Найти тему
Игорь Орлов

Вера и психическое здоровье

Как связаны вера и психическое здоровье человека?

Взгляда здесь два:

  • Первый, что вера негативно влияет на психическое здоровье.
  • Второй, вера положительно влияет на психическое здоровье.

Под верой понимается чувство присутствия в своей жизни Бога.

Первый взгляд.

Первый взгляд, что вера в Бога вредит психическому здоровью, идет от психиатров атеистического уклона. Так, например, считал З.Фрейд, основатель психоанализа. Также, Альберт Эллис, Уэндалл Уотерс и ряд других.

Врач психиатр, ученый исследователь Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа (фото из Яндекс Картинки)
Врач психиатр, ученый исследователь Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа (фото из Яндекс Картинки)

Куда хлеще – работа знаменитого итальянского психиатра еврейского происхождения - Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». Ломброзо долгое время занимался судебной психиатрией, имел богатейший опыт исследования преступников и подсудимых.

Чезаре Ломброзо, психиатр - криминалист, исследователь (фото из Яндекс Картинки)
Чезаре Ломброзо, психиатр - криминалист, исследователь (фото из Яндекс Картинки)

В своей книге, Ломброзо прошелся почти по всем гениям человечества, выявив в них симптоматику серьезного сумасшествия. Книга оставляет удручающее впечатление. Возникает вопрос: кто же нормален в этой жизни?

О вреде популяризации психиатрии в массы.

Популяризация психиатрии в массы (начиная с психоанализа, работа "Психопатология обыденной жизни") нанесло вред общественному сознанию. Людям внушили психиатры идею, что они ненормальны и многие в это поверили. Стали копаться в себе, своем детстве, других людях. Увлечение этим к добру не ведет. Если интересно, прочитайте, к чему привело увлечение психоанализом писателя Михаила Зощенко.

Михаил Зощенко, писатель - фельетонист, одно время увлекавшийся психоанализом (фото из Яндекс Картинки)
Михаил Зощенко, писатель - фельетонист, одно время увлекавшийся психоанализом (фото из Яндекс Картинки)

Не святотатство ли?

Психиатрия, как сфера исследования, расширила свои горизонты, кинув свой взор не только на гениев, обычных людей и преступников, но и на святых.

Недавно, читал на портале журналиста Александра Невзорова, что он считает не вполне нормальными многих святых, по большей части - католических, но и ряд православных (75 процентов, по Невзорову). Это личный взгляд журналиста, который он обосновывает ссылками на авторов из психиатрии. На мой взгляд это, скорее, святотатство, нежели объективная истина.

Александр Невзоров, журналист, телеведущий, депутат Госдумы (фото из Яндекс Картинки)
Александр Невзоров, журналист, телеведущий, депутат Госдумы (фото из Яндекс Картинки)

Что замечают психиатры?

В психиатрии замечен такой момент, что при определенных жизненных обстоятельствах и патологиях, у людей может повышаться интерес к религии (отмечали такие авторы, как Ганнушкин, Блейлер, Крепелин, Юнг и др). Такое же отмечается и в области изучения стрессов (Ганс Селье и другие).

Карл Густав Юнг, щвецарский психиатр, ученик Фрейда, создатель направления аналитической психологии и юнгианского анализа. Автор концепции коллективного бессознательного и психологической типологии личности.
Карл Густав Юнг, щвецарский психиатр, ученик Фрейда, создатель направления аналитической психологии и юнгианского анализа. Автор концепции коллективного бессознательного и психологической типологии личности.

Специалисты в сфере психиатрии, подчеркивают, что не вера приводит к отклонению (то есть выступает причиной). Наоборот. Отклонение психики, вследствие жизненных травм и кризисов, приводит к погружению в веру, интерес к духовной жизни, религии. Вопрос лишь в том, насколько правильно, с разумением, погружается человек в это. Во спасение себе или во вред.

Как объяснить этот феномен?

При определенных, противоестественных, влияниях среды (политических, экономических, социальных, экологических условиях) психика человека не выдерживает таких средовых и жизненных нагрузок. Кризисы в мире, стране, смены политических строев, война, семейные драмы, потери близких, рабочие драмы, карьерные дефолты – все это травмирующие причины вредного средового воздействия.

Человек, в глубине души, понимает ситуацию и что с ним происходит. Но не в силах этому противостоять. Ему не хватает внутренних сил и возможностей бороться, найти решения.

Когда причиной выступает противоестественное среды, то компенсаторным, исцеляющим фактором, противоядием является сверхъестественное.

