Найти в Дзене
Z-Машины

Российские подводные лодки мечта владычицы морей

Оглавление
Российские подводные лодки наглядно демонстрируют конец господства НАТО на морях
Российские подводные лодки наглядно демонстрируют конец господства НАТО на морях

Последние годы союзники по НАТО стали свидетелями значительного увеличения патрулирования русских субмарин в районах операций альянса. Согласно подсчётам разведки Британии - бывшей владычицы морей, начиная с 2011 по 2017 год, число подводных российских патрулей увеличилось десятикратно. Британские военно-морские силы фиксировали субмарины русских в местах явно уязвимых для НАТО. Всего в 350 километрах от восточного побережья США, рядом с базой британских средств ядерного сдерживания и рядом с важными коммуникационными кабельными системами заметили русские субмарины.

Выводы Британии: российские подводные лодки беспрепятственно бороздят Атлантику, тестируют оборону альянса, противостоят господству владычицы морей - Британии, и, главное - готовятся к атаке на демократию мира.

Российские подводные лодки атака на демократию мира

Российские подводные лодки представляют самую непосредственную подводную угрозу Североатлантическому союзу, но есть также другие флотилии, несущие беспокойство истинным демократам. Взять, к примеру, расширяющиеся глобальные набеги Китая, определяемые инициативой «Один пояс - один путь» или растущее присутствие Китая в Арктике. Оба агрессора – Россия и Китай, идут рука об руку, увеличивая инвестиции в военно-морскую базу, включая модернизацию парков субмарин.

Или ещё наглядный пример: Северная Корея, страна, которая стремится создать оперативное ядерное сдерживание, направленное против свободы и демократии, в частности, против одного из союзников по НАТО. Военно-морской флот Северной Кореи стремится разработать подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами морского базирования – антидемократичного боя.

Но увеличение числа патрулей российских подводных лодок больше всего беспокоит политическое и военное руководство Североатлантического союза. Ещё в Первую мировую войну российские подводные лодки представляли серьёзную угрозу для гражданских и военно-морских судов по причинам:

  • малозаметности,
  • бесшумности,
  • высокой скорости.

Одна-единственная российская подводная лодка способна перекрыть стратегическую морскую узкую точку, угрожать всему - от торговых судов, до авианосных ударных групп. Таким образом, российские подводные лодки склонны препятствовать проецированию военно-морской мощи, нарушать важные морские пути сообщения.

Оснащённые крылатыми ракетами для поражения наземных целей, российские подводные лодки держат под угрозой критические точки на суше. Короче говоря, каждая российская подводная лодка является стратегическим активом, согласно ещё и утверждениям генералов немецкого подводного флота.

Российские подводные лодки ассиметричная гибридная тактика

В отличие от других «жёстких» военных средств, тех же танков или самолётов, российские подводные лодки очень хорошо подходят для асимметричной и гибридной тактики, потому что (дословно) несут обман и отрицания. В частности, существенно возросла угроза подводным кабелям связи альянса.

По таким кабелям передается около 80% данных между Северной Америкой и Европой, согласно информации Военно-морского командования союзников. Через спутники передача составляет не больше 10% от общего объёма трансатлантической передачи данных. Соответственно, практически весь трафик НАТО идёт по кабелям времён холодной войны.

Весь мир вместе с Британией, с ужасом наблюдает нашествие китайских субмарин
Весь мир вместе с Британией, с ужасом наблюдает нашествие китайских субмарин

Российские подводные лодки специального назначения играют ключевую роль в плане угроз подводным кабелям альянса. Субмарины русских способны скрытно прослушивать передачу, а в ином случае готовы просто перерезать кабели с целью нарушения работы жизненно важных служб блока.

Следует отметить: НАТО испытывает острую нехватку средств противолодочной обороны. Фактически блок НАТО столкнулся с ситуацией, когда имеет место недостаток высококлассных охотников за российскими подводными лодками. Альянс слишком поздно осознал эту нехватку сил и средств, но теперь взял обязательство исправить ситуацию:

  • выполнить стратегические оценки,
  • укрепить военно-морское присутствие,
  • инициировать реформы механизмов командования и управления,
  • активизировать режим противолодочных учений.

Конечно, задача противолодочной обороны альянса требует повсеместной адаптации, но никакая адаптация не может компенсировать наличие достаточного количества нужных способностей. Ниже специальный отчёт уделяет основное внимание необходимости восстановления средств противолодочной обороны НАТО в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Специальный отчёт Британии о значении моря для альянса

Значение морских просторов мира для альянса трудно переоценить. Очевидный момент - система защиты Европы держится на двух столпах:

1. Военная мощь Североатлантического союза, включая силы Канады и США, присутствующие в Европе.

2. Возможности укрепления и пополнения запасов техники североамериканских союзников, а также личного состава на европейском континенте во время кризиса или войны.

