Расстрел царской семьи 17 июля 1918г., по мнение многих сторонников Романовых тогда и некоторых историков сегодня вовсе не был ещë концом российской монархии. Я сейчас говорю не про некого князя Георгия, устроившего при содействии наших властей не так давно странную и не понятную свадьбу в Исаакиевском соборе. Речь про дела, имевшие место быть в те времена, когда предмет разговора, русский престол, ещë был, или хотя бы казался чем-то относительно реальным.
Строго говоря трагедия 1918 г. В Екатеринбурге к монархии как к институту власти имела уже весьма опосредованное отношение. Отречение Николая II на тот момент было принято на всех уровнях включая даже церковный. Так что как ни крути, но расстрелян был гражданин Романов с семьёй и приближенными, никак не император.
Однако кончилась ли монархия в России после отречения Николая II, и был ли он действительно, как его сейчас принято называть, "последним императором", - тут уже точки зрения расходятся.
Дело в том, что Николай отрёкся и за себя и за сына, но не просто так, а в пользу младшего брата Михаила. Который и ранее долгое время до рождения царевича Алексея являлся официальным наследником. Кроме того, Михаил Александрович манифестом 1904 г. назначался регентом при Алексее, если Николаю случится умереть до совершеннолетия сына.
С 1912 г. положение Михаила существенно ухудшилось, вследствие его самовольного и тайного вступления в брак с Натальей Шереметьевской, имевшей за плечами на тот момент уже два развода и категорически не одобряемой Николаем в качестве члена императорской семьи. Михаил с женой были высланы за границу, его уволили со всех постов. Какое-то время Николай полагал, что "... между мною и им сейчас все кончено".
Ситуация изменилась с началом Первой мировой войны. Михаилу Александровичу было разрешено вернуться в Россию и снова поступить на службу. Во время войны он был награждён Орденом Святого Георгия, кроме того, его отношения с царственным братом весьма улучшились. Его жене и рожденному ей сыну Георгию был дарован титул графов Брасовых.
Узнав об отречении Николая, Михаил власти не принял, но и не отказался от нее, передав полномочия принять решения по данному вопросу Учредительном собранию.
Вот тут и начинаются сомнения. Можно ли считать Михаила Александровича все-таки императором? Некоторые полагают, что да.
После прихода к власти большевиков Михаил был взят под арест, выслан в Пермь и расстрелян там в июне 1918 года по решению местных властей ещё до событий в Екатеринбурге.
Однако жена и сын его на том момент уже сумели оказаться за границей в безопасности. И если Михаила считать все же императором, то кем тогда был его сын? С одной стороны происхождение мальчика по матери было не достаточно высокородным. С другой, Николай все же признал его племянником, да и кто может быть ближе к наследованию титула, как ни единственный сын императора? В истории дома Романовых были и более сомнительные наследники. Даже бабушка мальчика, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна оставила тому после смерти треть всего своего имущества. Косвенное, то тоже подтверждение прав.
К сожалению Георгий умер в автокатастрофе в двадцатилетнем возрасте, не оставив детей. К тому же были и другие претенденты на престол уже не существующей страны. Тем более удивительно, как в одночасье окончилось правление дома Романовых, при столь большом числе возможных наследников.
Спасибо за проявленный интерес. Очень надеюсь на вашу поддержку.
#история россии
#династия романовых
#николай второй
#русская эмиграция