне заимствовали слова «Коляды Даръ». Давайте разберемся.
Ну, во-первых, славяне исчисляли с сотворения мира (в смысле прекращения войны), но изобрели его определенно позже, ровно как обычай исчислять годы с рождества Христова зародился не в нулевом году нашей эры.
По поводу этимологии календаря, латинский calendarium происходит от calendæ, то есть «первый день месяца». И это не мнение.
Римляне прожили около 460 лет зная, в течение дня, только утро, полдень и вечер. Даже в законах XII скрижалей не упоминается ничего, кроме восхода и захода солнца; лишь через несколько лет консульский привратник вслух объявлял полдень, который римляне тогда различали только в погожие дни и по высоте солнца.
Цензор Луций Папирий Курсор, согласно Плинию, привез первый квадрант в Рим за 12 лет до войны с Пирром, но более определенно во время Первой Пунической войны этот инструмент, как говорят, был привезен из Сицилии в Рим Марком Валерием Максимом Мессалой в 477 году, и, таким образом, просуществовал 99 лет, пока Квинт Марций Филипп не установил еще один, более точный, в 595 году. Публий Корнелий Сципион Назика изобрел первые водяные часы.
Римляне считали постоянно 12 часов в сутки и столько же часов ночью в любое время года. Вот почему часы дня были длиннее и короче зимой, чем часы ночи. Первый был на восходе солнца, шестой — в полдень, а двенадцатый — на закате.
12 часов дня делились на 4 части, а 12 часов ночи на 4 бдения, каждое из которых содержало 3 часа. Первая часть дня начиналась с первого и заканчивалась в третьем часу, вторая длилась до половины дня, третья через три часа после половины дня, четвертая заканчивалась с заходом солнца.
Первая часть дня называлась «первой», вторая — третьей, третья — шестой, четвертая — девятой, потому что они начинались в первый, третий, шестой и девятый часы дня.
Первый канун ночи назывался vespero (вечерня), второй — media nox («средненочь», полночь), третий — gallicinium (петушиный), четвертый — conticinium (однажды).
Лунный календарь
Первоначально римляне пользовались, как и все древние народы, лунным календарем, в котором месяц соответствовал лунному календарю. Календы были новолунием, а Иды — полнолунием. Ноны были промежуточной датой между календами и идами, то есть девятым днем перед идами.
Первым календарем, о котором вспоминают, является так называемый календарь Ромула, длящийся десять месяцев. Термин «месяц» происходит от латинского слова «mensis» , что означает «месяц», а также «луна», и на самом деле в немецком языке это совпадающее значение сохраняется в словах «Mond» , что переводится как «луна», и «Monat» , что переводится как «месяц». То же самое по-русски.
На самом деле календарь был изобретен раньше, настолько, что древней Богиней календаря была Кардея, Богиня начала и конца года, позже вытесненная Янусом. Как и все древние богини, она была Великой Матерью, и ее жрицы вешали разноцветные ленты на священное дерево за пределами храма, чтобы объявлять время и времена года. Затем пришли индоевропейские захватчики, и сакральная и гражданская власть женщины пала.
Лунный календарь Ромула
- Мартиус (31 день)
- Априлис (30 дней)
- Майус (31 день)
- Юниус (30 дней)
- Квинтилис (31 день)
- Секстилис (30 дней)
- Сентябрь (30 дней)
- Октябрь (31 день)
- Ноябрь (30 дней)
- Декабрь (30 дней)
Как видите, мы до сих пор называем последние четыре месяца римскими именами, при этом сентябрь не седьмой, а фактически девятый месяц, октябрь десятый, а не восьмой, ноябрь одиннадцатый и декабрь двенадцатый.
Лунный календарь Нумы Помпилия
Помпилий , II царь Рима, изменил календарь в 713 году до н.э., добавив январь и февраль, то есть он добавил 51 день к 304 дням календаря Ромула, дабы лунный год более совпадал с солнечным. Январю было присвоено 29 дней, а февралю — 28. Из одиннадцати месяцев с нечетным числом дней четыре имели 31 день, а семь — 29.