Человек, понимая это, интуитивно ищет спасительное сверхъестественное и обращается в эту область. Если он не теряет связи с реальностью в своем поиске, не теряет осознанности, самосознания, то не уходит в патологию. Если теряет такую связь, уходит в нереальные миры, начинает верить в ложные посылки и домыслы ( религии используется термин "прельщение" в этом случае) – то может усугубить психическое отклонение.

Говоря о первом взгляде, стоит сказать, что он может иметь место в малом количестве случаев. Здесь важным критерием нормы является связь с реальностью.

Второй взгляд.

Второй взгляд, что вера (читай, правильная духовная жизнь) положительно соотносится с психическим здоровьем.

Верующие люди – люди гармоничные, сбалансированные, более счастливые.

Почему это так?

В ходе духовной жизни, человек обретает, усиливает добродетели души. Добродетели души - это прочный фундамент психической жизни в любые времена. В изменчивом мире добродетели - надежные точки опоры. И спасительные для человека. Духовная жизнь не дает добродетелям угасать.

Что говорят исследователи?

Недавно ознакомился с работами американских исследователей в этой области. Например. Дэвид Ларсон и соавторы «Религиозная посвященность и психическое здоровье». Также и с рядом статей в Американском журнале по психиатрии.

Американские исследователи отмечают, что среди людей, верующих и правильно ведущих духовную жизнь меньше суицидов, наркомании, алкоголизма, грязной жизни, более низкий уровень депрессий. 45 процентов исцеления духовными методами религии, против 5 процентов обычными. Разница в 9 раз. Существенная. Духовная жизнь держит человека в хорошей нравственной, духовной форме.

Что дает духовная жизнь?

Люди, ведущие духовную жизнь, с опытом ее, стяжают такие добродетели души как размеренность и духовный разум, смирение и смиренномудрие, умение внимать Богу в реальности, событиях жизни. Такие люди мыслят яснее, четче, не склонны к экстремумам жизни, понимают и держатся во всем меры, лучше проходят трудности, лучше понимают себя и других. У них чище и чутче совесть, сильнее и чутче интуиция. Совесть и интуиция помогают им принимать правильные межличностные и жизненно важные решения.

Люди, ведущие правильную духовную жизнь, склонны к общению, поддержке, правильной, поддерживающей социализации. Они интуитивно избегают общения с криминальными и патологическими типами личностей, склонны находить близких по духу, хороших людей, объединяться, усиливать положительное общение. Они не просто социализированны, но социализированны положительно.

Исследования в этой области замечают такие вещи:

  • Неважно, какое именно вероисповедание у человека. Важно, что человек верит Богу, чувствует Его присутствие в своей жизни.
  • Не воинствующие атеисты и мирные верующие не конфликтуют между собой и входят в норму психической жизни.
  • Воинствующие атеисты, как и фанатичные верующие (любой религии) входят в группу риска нарушения психического здоровья и последствий этого нарушения.
  • Большее душевное благополучие зависит в большей мере зависит от того, насколько благополучны условия жизни в стране, где они проживают.

Так, например, в Японии процент людей с психическими отклонениями - 7 процентов. В США - этот показатель составляет 25 процентов. При этом, в США хорошо развита сфера психиатрии для населения. Не считается зазорным иметь семейного психиатра, консультироваться и проходить курсы психотерапии. Это не конфликтует с посещением церквей, ведением духовной жизни. Одно другому не мешает. Психику травмируют ненормальные условия жизни. Богослужения и духовная жизнь помогают настроиться на правильный духовный лад с Богом. Разные системы отношений.

В заключении краткие пункты о том, что есть положительная духовная жизнь, о которой сказано было выше.

Что такое опыт духовной жизни?

  • вера Богу, ощущение Его присутствия в своей жизни,
  • поиск истинного своего призвания по Промыслу Божьему и смысложизненная направленность,
  • посещение богослужений, духовные песнопения,
  • молитвенный опыт умной и сердечной молитв,
  • посты,
  • чтение святой литературы и постижение нравственного мира чистоты и святости,
  • милосердие, благодарение, меценатство, как духовно-социальное поведение.
  • общение с жизнеутверждающими, верующими людьми,
  • совместные молитвы,
  • соблюдение заповедей и норм духовной жизни в реальных ситуациях жизни.
  • работа над собой, своим внутренним миром, работа с помыслами и душевными состояниями.

Все эти факторы весьма положительно влияют на психическое здоровье.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.