31 марта 1999 года на экраны кинотеатров вышла «Матрица» — киберпанк-боевик режиссёрского дуэта братьев Вачовски. Сочетание эффектных перестрелок и кунг-фу, новаторских спецэффектов вроде «буллет тайма» и философского сюжета о реальности окружающего мира принесли ей огромный успех. Фильм разобрали на цитаты и мемы, компания Warner Brothers одобрила продолжение, а образы киногероев в солнцезащитных очках и чёрных плащах стали по-настоящему культовыми. Особенно повезло главному герою фильма, программисту и хакеру Нео, который стал воплощением мечтаний IT-работников и просто героем своего времени.
Согласно сюжету «Матрицы», Нео, или Томас Андерсон, живёт в предельно реалистичной симуляции настоящего мира, Матрице. Большую часть жизни он не знал об этом факте. В первой половине истории Нео должен сделать выбор: уютная виртуальная реальность с качественной имитацией чувств вроде запахов и вкусов или разрушенный войной настоящий мир. За право на свободу Нео приходится сразиться с программами безопасности Матрицы, агентами, а также с беспощадными разумными машинами-спрутами — настоящими хозяевами симуляции, использующими людей как «батарейки» для системы.
Большую часть экранного времени герои фильма заняты либо поединками, либо философскими диалогами. Настоящая сцена взлома только одна — зато правдоподобная, с поиском уязвимостей в протоколе SSH и использованием реального программного обеспечения, червя sshnuke. Тем не менее «Матрица» посвящена больше метафорическому взлому виртуального мира, противостоянию каким-то навязанным рамкам.
Понимая логику цифровой реальности, Нео учится летать, уклоняться от пуль и сражаться со сверхчеловеческой силой. Разумеется, в нашем мире такое не провернуть — зато можно создать копию голоса и даже личности другого человека. По словам специалистов по информационной безопасности, фильм ярко показывает власть программного обеспечения над реальным миром и потенциал хакерских навыков, который только продолжает расти с каждым годом.
Благодаря удачно выбранным и проработанным образам виртуального города компьютерные специалисты регулярно вспоминают про «Матрицу» для приведения аналогий, как красивую метафору или просто развлечения ради. Например, в 2016 году исследователи из Мичиганского университета во время эксперимента скрыли ловушку для утечки данных в системе электропитания чипа — то есть, согласно их описанию, «вне Матрицы». Программисты рассматривают её в контексте написания кода, а специалисты по компьютерной безопасности размышляют о том, как фильм иллюстрирует современные проблемы в этой сфере.
Любовь IT-специалистов к «Матрице» проявляется по-разному. Например, кто-то пытается воссоздать визуальные эффекты из фильма, а кто-то — сохранить её наследие. В этом плане особенно повезло ММО-проекту по франшизе, The Matrix Online. Игра вышла уже в середине 2000-х, после финала трилогии, и не снискала успеха большого успеха. Проект закрылся в 2009-м, но не утратил любви самых преданных фанатов.
Один из них, Rajko, незадолго до гибели проекта взломал его сетевой код игры и скопировал основы логики движка. Уже после закрытия серверов он продолжил обратную разработку The Matrix Online и даже добился определённого успеха — воссоздал собственную копию мира, внутриигровых персонажей и даже некоторые паттерны их поведения. Таким образом, наследие «Матрицы» выжило исключительно благодаря инженерному навыку фаната.
Матрица сделала образ «хакера» в глазах общества по-настоящему крутым. Солнцезащитные очки и чёрные плащи главных героев прочно вошли в моду — их влияние легко увидеть в том числе и в современных киногероях вроде Джона Уика. Такое изображение айтишников, конечно же, понравилось им самим. Образ Нео смещал акцент с тощего красноглазого компьютерщика на уверенного в себе человека, который может с помощью интеллекта и знаний взломать мир, проникнуть за грань дозволенного. Нео стали подражать — один из известных хакеров выбрал свой никнейм именно в его честь.
Иван Маренков, руководитель программ проектов компании «Сервионика», считает, что «Матрица» больше не о программировании, а о противостоянии системе, взломе реальности. А хакинг, информационные технологии в этом случае — лишь второстепенный инструмент. В то же время Алексей, старший разработчик С++, в разговоре с «Базой» отметил, что именно «Матрица» убедила его в начале 2000-х взяться за учебник по С++ и заняться программированием: выбор, о котором он не жалеет и сегодня.
Так или иначе, главный герой «Матрицы» остаётся взломщиком, то есть попросту киберпреступником. Строго говоря, влияние фильма убедило многих школьников и студентов не столько кинуться взламывать банки, сколько изучать IT: стать программистами, специалистами по компьютерной безопасности, системными администраторами. В этом смысле «Матрица» продолжает быть убедительной и сегодня — ведь какой другой фильм столь же ярко продемонстрирует богатство возможностей, которые дарит изучение IT? Тем более что с развитием VR и метавселенных мы стали несколько ближе к придуманному фантастами миру: может быть, спустя десятилетие у хакеров будет гораздо больше общего с Нео, чем сегодня.
#кино #фильмы #it #программист #матрица #хакеры