Чтобы календарный год соответствовал солнечному году, время от времени добавлялся дополнительный месяц, мерцедоний (в честь богини-покровительницы товарообмена и платежей Мерцедоны), или mensis intercalaris (дословно, вставочный месяц), между первой и второй половиной февраля. Фактически мерцедоний поглотил пять дней второй половины февраля, оставив даты и праздники без изменений.
Вставочный год с добавлением мерцедония составлял 377 или 378 дней, в зависимости от того, начинался ли он на следующий день или через два дня после терминалий (древнеримского праздника, отмечавшегося 23 февраля — в последний день старого римского года — в честь Терминов, божеств границ и межевых знаков, разделявших земельные участки: terminus в переводе с латинского — «пограничный камень», «столб», «межевой знак»). В мерцедонии было 27 дней: девятые попадали на пятый день, а иды на тринадцатый день. Решение о вставке добавочного месяца оставалось за великим понтификом (pontifex maximus), и обычно он вставлялся раз в два года.
Римский календарь, каждая «сторона» по 3 месяца в году
Сельскохозяйственный календарь
Таким образом, римский гражданский календарь лунно-солнечного типа, в том смысле, что была предпринята попытка совместить лунные месяцы с солнечным годом, был очень неточным по отношению к реальному солнечному году.
Поэтому необходимость организации сельскохозяйственных работ в разные времена года привела к использованию звездного года с гелиакальным («прямо на рассвете») или ахроническим (вневременным) появлением и заходом звезд.
Римляне, как и греки, использовали календари, выгравированные на каменных плитах и вывешенные на улицах, показывающие зодиакальное положение Солнца, звездные фазы и метеорологические явления.
Только после 46 г. до н.э., когда вступил в силу юлианский календарь, по желанию Юлия Цезаря и разработанный александрийским астрономом Сосигеном, начался упадок астрономических каменных плит.
Наряду с римским гражданским календарем существовало также подразделение года, в котором астрономические события относились к деятельности сельскохозяйственной жизни, такой как начало пахоты, укрытие скота от непогоды, посев, прополка, сбор урожая и т. д.
Астрономический язык
Ахроническое появление: это появление звезды на восточном горизонте в тот же момент, когда заходит Солнце.
Восходящий гелиак: когда становится видимой звезда по отношению к свету Солнца.
Гелиакальное появление утром: это первое появление звезды на восточном горизонте перед рассветом.
Восход вечернего гелиака: это первая видимость Венеры или Меркурия на западном горизонте после захода солнца.
Ахронический закат: это заход звезды на западном горизонте одновременно с восходом солнца. Звезда на своем ахроническом закате всегда невидима из-за солнечного света.
Гелиакальный закат: это невидимое превращение звезды из-за ее близости к Солнцу.
Утренний гелиакальный закат: это последняя видимость Венеры или Меркурия на восточном горизонте перед рассветом.
Вечерний гелиакальный закат: это последняя видимость звезды на западном горизонте после захода солнца.
Солнцестояния и равноденствия
Этот календарь, связанный со звездными явлениями, побудил римлян разделить год на восемь частей. Равноденствия и солнцестояния указывали не на начало сезонов, а на промежуточный период. Вместо этого начало лета совпадало с гелиакальным восходом Плеяд в мае, а начало осени — с ахроническим закатом лиры. Солнцестояния и равноденствия уже были ориентиром для сельской местности.
В то время также было принято строить здания, приуроченные, например, к весеннему равноденствию. Создается впечатление, что Пантеон, перестроенный Адрианом по античным канонам, созерцает полную луну в день весеннего равноденствия на совершенном перпендикуляре в глазу свода тем, кто в полночь поместится на оси в центре храма.