Международное право, нормы и многонациональные институты лежат в основе принципа свободы судоходства в мирное время. Однако в непредвиденных ситуациях Североатлантический союз способен гарантировать такую свободу только в том случае, если есть возможность осуществлять контроль над морями и проецировать силу внутрь этой структуры и через эту структуру.

Специальная российская подводная лодка для обрезания кабелей союзников НАТО
Специальная российская подводная лодка для обрезания кабелей союзников НАТО

Как следует из названия, Северная Атлантика является сердцевиной Организации Североатлантического договора. Это жизненно важная часть зоны ответственности НАТО и важнейшая морская линия связи. По сути, это «кровь блока НАТО», согласно выражению бывшего верховного главнокомандующего объединёнными силами НАТО в Европе. Помимо военного значения, Северная Атлантика также остаётся ключом к экономическому процветанию Северной Америки и Европы, содержит важные подводные кабели связи демократии и свободы.

Северная Атлантика важный морской район НАТО

Северная Атлантика рассматривается самым важным морским районом для Североатлантического союза. Соответственно, блоку НАТО следует находиться в адекватном состоянии, чтобы осуществлять контроль или гарантировать доступ к другим морским районам собственной ответственности, особенно к морям:

  • Балтийскому,
  • Средиземному,
  • Чёрному.

Балтийское море соединяет девять европейских стран, в том числе шесть союзнических государств. Морское движение на Балтике очень плотное. С регионом связано почти 15% мировых морских грузоперевозок. Более того, Балтийское море является третьим по важности энергетическим узлом после Ормузского и Малаккского проливов.

Если российским подводным лодкам когда-либо удастся закрыть 104-километровую сухопутную границу между Польшей и Литвой (Сувалкский проход), это событие станет катастрофой для свободного мира. Морские подходы Балтийского моря - единственный жизнеспособный маршрут подкрепления и пополнения запасов молодых демократических, освободившихся от гнёта стран:

  • Эстонии,
  • Латвии,
  • Литвы.

Последнее десятилетие показывает, насколько Средиземное море приобретает всё большее значение для Североатлантического союза и особенно для девяти союзников по береговой зоне. На морскую торговлю между странами региона приходится почти четверть мировой морской торговли.

Ещё одной ключевой причиной остаётся сохраняющаяся сложная обстановка в плане безопасности в странах Магриба и Восточного Средиземноморья. Явно заметным признаком растущего значения Средиземного моря для американцев стал переезд штаба Шестого флота США из Лондона в Неаполь ещё в середине 2000-х годов.

Чёрное море сложная геополитическая среда НАТО

Чёрное море отмечается гораздо меньшим числом морских перевозок, представляет очень сложную геополитическую среду для НАТО в целом, а также для стран:

  • Болгарии,
  • Румынии,
  • Турции.

Это особенно актуально после российско-грузинского конфликта 2008 года, незаконной аннексии Крыма Россией в 2014 году и продолжающейся агрессии на востоке Украины. Военная картина остаётся сложной для всех сторон. Конвенция Монтрё 1936 г. налагает жёсткие правовые ограничения в отношении военных кораблей. Объем этих ограничений различается для прибрежных и неприбрежных государств.

Переход российской подводной лодки "Краснодар" через турецкий пролив
Переход российской подводной лодки "Краснодар" через турецкий пролив

Нечерноморские страны не в состоянии переправлять подводные лодки через Турецкие проливы. Ограничения распространяются также на надводные корабли. Ограничения применяются к размерам кораблей и флотов, а также к продолжительности пребывания (максимум 21 день). Более того, причерноморские страны имеют право отправлять подводные лодки через проливы только в одном случаю.

Например, если субмарины прибывают к порту приписки в Чёрном море впервые или когда возвращаются с технического обслуживания или ремонта, проводимого за пределами Чёрного моря. Этот момент напрямую касается двух новых российских подводных лодок, приписанных недавно к Черноморскому флоту.

Поскольку в связи с изменением климата возникают новые возможности и проблемы, Крайний Север становится ещё одним районом, заслуживающим пристального внимания со стороны Североатлантического союза. Арктические нефтегазовые проекты способны изменить глобальный энергетический рынок. Новые морские пути, соединяющие Атлантику и Тихий океан, способны изменить глобальную торговлю.

На коммерческий промысел в Северной Атлантике и северной части Тихого океана уже приходится около 40% вылова коммерческой рыбы во всём мире. Туризм также на подъёме. В общем, человеческий след в Арктике увеличивается, а вместе с тем растут и государственные интересы. Российские подводные лодки идеально приспособлены для работы в Арктике.

Таким образом, русские субмарины демонстрируют присутствие русских, собирают ценную информацию, ставят гибридные задачи и перекрывают всё более загруженные узкие места в Арктике. Помимо России как арктического государства, китайские инженеры работают над созданием ледоходных подводных лодок для Арктики. Соединённые Штаты отмечают: Китай стремиться наводнить подводными лодками Арктику в будущем.

По материалам: IISS