Как связаны вера и психическое здоровье человека?
Взгляда здесь два:
- Первый, что вера негативно влияет на психическое здоровье.
- Второй, вера положительно влияет на психическое здоровье.
Под верой понимается чувство присутствия в своей жизни Бога.
Первый взгляд.
Первый взгляд, что вера в Бога вредит психическому здоровью, идет от психиатров атеистического уклона. Так, например, считал З.Фрейд, основатель психоанализа. Также, Альберт Эллис, Уэндалл Уотерс и ряд других.
Куда хлеще – работа знаменитого итальянского психиатра еврейского происхождения - Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». Ломброзо долгое время занимался судебной психиатрией, имел богатейший опыт исследования преступников и подсудимых.
В своей книге, Ломброзо прошелся почти по всем гениям человечества, выявив в них симптоматику серьезного сумасшествия. Книга оставляет удручающее впечатление. Возникает вопрос: кто же нормален в этой жизни?
О вреде популяризации психиатрии в массы.
Популяризация психиатрии в массы (начиная с психоанализа, работа "Психопатология обыденной жизни") нанесло вред общественному сознанию. Людям внушили психиатры идею, что они ненормальны и многие в это поверили. Стали копаться в себе, своем детстве, других людях. Увлечение этим к добру не ведет. Если интересно, прочитайте, к чему привело увлечение психоанализом писателя Михаила Зощенко.
Не святотатство ли?
Психиатрия, как сфера исследования, расширила свои горизонты, кинув свой взор не только на гениев, обычных людей и преступников, но и на святых.
Недавно, читал на портале журналиста Александра Невзорова, что он считает не вполне нормальными многих святых, по большей части - католических, но и ряд православных (75 процентов, по Невзорову). Это личный взгляд журналиста, который он обосновывает ссылками на авторов из психиатрии. На мой взгляд это, скорее, святотатство, нежели объективная истина.
Что замечают психиатры?
В психиатрии замечен такой момент, что при определенных жизненных обстоятельствах и патологиях, у людей может повышаться интерес к религии (отмечали такие авторы, как Ганнушкин, Блейлер, Крепелин, Юнг и др). Такое же отмечается и в области изучения стрессов (Ганс Селье и другие).
Специалисты в сфере психиатрии, подчеркивают, что не вера приводит к отклонению (то есть выступает причиной). Наоборот. Отклонение психики, вследствие жизненных травм и кризисов, приводит к погружению в веру, интерес к духовной жизни, религии. Вопрос лишь в том, насколько правильно, с разумением, погружается человек в это. Во спасение себе или во вред.
Как объяснить этот феномен?
При определенных, противоестественных, влияниях среды (политических, экономических, социальных, экологических условиях) психика человека не выдерживает таких средовых и жизненных нагрузок. Кризисы в мире, стране, смены политических строев, война, семейные драмы, потери близких, рабочие драмы, карьерные дефолты – все это травмирующие причины вредного средового воздействия.
Человек, в глубине души, понимает ситуацию и что с ним происходит. Но не в силах этому противостоять. Ему не хватает внутренних сил и возможностей бороться, найти решения.
Когда причиной выступает противоестественное среды, то компенсаторным, исцеляющим фактором, противоядием является сверхъестественное.
Человек, понимая это, интуитивно ищет спасительное сверхъестественное и обращается в эту область. Если он не теряет связи с реальностью в своем поиске, не теряет осознанности, самосознания, то не уходит в патологию. Если теряет такую связь, уходит в нереальные миры, начинает верить в ложные посылки и домыслы ( религии используется термин "прельщение" в этом случае) – то может усугубить психическое отклонение.
Говоря о первом взгляде, стоит сказать, что он может иметь место в малом количестве случаев. Здесь важным критерием нормы является связь с реальностью.
Второй взгляд.
Второй взгляд, что вера (читай, правильная духовная жизнь) положительно соотносится с психическим здоровьем.
Верующие люди – люди гармоничные, сбалансированные, более счастливые.
Почему это так?
В ходе духовной жизни, человек обретает, усиливает добродетели души. Добродетели души - это прочный фундамент психической жизни в любые времена. В изменчивом мире добродетели - надежные точки опоры. И спасительные для человека. Духовная жизнь не дает добродетелям угасать.
Что говорят исследователи?
Недавно ознакомился с работами американских исследователей в этой области. Например. Дэвид Ларсон и соавторы «Религиозная посвященность и психическое здоровье». Также и с рядом статей в Американском журнале по психиатрии.
Американские исследователи отмечают, что среди людей, верующих и правильно ведущих духовную жизнь меньше суицидов, наркомании, алкоголизма, грязной жизни, более низкий уровень депрессий. 45 процентов исцеления духовными методами религии, против 5 процентов обычными. Разница в 9 раз. Существенная. Духовная жизнь держит человека в хорошей нравственной, духовной форме.
Что дает духовная жизнь?
Люди, ведущие духовную жизнь, с опытом ее, стяжают такие добродетели души как размеренность и духовный разум, смирение и смиренномудрие, умение внимать Богу в реальности, событиях жизни. Такие люди мыслят яснее, четче, не склонны к экстремумам жизни, понимают и держатся во всем меры, лучше проходят трудности, лучше понимают себя и других. У них чище и чутче совесть, сильнее и чутче интуиция. Совесть и интуиция помогают им принимать правильные межличностные и жизненно важные решения.
Люди, ведущие правильную духовную жизнь, склонны к общению, поддержке, правильной, поддерживающей социализации. Они интуитивно избегают общения с криминальными и патологическими типами личностей, склонны находить близких по духу, хороших людей, объединяться, усиливать положительное общение. Они не просто социализированны, но социализированны положительно.
Исследования в этой области замечают такие вещи:
- Неважно, какое именно вероисповедание у человека. Важно, что человек верит Богу, чувствует Его присутствие в своей жизни.
- Не воинствующие атеисты и мирные верующие не конфликтуют между собой и входят в норму психической жизни.
- Воинствующие атеисты, как и фанатичные верующие (любой религии) входят в группу риска нарушения психического здоровья и последствий этого нарушения.
- Большее душевное благополучие зависит в большей мере зависит от того, насколько благополучны условия жизни в стране, где они проживают.
Так, например, в Японии процент людей с психическими отклонениями - 7 процентов. В США - этот показатель составляет 25 процентов. При этом, в США хорошо развита сфера психиатрии для населения. Не считается зазорным иметь семейного психиатра, консультироваться и проходить курсы психотерапии. Это не конфликтует с посещением церквей, ведением духовной жизни. Одно другому не мешает. Психику травмируют ненормальные условия жизни. Богослужения и духовная жизнь помогают настроиться на правильный духовный лад с Богом. Разные системы отношений.
В заключении краткие пункты о том, что есть положительная духовная жизнь, о которой сказано было выше.
Что такое опыт духовной жизни?
- вера Богу, ощущение Его присутствия в своей жизни,
- поиск истинного своего призвания по Промыслу Божьему и смысложизненная направленность,
- посещение богослужений, духовные песнопения,
- молитвенный опыт умной и сердечной молитв,
- посты,
- чтение святой литературы и постижение нравственного мира чистоты и святости,
- милосердие, благодарение, меценатство, как духовно-социальное поведение.
- общение с жизнеутверждающими, верующими людьми,
- совместные молитвы,
- соблюдение заповедей и норм духовной жизни в реальных ситуациях жизни.
- работа над собой, своим внутренним миром, работа с помыслами и душевными состояниями.
Все эти факторы весьма положительно влияют на психическое здоровье.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.