Начало зимы совпало с ахроническим закатом Плеяд в ноябре, а начало весны с метеорологическим явлением: первым дыханием Зефира (самого мягкого из ветров, посланника весны) или Фёна (сильного, порывистого, теплого и сухого местного ветра, дующего с гор в долину), 7-9 февраля, как объяснил Овидий в Фастах.
Прогноз погоды
В римском сельскохозяйственном календаре сообщались и метеорологические указания, например, когда Возничий восходил на закате в дни, близкие к осеннему равноденствию, или когда он садился на рассвете в декабре, это было предзнаменованием дождя и ураганов.
Вергилий утверждает в «Энеиде», что Орион с его ахроническим закатом в ноябре предвещал период дождя.
Плеяды имели двойную метеорологическую активность: с одной стороны, их гелиакальное появление в мае предвещало хороший сезон и возобновление навигации, а их ахронический закат в ноябре вместо этого указывал на начало зимы; если закат происходил в пасмурную погоду, зима была дождливой, если было ясно, зима была суровой.
Согласно Плинию Старшему, гелиакальные явления Плеяд делили год на два равных полугодия. Летом Большой Пёс был самым страшным созвездием. Своим гелиакальным восходом примерно во второй половине июля Большой Пёс с Сириусом в качестве главной звезды указывал на начало волны тепла, при которой растительность высыхала. Лето заканчивалось ахроническим закатом лиры примерно в середине августа.
Римляне, например, считали, что пастухам опасно спать с непокрытой головой при мартовской луне, что может привести к безумию, или что они не должны подвергаться воздействию солнца в те месяцы, в названии которых есть буква «Р». ; римляне не выставляли себя на солнце добровольно, наоборот, женщины носили зонтики, чтобы избежать его, но, очевидно, крестьяне были вынуждены это делать, поэтому были рекомендованы некоторые меры предосторожности, а именно нужно было прикрывать голову от солнца: в феврале, марте, апреле, сентябре, октябре, ноябре и декабре.
Потом был целый божественный мир, чтобы умилостивить или отвадить за хороший ход полей, или разные обереги на удачу, например, чтобы умилостивить обильный урожай, в полях было принято закапывать красное яйцо.
Планетарное влияние
Влияли и планеты: планетарная революция и ретроградация вызывали в разные дни года холод, дождь и другое ненастье. Появление луны у горизонта, когда она была хорошо видна, потому что атмосфера была ясной, указывало на хорошую погоду в последующие дни.
Юлианский лунно-солнечный календарь
Юлий Цезарь реформировал календарь, как только стал Великим понтификом. Он упразднил мерцедоний, довел продолжительность года до 365 дней и ввел високосный год: реформы юлианского календаря были завершены при его преемнике Августе.
Месяц Квинтилий был переименован в Юлий в 44 г. до н.э. в честь Юлия Цезаря, а Секстилий был переименован в Август в 8 г. до н.э. в честь самого Августа. Юлианский календарь продолжал использоваться в течение многих столетий даже после падения Римской империи, и, наконец, в 1582 году он был заменен григорианским календарем.
Дни
1-й день каждого месяца был днем календ, отсюда и слово «календарь». Двумя другими были девятки и иды, двигавшиеся в соответствии с продолжительностью месяца: в марте, мае, квинтиле и октябре девятки приходились на седьмое, а иды на пятнадцатое число, а в другие месяцы они выпадали на пятый и тринадцатый день.
Первоначально эта система была основана на фазах луны: календы — это день новолуния, девятые — день первой четверти, иды — день полнолуния.
Следовательно:
Месяцы с Иди и Нет в тринадцатый и пятый день: январь, февраль, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь.
Месяцы с Идами и Девятыми в пятнадцатый и седьмой день: март, май, июль и октябрь.
Дата
Римляне не считали дни от начала месяца: 1 2 3 4 и т. д., а считали дни, недостающие в календах, девятых или идах, в зависимости от того, какие из них были ближе всего, как при подсчете недостающих дней к важному событию, короче говоря, обратный отсчет. Кроме того, они включали день, с которого начинался счет: так 3 сентября считалось 3-м днем (при девятых числах, приходящихся на 5), вместо двух дней при девятых, или за день до мартовских ид, приходящихся на 15, был день 2.
Даты указывались со ссылкой на определенные основные фиксированные дни: первое число каждого месяца называлось календой и соответствовало первому появлению новой Луны. В этот день Младший понтифик (папы в Древнем Риме были теми, на кого возлагалась задача сохранения и толкования религиозно-правовых традиций, а также поощрения и надзора за проявлениями культа) созывал народ на Капитолийском холме, чтобы объявить начало месяца.
Этих дней не существовало в греческом календаре, отсюда и шутливая фраза «откладывать до греческих календ», которую древние римляне использовали для обозначения отсрочки до дня, который никогда не наступит.
Гражданские дни
Dies comitialis (день митингов): граждане могли голосовать по политическим вопросам или вопросам уголовного права.
Dies fastus (день гордости): юридические действия разрешены.
Dies nefastus (роковой день): никаких судебных исков или публичного голосования не может быть.
Endotercisus (dies intercisus, «роковой в начале, но благоприятный посередине»): благоприятный день утром, и день, посвященный собраниям во второй половине дня.
Nefastus publicus (публичный роковой): религиозные праздники отмечались, чтобы отогнать невзгоды.
Dies mercati (базарный день): публичные обсуждения на Римском форуме.
Римские часы
Мы привыкли делить наши сутки на 24 часа одинаковой продолжительности, при этом ночь и день имеют разные часы в зависимости от времени года. У римлян, однако, было 12 часов дня и 12 часов ночи, но каждый час имел неодинаковую продолжительность в разные времена года, которая колебалась от максимума 75 минут и 30 секунд летом до минимума в 44 минуты и 30 секунд зимой.
Только в соответствии с равноденствиями продолжительность часов римлян соответствует продолжительности нынешних часов. Конечно, продолжительность часов также варьировалась в зависимости от широты места.
Единственными фиксированными ориентирами были восход, полдень и закат. Полдень был hora sexta (шестой час), отсюда и слово «сиеста» (полуденный отдых).
В течение дня использовались песочные и солнечные часы, а ночью часы измерялись путем наблюдения за появлением и заходом зодиакальных созвездий, каждое из которых восходит каждые два часа.
Позже под влиянием астрологов было замечено, как из-за наклона эклиптики некоторые знаки зодиака (Рак, Стрелец и особенно Дева и Весы) медленно появляются и быстро заходят, тогда как другие знаки ведут себя наоборот.
В произведениях Манилия (I век до н.э. — I н.э. ) и Марциана Капеллы (V век н.э. ) мы находим таблицы, указывающие часы, необходимые для появления и захода каждого созвездия.
День начинался с часа I, а вторая половина дня отмечалась часом VII, нашим полуднем. Для нас час I — это 7:30 утра в день зимнего солнцестояния и 4:30 утра в день летнего солнцестояния. Однако для римлян это был рассвет в час I.
Ночь делилась на четыре части: кануны (бдения).
В часах не было минут, поэтому время было более приблизительным, но и медленнее.
Рассвет ознаменовал пробуждение, затем уход, поклон ларам, торопливый завтрак и выход на работу.
У свободных мужчин работа заканчивалась между шестым и седьмым часами обеда.
Выходные и отпуск
Состоятельные римляне мало работали и, главное, много отдыхали. Около полугода был выходным, причем выходной почти всегда совпадал с религиозным праздником, мало того, иногда праздники совпадали и праздновались в разных храмах города. Отчасти жрецы устанавливали, кого или что праздновать, отчасти был выбор, возможно, продиктованный близостью храма, ведь город Рим был довольно обширен.
Вторая половина дня обычно проходила между прогулками в императорских садах или на Форумах, но прежде всего в термальных ваннах, где, среди прочего, заботились о собственной гигиене. Римляне каждый день принимали ванну, бедные и богатые, потому что бани были бесплатными.
Таким образом, наступало время ужина, обычно скудного, потребляемого на закате, после чего ложились спать, если только вы не принадлежали к самому богатому классу, который вел мирскую жизнь, пируя с друзьями и дельцами до поздней ночи.
Поэтому назначения были очень случайными: «Легче настроить двух философов вместе, чем два часа», — пишет Сенека в своем «Апоколокинтозе» .
Начало года
Первый праздник проходил в марте, в день весеннего равноденствия: в то время как Солнце вставало на востоке в созвездии Рыб, Дева садилась на западе, поэтому, когда Солнце садилось вечером, Дева вставала.
Ситуация изменялась на обратную в день осеннего равноденствия, когда Солнце появляется в Деве, а Рыбы заходят. По этой причине Дева с ее главной звездой Спикой указывала на конец лета и начало сентября, связанные с урожаем, фактически римское имя Девы было Vindemiatrix (сборщица винограда).
Другой праздник отмечался в начале апреля, когда Дева садилась, а созвездие Возничего с Капеллой восходило .
Два божества описывают параболическую траекторию, которая представляет кривизну Небесного Свода. Геспер изображал вечернюю звезду, тогда как Эосфор обозначал утреннюю звезду, буквально от греческого «Факел зари», а у римлян — Люцифера или Венеры.
Венера
Звезда, появляющаяся первой после захода Солнца и исчезающая последней на рассвете в разное время года, — это планета Венера.
С астрономической точки зрения Венера является низшей планетой в том смысле, что она описывает орбиту, более близкую к Солнцу, чем орбита Земли.
Венера каждый день предвосхищает появление Солнца, и оба движутся по эклиптике: Солнце на востоке, а Венера на западе. Таким образом, Венера остается видимой на утреннем небе все дольше и дольше, в общей сложности около 9 месяцев (263 дня).
В этот момент Венера начинает отдаляться, направляясь на восток и приближаясь к Солнцу (примерно до 10°) до такой степени, что остается невидимой, потому что она переполнена солнечным светом. Затем Венера исчезает с неба примерно на 50 дней, проходя за Солнцем, затем снова становится видимой на ночном небе после захода солнца еще на 9 месяцев, в течение которых ее яркость увеличивается, пока не достигнет максимальной яркости к концу периода видимости.
Исчезнув с западного неба в вечерних сумерках, планета Венера снова появляется примерно через 8 дней на утреннем небе перед восходом солнца и снова начинается цикл. Венера завершает цикл чуть менее чем за 20 наших месяцев, около 584 дней.
Римский астро-метеорологический сельскохозяйственный календарь
- 3-7 января - ахронический закат Рака
- 16 января - вхождение Солнца в Водолея
- 16 января - 20 февраля - ахронический закат Льва - посад лозы
- 18 января - 5 февраля - гелиакальный восход Водолея
- 22 января - 4 февраля - гелиакальный закат Лиры - дожди, бури
- 24 января - гелиакальный закат Кита
- 30 января - 3 февраля - гелиакальный закат Дельфина - высадка роз и винограднико; очистка канав
- 8 февраля - ранняя весна (Фён)
- 11–25 февраля - ахронический восход Волопаса - посадка груши и других фруктовых деревьев
- 13 февраля - гелиакальный закат Стрелы - неопределенная погода - обрезка виноградника
- 14 февраля - ахронический восход Ворона, Гидры и Чаши - неопределенная погода - прополка; копание канав
- 15 февраля - вхождение Солнца в знак Рыб - ненастная погода - высаживание розовых кустов
- 22 февраля - появление ласточек - третье переливание вина
- 2-5 марта - ахронический восход Спики
- 7 марта - гелиакальный восход Пегаса
- 8 марта - ахронический восход Короны
- 4-13 марта - гелиакальный восход Рыб
- 15 марта - 6 апреля - ахронический закат Скорпиона - бури
- 17 марта - вхождение Солнца в Овен - бури
- 17-20 марта - появление Коршуна - стрижка овец
- 21 марта - гелиакальный закат Пегаса
- 23 марта - 25 апреля - гелиакальный восход Овна - обрезаются побеги виноградной лозы
- 25 марта - весеннее равноденствие - плотный полив
- 2-6 апреля - гелиакальный закат Плеяд
- 8-13 апреля - ахронический закат Весов - дожди
- 9 апреля - 22 мая - гелиакальный закат Ориона
- 12-20 апреля - гелиакальный закат Плеяд - дожди
- 17 апреля - вхождение Солнца в Тельца
- 23 апреля - 13 мая - ахроническое повышение Лиры - осеменение крупного рогатого скота
- 25-30 апреля - гелиакальный закат Собаки - посев могара и проса
- 29 апреля - 8 мая - гелиакальный восход Козы - хорошая погода - окончание позднего посева
- 22 апреля - 11 мая - гелиакальный восход Плеяд - благоприятная навигация - ловля тунца - производство сыра, первый сбор меда, прорастание виноградной лозы и оливкового дерева
- 3 мая - ахронический восход Кентавра
- 10 мая - начало лета
- 11 мая - 7 июня - ахронический закат Волопаса - случки овец
- 19 мая - вхождение Солнца в Близнецы
- 21 мая - 15 июня - гелиакальный восход Плеяд - дожди
- 25 мая - 2 июня - ахронический подъем Орла - сенокос
- 10-17 июня - ахроническое восхождение Дельфина
- 15 июня - 6 июня - гелиакальный восход Ориона - грозы
- 19 июня - вхождение Солнца в Рак
- 21 июня - гелиакальный закат Змееносца
- 25 июня - летнее солнцестояние - урожай пшеницы
- 4 июля - ахронический закат Короны
- 6 июля - гелиакальный восход Рака
- 8 июля - ахронический закат Козерога
- 9 июля - ахронический восход Цефея
- 15 июля - гелиакальный восход Проциона
- 18-26 июля - гелиакальный восход Пса - жара
- 20 июля - вхождение Солнца во Льва - жаркая засуха
- 20-30 июля - ахронический закат Орла - окончание спаривания овец
- 27 июля - 7 августа - ахронический закат Водолея
- 29 июля - гелиакальный восход Наугольника
- 12-14 августа - ахронический закат Дельфина - бури - большая часть сельскохозяйственных работ заканчивается
- 15 августа - Feriæ Augusti (отдых Августа), сегодня по-итальянски Ferragosto (ныне по-русски успение Богородицы) - трудящиеся поздравляли своих владельцев, получая взамен чаевые
- 11-23 августа - ахронический закат Лиры - начало осеннего сева кормов
- 20 августа - вхождение Солнца в Деву - посев репы и рапса
- 27 августа - 5 сентября - гелиакальный восход Спики - сбор винограда
- 31 августа - ахронический восход Андромеды
- 1-21 сентября - ахронический закат Рыб
- 4-5 сентября - ахронический закат Стрелы
- 7-9 сентября - ахроническое появление Козы - дожди
- 5-17 сентября - гелиакальное появление Волопаса - бури, грозы, град - распашка засушливых земель; сбор меда; третье прорастание деревьев
- 12-20 сентября - отлет ласточек
- 13 сентября - ахроническое появление Кита - бури
- 18 сентября - 6 октября - гелиакальный восход Спики
- 19 сентября - гелиакальный восход Чаши
- 19 сентября - вхождение Солнца в Весы - вспашка; посев ячменя
- 21 сентября - 6 октября - ахронический закат Овна
- 24-26 сентября - осеннее равноденствие
- 27 сентября - 6 октября - ахроническое появление Козлят - дожди, грозы, бури
- 22 октября - 20 ноября - ахронический закат Тельца
- 23-25 октября - гелиакальное появление Кентавра
- 26 октября - 13 ноября - гелиакальный восход Скорпиона
- 29 октября 2 ноября - гелиакальный закат Волопаса - бури - посев бобовых и рубка леса
- 30 октября - 16 ноября - гелиакальное появление Лиры - дожди
- 30-31 октября - ахронический закат Кассиопеи - дожди, грозы
- 4-15 ноября - гелиакальное появление Короны - дождь - посев бобов
- 7 ноября - 6 декабря - ахронический закат Ориона - бури
- 10 ноября - ахронический восход Плеяд
- 15-16 ноября - ахроническое появление Плеяд
- 19 ноября - вхождение Солнца в Скорпион
- 28 ноября - 13 декабря - ахронический закат Плеяд - опасная навигация - пахота; сбор меда; посев льна , пшеницы и мака
- 6 декабря - гелиакальное появление Стрельца
- 7-20 декабря - гелиакальный восход орла - бури, грозы, проливные дожди - четвертая всхожесть деревьев, обрезка виноградной лозы
- 9 декабря - гелиакальное восхождение Антареса
- 10 декабря - начало зимы - сжигание деревьев, первый перелив вина
- 11-23 декабря - ахронический закат Козы и Козлят - дождь, ненастье
- 17 декабря - вхождение Солнца в Козерог
- 18 декабря - вхождение Солнца в Стрельца
- 18 декабря - ахронический восход Ориона
- 22 декабря - ахронический закат Зайца
- 23 декабря - зимнее солнцестояние - дождь и гроза - посадка вишневых деревьев
- 25 декабря - ахронический закат Сириуса
- 25-29 декабря - гелиакальный закат Короны - ненастная погода - посев пшеницы, второй перелив вина
- 25-31 декабря - гелиакальный закат Водолея
- 27 декабря - 9 января - гелиакальное появление Дельфина
- 29-30 декабря - гелиакальный закат Орла
- 30 декабря - ахроническое появление Сириуса
Годы
В начале республики годы не считались, а определялись по имени действующего консула. В поздней республике их стали отсчитывать от основания Рима (ab Urbe condita), т. е. с 753 года до н.э., поэтому в некоторых надписях за числом года следует аббревиатура AVC, Ab Urbe Condita (от основания города).
Во времена поздней Империи также было принято считать их от вступления в должность Диоклетиана с аббревиатурой AD, Anno Diocletiani , не путать с аббревиатурой AD, используемой в средние века Anno Domini (Год Господень).
Нундинальный цикл
У римлян была неделя из восьми дней, отмеченная буквами от А до Н, и она называлась циклом нундиналов (nundinaliæ), потому что она перемежалась рыночными днями, нундинами (nundinæ).
Однако они назывались нундиналия (период в 9 дней) из-за римского обычая включать в исчисление временных циклов также первый день следующего цикла (след этого можно найти и сегодня в поговорке «сегодня в восьмой», широко распространенная, особенно на юге Италии, для обозначения того же дня следующей недели).
Поскольку продолжительность года не была кратна 8 и всегда начиналась с буквы «А», нундинальная буква, оставаясь постоянной в течение года, не была такой же из года в год.
Нундинальный цикл устанавливал базарные дни, когда крестьяне шли в город продавать продукты, купленные людьми, на восемь дней, до следующего нундина. Закон 287 г. до н.э. , Lex Hortensia (от диктатора Квинта Гортензия), запрещал митинги и выборы в этот день, хотя разрешал проведение судебных слушаний.
Нундинальный цикл был заменен семидневной неделей в начале имперского периода с юлианским календарем. Некоторое время неделя и нундинальный цикл сосуществовали, но когда неделя была официально установлена Константином I в 321 году нашей эры , нундинальный цикл уже вышел из употребления.
Семидневная неделя и еженедельный отдых были окончательно введены в христианскую эпоху, начиная с восточных провинций Римской империи, по образцу еврейской недели (в свою очередь производной от вавилонской, с заимствованным названием дней от планет).
Константин заменил dies solis (день солнца) с dies dominica (день Господень), как компромисс между языческим и христианским миром. Таким образом, еврейская неделя стала официальной, но с днями, названными именами языческих богов.